Физическое развитие старших дошкольников в условиях семейного воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 16.06.2022

Статья просмотрена: 466 раз

Библиографическое описание:

Бучкова, О. В. Физическое развитие старших дошкольников в условиях семейного воспитания / О. В. Бучкова, Н. И. Демидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 404-405. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93096/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье сделан акцент на актуальности роли семьи в процессе физического развития ребенка- дошкольника, даны рекомендации родителям по организации физического развития дошкольников в условиях семейного воспитания, рассмотрены механизмы, которые помогут родителям формировать привычку ребенка к здоровому образу. Статья будет интересна педагогам дошкольного образования, преподавателям и студентам педагогических специальностей, родителям детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: семейное воспитание, физическое развитие старших дошкольников, рекомендации.

На современном этапе одной из основных задач дошкольного образования является физическое развитие детей дошкольного возраста, которая зафиксированы в Федеральном государственном стандарт дошкольного обрывания и сформулирована, как охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [6].

Для решения данной задачи необходима интеграция двух социальных институтов — семьи и дошкольной образовательной организации. Анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также практический опыт реализации физического воспитания дошкольников показывает, что традиции физического воспитания в современной семье изучены слабо, только-только начинают возрождаться и формироваться. Кроме того, до сих пор остается открытым вопрос о роли и месте семейного воспитания и, в частности, родителей в целостной систематической работе по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста [3, c. 225].

Однако стоит отметить, что семья, как многогранная система неоспоримо оказывает влияние на формирование у ребенка дошкольного возраста физической культуры и потребности в двигательной деятельности. Этот тезис доказан в ряде отечественных и зарубежных исследованиях. Семья — это место, где не просто проходит большая часть жизни человека, а целая экологическая микросистема, такое жизненное пространство, где каждый член семьи может удовлетворить свои потребности во взаимодействии с другими членами семьи, где закладываются отношение к своему здоровью и физическому развитию. Это подводит нас к необходимости, что сами родители должны разделять философию гармоничного физического развития и здорового образа жизни, быть примером для своего ребенка.

К сожалению, взрослые обращают свое внимание на проблему физического развития детей лишь в той ситуации, когда ребенку уже требуется медицинская помощь. Поэтому современная дошкольная педагогика поднимает вопрос о процессе физического развития прежде всего внутри семьи, уже начиная с ранних лет.

Родителям необходимо знать критерии эффективности физического развития старших дошкольников:

— положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

— уменьшение заболеваемости;

— формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

— снижение уровня тревожности и агрессивности [5, c. 30–31].

Современные родители нуждаются в педагогическом сопровождении физического развития дошкольников. Оно направлено на поддержку родителей в организации в условиях семейного воспитания полноценное физическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Приведенные ниже рекомендации для родителей позволят им осуществлять физическое развитие ребенка на этапе дошкольного детства [1]:

  1. Соблюдение режима дня. Пребывание ребенка в дошкольной организации строго регламентировано режимом дня. Но вот в семье родители не всегда придерживаются постоянного режима. Родителям необходимо не только понимать его роль для физического развития детского организма, но и поддерживать привычку ребенка выполнять определенные действия (например, утренняя гимнастика) в одном и тоже время.
  2. Содействовать формированию культурно-гигиенических навыков у детей. Навыки самостоятельного приема пищи, умывания, туалета и т. д. являются не только показателем качественного роста и развития ребенка, но и залогом крепкого здоровья.
  3. Соблюдение культуры питания. Семья должна не только рассказывать ребенку о пользе той или иной пищи, о витаминах и питательных веществах, которые содержаться в ней, но и сформировать представления о так называемой «вредной пищи», употребление которой должно быть сведено к минимуму и, конечно, родители должны на своем примере демонстрировать позитивные пищевые привычки [2].
  4. Занятие физической культурой и спортом. В дошкольной образовательной организации под контролем воспитателя по физической культуре, педагогов у дошкольника происходит формирование основных видов движений, семья также способствует этому процессу, но чаще всего стихийно и бессистемно. Но даже несмотря на это родители должны быть инициатором физической активности в условиях семейного воспитания — утренняя зарядка, закаливание, активный отдых, подвижные и спортивные игры, походы и пешие прогулки — это должно быть ежедневной неотъемлемой часть жизни каждой семьи, где есть ребенок дошкольник.

Ребенок старшего дошкольного возраста в силу своих возрастных особенностей не всегда способен регулярно и осознанно заниматься своим физическим развитием и это определяет ключевую задачу родителей — выработать у ребенка умения и навыки, способствующие сохранению и совершенствованию своего физического развития.

Рассмотрим механизмы, которые помогут родителям формировать привычку ребенка к регулярной физической нагрузке [4, c. 394]:

1-й механизм: поддержка инициативности ребенка к физической активности и порицание доступными методам за грубые нарушения здоровьесберегающих правил, которые ведут к ухудшению здоровья ребенка. Не подавлять потребность детей в движении, а создавать условия для её удовлетворения на прогулках на лыжах, самокате, велосипеде, в подвижных и спортивных играх, дома используя спортивные инвентарь в соответствии с возрастом ребенка.

2-й механизм: подражание поведению своих родителей, т. е. идентификация с родителями. У старших дошкольников сохраняется механизм копирования поведения, в частности, родителей, как авторитетных взрослых. Родители для реализации задачи физического развития в рамках семейного воспитания должны использовать этот механизм и показывать детям пример, что физическая активность должная быть постоянным и интересным занятием.

