В статье рассказывается, как в годы Гражданской войны в России создавались подразделения радиосвязи в Рабоче-крестьянском Красном воздушном флоте, как с трудом собирали разбросанное по фронтам радиоимущество и радиоспециалистов. Показано, какие трудности приходилось преодолевать при создании радиоотделений в авиачастях и приведены их штаты.
Создание органов радиосвязи в войсках.
Для управления частями войскового соединения и успешного взаимодействия между разными родами войск нужна правильно налаженная связь, а именно действующая быстро, непрерывно и надежно. К связи предъявляют высокие требования, так как чем шире поле сражения и более разобщены отдельные части, которые должны действовать согласованно, тем труднее её налаживание.
Приход большевиков к власти в 1917 г. и дальнейшее их действия привели к тому, что в России началась Гражданская война. Уже в начале 1918 г. большевики начали проводить многочисленные мероприятия по созданию системы органов по управлению Рабоче-крестьянской Красной армией (РККА) в целом, и Рабоче-крестьянским Красным воздушным флотом (РККВФ), в частности. В конце апреля 1918 г. в штат стрелковой дивизии был введен отдельный батальон связи и объявлена его организационно-штатная структура. Командир батальона одновременно являлся заведующим связью дивизии, а начальник полковой команды связи — заведующим связью полка [1, с. 8]. Таким образом, с самого начала формирования РККА батальоны и команды связи уже не состояли в штатах инженерных частей и подразделений, как это было ранее, в период Первой мировой войны. В состав батальона, наряду с другими подразделениями связи, входила радиотелеграфная рота. Рота имела две полевые радиостанции (действующую и запасную) для радиосвязи со штабом армии и с соседними дивизиями и 4 легкие радиостанции для связи с бригадами [2, с. 82].
Формировались они тяжело, так как малочисленные кадры военных радиоспециалистов старой армии рассеялись по всей стране, и собрать их было очень трудно. Также основные запасы имущества связи, в том числе и многие радиостанции, находившиеся в прифронтовой полосе в Прибалтике, Белоруссии и на Украине, были захвачены немецкими оккупантами. Заводы «Сименс и Гальске» («СиГ») и «РОБТиТ», ранее изготовлявшие радиостанции для армии, бездействовали. Центральные органы Красной армии, которые отвечали за формирование частей и соединений личным составом и материальной частью, только создавались. В большинстве случаев командиры батальонов сами собирали специалистов-связистов и своими силами искали различную аппаратуру связи. Особенно не хватало радиостанций и радиоспециалистов. Но к осени 1918 г. сформированные батальоны связи вместе со своими дивизиями были отправлены на фронты Гражданской войны [2, с. 83].
Усилия Главного военно-инженерного управления Красной армии привели к тому, что уже к середине 1918 г. удалось собрать небольшое количество разнотипных радиостанций, разбросанных по всей стране. Все эти радиостанции, ранее использовавшиеся в старой армии, теперь поступали на вооружение частей Красной армии.
Автомобильная искровая радиостанция системы Маркони образца 1914 г. имела мощность 5 кВт, рабочий диапазон 700–2500 м и дальность действия до 500 км. Автомобильная искровая радиостанция системы «СиГ» образца 1915 г. имела мощность 2,5 кВт, рабочий диапазон 400–2300 м и дальность действия до 250–300 км. Полевые радиостанции «СиГ» и «РОБТиТ» образцов 1910, 1914 и 1915 гг. имели мощность 1,5–2 кВт, рабочий диапазон 400–2300 м, дальность действия до 250 км. [2, с. 83–84].
Значительная часть радиостанций, находившихся в войсках, была сильно изношена. Количество собранных к осени 1918 г. радиостанций оказалось недостаточным для удовлетворения даже самых минимальных потребностей РККА. Все фронты ощущали крайнюю нужду в радиосредствах.
Советское правительство принимало решительные меры для ликвидации недостатка в радиостанциях, для обеспечения армии всем необходимым их количеством. Был организован сбор радиоаппаратуры, налажена сборка и ремонт радиостанций. Работники предприятий радиопромышленности собирали из изготовленных радиодеталей новые радиостанции, которые отправлялись на фронт. В войсках ремонтировались радиостанции и приёмники. Также соединения Красной армии пополняли своё радиоимущество за счёт трофеев, взятых у противника.
Несмотря на все усилия, снабжение войск радиостанциями оставалась недостаточным. Потребность войск в радиостанциях для связи штабов дивизий со штабами своих армий составляла на июнь 1919 г. 212 полевых радиостанций. Из имеемых 76 станций половина была неисправна [2, с. 85].
