В статье сделан акцент на актуальности роли семьи в процессе физического развития ребенка- дошкольника, даны рекомендации родителям по организации физического развития дошкольников в условиях семейного воспитания, рассмотрены механизмы, которые помогут родителям формировать привычку ребенка к здоровому образу. Статья будет интересна педагогам дошкольного образования, преподавателям и студентам педагогических специальностей, родителям детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: семейное воспитание, физическое развитие старших дошкольников, рекомендации.
На современном этапе одной из основных задач дошкольного образования является физическое развитие детей дошкольного возраста, которая зафиксированы в Федеральном государственном стандарт дошкольного обрывания и сформулирована, как охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [6].
Для решения данной задачи необходима интеграция двух социальных институтов — семьи и дошкольной образовательной организации. Анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также практический опыт реализации физического воспитания дошкольников показывает, что традиции физического воспитания в современной семье изучены слабо, только-только начинают возрождаться и формироваться. Кроме того, до сих пор остается открытым вопрос о роли и месте семейного воспитания и, в частности, родителей в целостной систематической работе по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста [3, c. 225].
Однако стоит отметить, что семья, как многогранная система неоспоримо оказывает влияние на формирование у ребенка дошкольного возраста физической культуры и потребности в двигательной деятельности. Этот тезис доказан в ряде отечественных и зарубежных исследованиях. Семья — это место, где не просто проходит большая часть жизни человека, а целая экологическая микросистема, такое жизненное пространство, где каждый член семьи может удовлетворить свои потребности во взаимодействии с другими членами семьи, где закладываются отношение к своему здоровью и физическому развитию. Это подводит нас к необходимости, что сами родители должны разделять философию гармоничного физического развития и здорового образа жизни, быть примером для своего ребенка.
К сожалению, взрослые обращают свое внимание на проблему физического развития детей лишь в той ситуации, когда ребенку уже требуется медицинская помощь. Поэтому современная дошкольная педагогика поднимает вопрос о процессе физического развития прежде всего внутри семьи, уже начиная с ранних лет.
Родителям необходимо знать критерии эффективности физического развития старших дошкольников:
— положительная динамика физического состояния вашего ребенка;
— уменьшение заболеваемости;
— формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
— снижение уровня тревожности и агрессивности [5, c. 30–31].
Современные родители нуждаются в педагогическом сопровождении физического развития дошкольников. Оно направлено на поддержку родителей в организации в условиях семейного воспитания полноценное физическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Приведенные ниже рекомендации для родителей позволят им осуществлять физическое развитие ребенка на этапе дошкольного детства [1]:
- Соблюдение режима дня. Пребывание ребенка в дошкольной организации строго регламентировано режимом дня. Но вот в семье родители не всегда придерживаются постоянного режима. Родителям необходимо не только понимать его роль для физического развития детского организма, но и поддерживать привычку ребенка выполнять определенные действия (например, утренняя гимнастика) в одном и тоже время.
- Содействовать формированию культурно-гигиенических навыков у детей. Навыки самостоятельного приема пищи, умывания, туалета и т. д. являются не только показателем качественного роста и развития ребенка, но и залогом крепкого здоровья.
- Соблюдение культуры питания. Семья должна не только рассказывать ребенку о пользе той или иной пищи, о витаминах и питательных веществах, которые содержаться в ней, но и сформировать представления о так называемой «вредной пищи», употребление которой должно быть сведено к минимуму и, конечно, родители должны на своем примере демонстрировать позитивные пищевые привычки [2].
- Занятие физической культурой и спортом. В дошкольной образовательной организации под контролем воспитателя по физической культуре, педагогов у дошкольника происходит формирование основных видов движений, семья также способствует этому процессу, но чаще всего стихийно и бессистемно. Но даже несмотря на это родители должны быть инициатором физической активности в условиях семейного воспитания — утренняя зарядка, закаливание, активный отдых, подвижные и спортивные игры, походы и пешие прогулки — это должно быть ежедневной неотъемлемой часть жизни каждой семьи, где есть ребенок дошкольник.
Ребенок старшего дошкольного возраста в силу своих возрастных особенностей не всегда способен регулярно и осознанно заниматься своим физическим развитием и это определяет ключевую задачу родителей — выработать у ребенка умения и навыки, способствующие сохранению и совершенствованию своего физического развития.
Рассмотрим механизмы, которые помогут родителям формировать привычку ребенка к регулярной физической нагрузке [4, c. 394]:
1-й механизм: поддержка инициативности ребенка к физической активности и порицание доступными методам за грубые нарушения здоровьесберегающих правил, которые ведут к ухудшению здоровья ребенка. Не подавлять потребность детей в движении, а создавать условия для её удовлетворения на прогулках на лыжах, самокате, велосипеде, в подвижных и спортивных играх, дома используя спортивные инвентарь в соответствии с возрастом ребенка.
2-й механизм: подражание поведению своих родителей, т. е. идентификация с родителями. У старших дошкольников сохраняется механизм копирования поведения, в частности, родителей, как авторитетных взрослых. Родители для реализации задачи физического развития в рамках семейного воспитания должны использовать этот механизм и показывать детям пример, что физическая активность должная быть постоянным и интересным занятием.
3-й механизм: интеграция физического развития с другими видами деятельности, например, трудовой (выполнение трудовых поручений в природе и одновременное закаливание организма естественными природными факторами) или игровой (сюжетно-ролевые игры с детьми в «Больницу»).
4-й механизм: внутрисемейное общение. Родители должны беседовать с детьми о роли физического развития, здорового образа жизни и объяснять, как негативные факторы могут навредить здоровью и как скажутся на детском организме в будущем.
Таким образом, семья является первичным социальным институтом в физическом развитии ребенка старшего дошкольного возраста. Качественное физическое развитие детей значимым для будущего нашего общества, поэтому уже начиная в семье необходимо создать такие условия, которые помогут ребенку в личностном становлении здоровой и физически развитой личности.
Литература:
- Азимхонов Ё. Б. Значение семейного воспитания в воспитании здорового ребенка / Ё. Б. Азимхонов // Вестник науки. — 2022. — № 3 (48). — С. 6–10.
- Морозова Л. Д. Теория и методика физического развития дошкольников: учебное пособие для вузов / Л. Д. Морозова. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 167 с.
- Мустафаева З. И. Значение развития двигательной активности детей дошкольного возраста в семье / З. И Мустафаева. // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 73–1. — С. 224–227.
- Попова И. С. Роль совместных занятий с родителями в физической подготовленности детей дошкольного возраста / И. С. Попова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2020. — № 10. — С. 394–395.
- Тумановская Е. О. Влияние спортивной династии в семье на физическую активность будущего поколения / Е. О. Тумановская, М. Н. Налимова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 11–1. — С. 29–32.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М., 2013.