Развитие soft skills у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Развитие soft skills у детей дошкольного возраста / И. В. Цапарина, Е. Н. Паршина, В. М. Горбунова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 396-399. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93094/ (дата обращения: 16.11.2024).



В сегодняшнем быстро меняющемся обществе, управляемом технологиями, обучение детей «гибким» навыкам выступает чем-то более важным, чем когда-либо. Одна из самых важных задач, которую мы выполняем как педагоги дошкольного образования и родители, — помочь нашим детям развить социально-коммуникативные, исследовательские, рефлексивные и другие навыки, показать им, как эффективно взаимодействовать с людьми, и научить их относиться к другим с уважением. Лорен дает определение soft skills — это коммуникативные навыки, такие как приветствие и прощание, работа в команде, решение проблем, обучение совместному выполнению задачи с работой в парах, чтобы научиться использовать сильные стороны друг друга для выполнения задачи, гибкость, чтобы научиться стойкости, быть мотивированным и терпеливым. Мягкие навыки часто также называют «навыками общения» или «эмоциональным интеллектом». Этот термин в основном относится к способности человека хорошо ладить с другими людьми. Они противопоставляются «твердым навыкам», то есть навыкам, которые легко поддаются количественной оценке, например, чтению, письму и навыку заботы о гигиене рук.

Детские сады и школы, в которых большинство детей проводят большую часть своего дня, предположительно предназначены для того, чтобы дать детям знания, которые им понадобятся для получения более высокого уровня образования или работы. Коммуникация важная часть работы в команде и для развития мягких навыков в целом. «Гибкие» навыки выступают критическим компонентом успеха как в детском саду/ школе, так и в повседневной жизни. Сформированные «гибкие» навыки позволяют добиться успеха на в любой сфере: «решение проблем, критическое мышление, инновации и творчество; умение справляться со сложностями и неоднозначностями; и общение». Выход из своей зоны комфорта, может улучшить многие навыки, которые могут понадобиться во взаимодействии с другими сверстниками, а принятие чего-то нового может показать, насколько серьезно вы относитесь к поставленной задаче, когда вам предоставляется возможность научиться чему-то новому. В настоящее время успешность человека определяется его готовностью учиться, так как важно учиться как на своих неудачах, так и на своих успехах, пытаясь приобрести новый набор навыков. Точно так же невероятно ценно научиться приспосабливаться к постоянно меняющемуся рабочему месту и решать проблемы на ходу. И начинать эту работу необходимо именно в детском саду, когда происходит формирование личности, чтобы сделать прививку успеха.

На сегодняшний момент становится совершенно очевидным, что современные реалии российской системы образования ставят перед педагогами новые задачи. Вызовы, предъявляемые образовательным организациям, можно условно разделить на две части: факторы, влияющие на развитие культуры и общества в целом и имеющие глобальный вид (стратегия развития, цифровизация, игрофикация и так далее); тренды, появившиеся как результат научно-технического прогресса (современные технологии). Растущая глобализация, демографический взрыв и стремление максимально сохранить индивидуальность национальных сообществ — формирует особые требования к современному образованию. В частности, в современных условиях уже невозможно ориентироваться только на авторитарные модели образовательной деятельности, в которых ведущая роль закреплялась за педагогом. В настоящее время обучающиеся — это активные участники, равноправные субъекты образовательной деятельности.

Получение образования, становится постоянной заботой каждого человека, и должно стать одной из самых привлекательных сторон его жизни, доставляя ему радость, удовлетворение, ощущение собственного достоинства и обеспечивать его саморазвитие и самореализацию. Чем более развито общество, тем более активно в нем подрастающее поколение. И чрезвычайно важно, чтобы его энергия была направлена на креативное преобразование действительности, на решение огромного количества актуальных задач, стоящих перед государством и обществом, а не вела к умножению проблем. Ключевыми вопросами выступают: с какого возраста необходимо начинать и какое содержание определить в работе с подрастающим поколением. Так, в нашей работе, появилось понятие «навыки XXI века» и пришло понимание, какие навыки реально формировать у детей дошкольного возраста.

Определенно, что «навыки XXI века — особое направление, привлекающее внимание многих образованных людей в настоящее время». Концептуальная основа такова: ключевыми навыками, определявшими грамотность в индустриальную эпоху, были чтение, письмо и математика, однако, в настоящее время акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу.