Лёгкие радиостанции были положены каждой дивизии и кавалерийской бригаде, но с обеспечением ими всё было очень сложно, фактически на фронтах их не было. Например, в 37-й стрелковой дивизии на 15 мая 1919 г. не было ни одной положенной по штату радиостанции.
Ещё одна из причин, почему тормозилось использование радиосвязи для управления войсками, была в остром недостатке подготовленных командиров-радистов и радиоспециалистов.
Реввоенсовет РСФСР для решения проблемы подбора квалифицированных радиоспециалистов 22 сентября 1918 г. издал приказ № 7, в котором было сказано, что все бывшие радисты, использовавшиеся в войсках не по специальности, должны быть откомандироваться для прохождения службы в радиочастях и радиоподразделениях. Это помогло укомплектовать радиоподразделения опытными кадрами радиоспециалистов. Но ещё требовалось срочно организовать массовую подготовку командного состава и рядовых специалистов. Поэтому Советским правительством было принято решение о создание радиобаз. Уже в ноябре 1918 г. начали создаваться две базы радиотелеграфных формирований: во Владимире и Казани [2, с. 86].
Каждая из радиобаз имела в своем составе: радиошколу численностью 500 человек; дивизион формирований, задачей которого являлось формирование радиостанций и комплектование их подготовленными командами; лабораторию с учебно-опытной радиостанцией; мастерские и склад. Радиобазы во Владимире и Казани сыграли большую роль в подготовке радиоспециалистов для соединений Красной армии. В начале 1920 г., когда было покончено с Колчаком, в Томске была создана третья радиобаза. Она просуществовала три года. Для подготовки старших и младших радиоспециалистов в радиошколы радиобаз направлялись грамотные в техническом плане красноармейцы. Особенно из радиобаз выделялась Казанская радиобаза. Потому что на ней радиостанции были в хорошем состояние и полностью укомплектованы личным составом и материальной частью. [2, с. 86–87].
В целом, организация радиосвязи в Красной армии вначале почти ничем не отличалась от организации связи в старой русской армии. Основу составляли радиогруппы, организуемые по признакам войсковых объединений фронта. Разница была в том, что в состав радиогрупп, за отсутствием корпусного звена управления, включались радиостанции штабов дивизии. Для связи между радиостанциями фронтовых групп использовались волны передатчиков, которые в дальнейшем поменяли для удобства связи на волны приёмников.
Авиационная радиосвязь.
Первым органом по управлению советской авиацией стала учреждённая во главе Управления Военного воздушного флота 20 декабря 1917 г. Всероссийская коллегия по управлению Воздушным флотом Республики. Первые социалистические авиационные отряды сформировались в Петрограде и Москве. 24 мая 1918 г. Всероссийская коллегия была упразднена и образовано Главное управление РККВФ (Главвоздухфлот). В апреле 1919 г. вышел первый советский авиаустав «Наставление по применению авиации на войне», в котором рассматривались вопросы применения радио в авиации [3]. Управление авиацией в этот период осуществлялось следующим образом: задачи фронтовой авиации ставил командующий фронтом, авиации армии — командующий армией, дивизионной авиации — командир дивизии. Из-за отсутствия необходимого количества средств связи Главвоздухфлот осуществлял связь с начальниками воздушных флотов фронтов по гражданским линиям связи [4, с. 7].
Авиация нуждается в средствах воздушной и наземной связи. Средства воздушной связи — это средства связи между несколькими самолётами и самолётом и землёю. Наилучшим средством в данном случае является радио.
Радиосвязь между самолётами использовалась для управления группой самолётов со стороны ведущего, для передачи сообщений с одного самолёта на другой. Само применение радиотелеграфа позволяло заменять команды, передаваемые эволюциями или ракетами, прямо голосом. Сообщения с самолёта на самолёт были различными, но чтобы противник не перехватил сообщение, все переговоры велись в шифрованном виде или по коду.
Радиосвязь между самолётами и землей применялась: 1) при воздушной разведке; 2) при корректировании артиллерийской стрельбы; 3) при совместном действии воздушного флота с пехотой или кавалерией; 4) для целей аэронавигации; 5) для связи с морским флотом и речными флотилиями [5, с. 12].
При воздушной разведке радиотелеграф являлся единственным средством связи самолёта с землей. Он обладает следующими положительными свойствами: радиопередача принимается на расстоянии от 15 до 150 вёрст; можно передавать не только условные сигналы, но целые слова и даже фразы; радиопередачу могут принимать одновременно неограниченное число приемных радиостанций; радиотелеграмма передаётся с большой скоростью. Но радиотелеграф обладал и некоторыми недостатками: возможность перехвата неприятелем; возможность помешать работе своих радиостанций; необходимость продолжительной подготовки специалистов.