3-й механизм: интеграция физического развития с другими видами деятельности, например, трудовой (выполнение трудовых поручений в природе и одновременное закаливание организма естественными природными факторами) или игровой (сюжетно-ролевые игры с детьми в «Больницу»).

4-й механизм: внутрисемейное общение. Родители должны беседовать с детьми о роли физического развития, здорового образа жизни и объяснять, как негативные факторы могут навредить здоровью и как скажутся на детском организме в будущем.

Таким образом, семья является первичным социальным институтом в физическом развитии ребенка старшего дошкольного возраста. Качественное физическое развитие детей значимым для будущего нашего общества, поэтому уже начиная в семье необходимо создать такие условия, которые помогут ребенку в личностном становлении здоровой и физически развитой личности.

Литература:

  1. Азимхонов Ё. Б. Значение семейного воспитания в воспитании здорового ребенка / Ё. Б. Азимхонов // Вестник науки. — 2022. — № 3 (48). — С. 6–10.
  2. Морозова Л. Д. Теория и методика физического развития дошкольников: учебное пособие для вузов / Л. Д. Морозова. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 167 с.
  3. Мустафаева З. И. Значение развития двигательной активности детей дошкольного возраста в семье / З. И Мустафаева. // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 73–1. — С. 224–227.
  4. Попова И. С. Роль совместных занятий с родителями в физической подготовленности детей дошкольного возраста / И. С. Попова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2020. — № 10. — С. 394–395.
  5. Тумановская Е. О. Влияние спортивной династии в семье на физическую активность будущего поколения / Е. О. Тумановская, М. Н. Налимова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 11–1. — С. 29–32.
  6. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М., 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): физическое развитие, родитель, семейное воспитание, ребенок, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, привычка ребенка, физическая активность, физическая культура, физическое развитие детей.


Ключевые слова

Семейное воспитание, рекомендации, физическое развитие старших дошкольников

Похожие статьи

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования ребёнка с ограниченными возмож-ностями здоровья

Статья посвящена организации психолого-педагогической помощи и поддержки семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Материал будет интересен педагогам и специалистам образовательных организаций, практическим психологам, педагогам-психолога...

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

В статье говорится о важности экологического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с природой, о том, как важно вовлекать детей в условиях ДОУ в практическую деятельность. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста...

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования

В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...

Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена развитию физической культуры у младших школьников и роли, которую играет физическая активность в их общем развитии. Раскрыты важность занятий физической культурой на раннем этапе обучения, а также представлены методы и приемы,...

Педагогические условия в дошкольной образовательной организации по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В настоящей статье говорится о проблемах реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Раскрывается поэтапность работы воспитателя с детьми в рамках дошкольной образовательной организации.

Использование инновационных подходов при формировании культуры здоровья у дошкольников

Данная статья раскрывает проблему состояния здоровья современных детей и подчеркивает необходимость поиска новых подходов в формировании культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Основываясь на педагогических постулатах и утверждениях, что веду...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в освоении культуры безопасности дорожного движения

В статье рассматривается опыт организации работы по формированию у дошкольников основ культуры безопасности дорожного движения. Раскрыты актуальность вопроса, особенности взаимодействия детского сада и семьи, а также представлена структурная модель о...

Целостное развитие личности дошкольника через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Почемучка» в условиях дополнительного образования детей

В статье освещены вопросы реализация модели предшкольного образования в условиях и с учетом специфики дополнительного образования детей, усиления вариативной составляющей образования, полученного в дошкольном образовательном учреждении, способствующе...

Похожие статьи

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования ребёнка с ограниченными возмож-ностями здоровья

Статья посвящена организации психолого-педагогической помощи и поддержки семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Материал будет интересен педагогам и специалистам образовательных организаций, практическим психологам, педагогам-психолога...

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

В статье говорится о важности экологического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с природой, о том, как важно вовлекать детей в условиях ДОУ в практическую деятельность. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста...

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования

В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...

Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена развитию физической культуры у младших школьников и роли, которую играет физическая активность в их общем развитии. Раскрыты важность занятий физической культурой на раннем этапе обучения, а также представлены методы и приемы,...

Педагогические условия в дошкольной образовательной организации по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В настоящей статье говорится о проблемах реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Раскрывается поэтапность работы воспитателя с детьми в рамках дошкольной образовательной организации.

Использование инновационных подходов при формировании культуры здоровья у дошкольников

Данная статья раскрывает проблему состояния здоровья современных детей и подчеркивает необходимость поиска новых подходов в формировании культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Основываясь на педагогических постулатах и утверждениях, что веду...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в освоении культуры безопасности дорожного движения

В статье рассматривается опыт организации работы по формированию у дошкольников основ культуры безопасности дорожного движения. Раскрыты актуальность вопроса, особенности взаимодействия детского сада и семьи, а также представлена структурная модель о...

Целостное развитие личности дошкольника через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Почемучка» в условиях дополнительного образования детей

В статье освещены вопросы реализация модели предшкольного образования в условиях и с учетом специфики дополнительного образования детей, усиления вариативной составляющей образования, полученного в дошкольном образовательном учреждении, способствующе...

Задать вопрос