Подходы к организации образовательного процесса меняются — сегодня благодаря Интернету и информационным технологиям воспитанники иногда обладают гораздо большими познаниями в некоторых сферах, чем их воспитатели. Для многих сегодняшних воспитателей это превращение будет очень непростым. В настоящее время общество активно развивается, а вместе с ним и перестраивается система образования. Акцент смещается в сторону развития активности каждого ребенка. Пересматривается содержание педагогической деятельности, которая связана с переосмыслением не только того, чему учить, но и того, какое место в этом процессе занимает ребенок, какова его активность. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем.

На первое место, при построении образовательного процесса выходит обучение детей навыкам самообразования, самообучения — для этого должны активизироваться и перестроиться и сами обучающиеся, и воспитатели, и родители.

На одном из последних Всемирном экономическом форуме, в числе основных характеристик, которые необходимо развивать в современном мире, были названы предпринимательские способности. Фактически эксперты, выступавшие на этом форуме, разработали три перечня — список грамотностей (базовая грамотность, умение считать, научная и культурная грамотность), список компетенций (умение решать задачи и проблемы, творческий подход и тому подобное) и список необходимых качеств (любознательность, предпринимательские способности, способность к коллективной работе и так далее). Следует особо подчеркнуть, что современные цифровые технологии развиваются с поразительной скоростью — трёх-четырёхлетние дети часто обращаются с планшетами и компьютерами лучше, чем их родители.

Дошкольный опыт ребенка должен помочь ему понять свои чувства, а также понять чувства других. Это включает в себя как обучение распознаванию чувств, так и управление этими чувствами и связанным с ними поведением. Благодаря совместной игре и обучению вместе друг с другом дети дошкольного возраста учатся уважать других и ладить с ними, что еще больше развивает их языковые навыки, самоконтроль и общие социальные навыки. Воспитатели помогают детям разрешать конфликты, которые могут возникнуть во время творческой игры или структурированных исследовательских проектов. К трем годам дети могут начать учиться писать свои имена и читать простые слова. Практика, которую они получают в дошкольном возрасте, настраивает их на успех в развитии грамотности в детском саду и начальной школе.

Воспитатель перестает быть специалистом по передаче определённых знаний и становится специалистом по тому, как помогать участникам образовательных отношений учиться и быть успешными. В соответствии с индивидуальными и уникальными интересами каждого ребенка воспитатели дошкольных образовательных учреждений разрабатывают занятия, развивающие игры и другие мероприятия, которые вызывают у ваших детей любовь к учебе и способствуют развитию различных навыков. Уже сейчас появляется такая вещь, как «перевёрнутое групповое помещение», где обучающиеся самостоятельно изучают, узнают какие-то факты, а непосредственно в образовательной деятельности, систематизируют полученные знания и закрепляют их. Мы считаем, что именно в этом будет заключаться новая роль воспитателя — это организация самостоятельной работы ребенка дома и в групповой комнате. О каких же навыках идет речь? Мы остановились на системе 4C:

  1. Critical thinking (Критическое мышление)
  2. Communication (Коммуникацию)
  3. Creativity (Креативность)
  4. Collaboration (Совместную работу)

Каждый воспитатель хочет, чтобы его воспитанники:

– были способны выполнять задания самостоятельно, а также работать в паре/группе в высокотехнологичной передовой атмосфере;

– были готовы к взаимодействию с педагогом и другими детьми и взрослыми;

– были способными к гибкому и креативному мышлению.

Мы сфокусировали свое внимание создании мотивирующей образовательной среды (положительные эмоции и амбициозные задачи для каждого ребенка, принцип «дошкольник — владелец процесса, воспитатель — наставник») через организацию детско-взрослых проектов исследовательской и социальной направленности. Также строим обучение через организацию исследования (inquiry-based learning), опираясь на работы Савенкова А. И.: дети дошкольного возраста (один или вместе с другими детьми) уточняют задачу, ищут информацию, представляют результаты, формулируют критерии оценки и вместе с педагогом оценивают успешность выполнения задачи используя матрицу идей. Совместные проекты (групповые межпредметные проекты) носят абсолютно прикладной характер и связаны с реальными задачами, с длительностью от нескольких дней до целого учебного года.

Результатом такого образования становится выпускник, способный принимать решения, действовать и решать задачи в повседневной реальной жизни и самостоятельно учиться, адаптируясь к новым нестандартным ситуациям.