Для обратной связи земли с самолётом служили особые сигнальные полотна. Необходимость наблюдения за ними не позволяла самолёту удаляться на большие расстояния.
Разведывательный авиационный отряд снабжался авиационно-радиотелеграфным отделением, в состав которого входили:
1) приёмная аэродромная радиостанция на двуколке-каретке;
2) приёмная артиллерийская радиостанция;
3) три самолётных передающих радиостанции.
Артиллерийским авиационным отрядам придавалось два таких полных радиоотделения, а также зарядный агрегат на двуколке-каретке.
В 1919 г. были созданы авиационные дивизионы, включающие по 2 разведывательных авиаотряда и 1 корректировочному. В составе каждого авиаотряда было по 6 самолётов. В штат авиационного отряда входили 3 радиотелеграфиста, 9 телеграфистов и электромеханик. В каждом отделении имелось 2 двуколки, парная повозка, 6 лошадей, 6 индукторных телефонных аппаратов, номерщик, 20 вёрст кабеля. Но боевая практика показала, что такого количества радиоспециалистов недостаточно, поэтому приказом Реввоенсовета Республики от 10 марта 1919 г. был утвержден новый штат радиотелеграфного отделения, состоявший из 15 человек, т. е. по 3 радиотелеграфиста на каждую приёмную радиостанцию [4, с. 9].
В условиях боевых действий для организации связи самолётов с землёй во время полета использовались искровые радиостанции и детекторные приёмники с ламповыми усилителями. Всё радиоимущество было старым, доставшимся от старой армии, изношенным. Большим дефицитом были и запасные части к имеемым радиостанциям.
Рис. 1. Авиационная приёмная радиостанция типа «КЛ» завода РОБТиТ
Достаточно сложным было обеспечение авиации связью. Необходимы были современные по тому времени радиостанции и их производство отечественной промышленностью. Эта задача была поручена созданному в 1920 г. электрорадиокабинету при Научно-опытном аэродроме ВВС, впоследствии преобразованному в Государственный научно-исследовательский институт ВВС Красной Армии.
Использование авиации для поддержки сухопутных войск, корректировки огня артиллерии выдвинуло проблему радиосвязи экипажа самолёта, выполнявшего корректирование артиллерийского огня, с радиостанцией артиллерийской батареи. Эта связь осуществлялась с помощью радиотелеграфа. На необходимость организации корректирования огня при помощи телеграфа отмечалось в Наставлении РККА по применению авиации на войне. В нём говорилось: «Польза корректирования при помощи радио исключительно велика». Вместе с тем в Наставлении указывалось: «До организации корректирования при помощи радиотелеграфа широкое практическое значение должно получить, как просто и легко усваиваемый способ, корректирование дымовыми сигналами и ракетами, очередями пулемётного огня (точки и тире по азбуке Морзе), эволюциями самолёта, а также с помощью сбрасывания лётчиками па батарею записок и кроки с обозначенными попаданиями» [3, с. 15].
Донесения экипажей самолётов с данными авиационной разведки после посадки на аэродром передавались в штаб дивизии (армии) по телеграфу или телефону, а при отсутствии проводной связи самолёты сбрасывали их вымпелом в заранее установленные места.
При помощи специальных сигнальных полотнищ экипажу самолёта передавалось с земли подтверждение о получении вымпела с донесением. Необходимые команды самолёту также могли передаваться с помощью сигнальных полотнищ.
В период иностранной военной интервенции и Гражданской войны происходило становление службы авиационной радиосвязи. Она создавалась вместе с организацией Красного воздушного флота. В боях авиационные связисты самоотверженно выполняли свои долг, проявляя мужество и героизм, и помогли молодой советской авиации добиться победы.
Литература:
- Савин Б. А. История создания войск связи Вооружённых сил Российской Федерации // Связь в Вооружённых Силах Российской Федерации. Тематический сборник. М.: «Информ. Мост», 2006. С. 6–15.
- Пересыпкин И. Т. Военная радиосвязь. М.: Воениздат, 1962. 300 с.
- Наставление по применению авиации на войне. Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Проект. Изд. Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Рев. Воен. Сов. Респ. 1919. 36 с.
- Габелко Д. Е., Кононов С. В., Андреев А. В., Кириллов Д. Д., Лесных О. В. Военная история. Развитие авиационной связи в Вооружённых силах России: учебное пособие. Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2017. 129 с.
- Применение радио в авиации. М.-Л.: Госиздат, 1930. 135 с.