Еще одним из инструментов, которые мы используем в работе по формированию «гибких» навыков — это организация исследовательской деятельности. Следует особо отметить, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в которых зафиксирована необходимость поддержки самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста, через создание определенных условий в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.), стимулирующих познавательную и исследовательскую активность детей.

Анализ педагогической практики показывает, что процесс развития исследовательской активности детей в период дошкольного детства не осуществляется на должном уровне и этому способствует целый ряд причин: во-первых, исследовательская деятельность детей носит эпизодичный характер, во-вторых, недостаточный уровень компетентности педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности, в-третьих, развивающая предметно-пространственная среда не соответствует требованиям Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Для развития исследовательской активности детей дошкольного возраста мы выделили следующие педагогические условия:

  1. Специально созданное пространство (Центр исследований в форме коворкинга), которое выступило рабочим инструментом для приобретения детьми практического опыта.
  2. Вовлечение родителей в исследовательскую деятельность (проект «Семейные ВЫЗОВЫ»).
  3. Развитие активного слушания. Чтобы быть хорошим коммуникатором, нужно быть и активным слушателем, и отличным оратором. Активное слушание можно развивать у детей с раннего возраста, давая им понять, что вам интересно то, что они хотят сказать. Мы уделяем все свое внимание ребенку, пока он высказывает свое любопытство и поддерживаем зрительный контакт и размышляем над его словами.
  4. Реализация совместных арт-проектов.

Исследовательская деятельность, по А. И. Савенкову, это особый вид деятельности, который начинается с функционирования механизма поисковой активности и предполагающий не только поиск решения в условиях неопределенной ситуации, но и действия аналитического мышления (анализ получаемых результатов), оценку ситуации на этой основе, прогнозирование ее дальнейшего развития, а также моделирование своих будущих действий. Необходимо особо заметить, что поисковую активность пробуждает невозможность удовлетворения обычных потребностей привычными (знакомыми) способами. Необычная ситуация, которая вызвала поисковую активность, в процессе исследования изменяется, и участники образовательных отношений должны достаточно быстро среагировать на ее изменение своими действиями, строить предположения о дальнейшем развитии ситуации. Все это возможно только тогда, когда предыдущий опыт педагога, детей и родителей воспринят и усвоен. И главное, о чем следует помнить, что в основе поисковой активности, деятельности лежит необходимая потребность в новых впечатлениях.

Дети дошкольного возраста — прирожденные исследователи. Основная задача взрослого — не погасить в ребенке эту искорку любопытства, а наоборот, помочь развить желание самостоятельно искать и находить решение в проблемной ситуации. Решение проблемных ситуаций, позволяет ребенку открывать для себя что-то новое. Инструментом мы выбрали ролевые игры «Современный офис», «Мастерская Творца», «Центр начинающего бизнесмена».

Также, для стимулирования исследовательского поведения детей в групповом пространстве мы используем:

– активизацию осязания — перцепции: обследование предметов закрытыми глазами;

– направленный поиск: поиск предмета в группе по словесному описанию (загадка), контуру;

– задания, направленные на анализ, сравнение, группировку, обобщение, измерение, выявление сходства и различия объектов — аналитико-синтетических умений и способностей;

– экспериментирование: организация пространства и активизация опытов;

– упражнения по развитию критичности мышления, становлению познавательных интересов, ряда познавательных умений: вопросная форма «Кто задаст больше интересных вопросов?», «Кто найдет больше тяжелых (синих) предметов?», «О чем может рассказать этот предмет?» и т. п.

Таким образом, базовые навыки, обеспечивающие успешное будущее детей просто необходимо начинать с дошкольного возраста, вовлекая в этот процесс родителей. Инструментами, выбранными нами для реализации поставленных задач, выступили проектная и исследовательская деятельность, а также ролевые игры с современным содержанием.

Литература:

  1. Муди, Джош. «Как найти курсы колледжа, которые обучают навыкам межличностного общения». US News & World Report, US News & World Report, 10 апреля 2019 г.,
  2. Уэринг, Кирсти. «Почему в школах не учат межличностным навыкам?» PayScale, 12 сентября 2017 г.
  3. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. — 80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, навык, дошкольное образование, исследовательская деятельность, поисковая активность, воспитатель, детский сад, исследовательская активность детей, образовательная деятельность.


Задать вопрос