Сказкотерапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 16.06.2022

Статья просмотрена: 151 раз

Библиографическое описание:

Ермакова, Л. А. Сказкотерапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ / Л. А. Ермакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 356-358. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93100/ (дата обращения: 18.12.2024).



Сказка — это то золото, что блестит огоньком в детских глазах.

Г. Х. Андерсон

Искусство есть посредник того, что нельзя высказать, а творчество есть посредине того, что нельзя высказать.

Н. В. Гете

Огромную роль в развитии творческих способностей детей с ОВЗ играют сказки. Возможности сказкотерапии огромны. Под ее воздействием формируются фантазия, желания, интересы. Умом и сердцем ребенок познает творческий мир, радость общения, противостояние добра и зла.

Герои сказок красивые, смелые, наделены честностью и трудолюбием. Ребенок, благодаря сказке, узнает, что добро побеждает зло и всегда сильнее зла, поэтому в будущей жизни он мыслит позитивно и по-доброму.

Воспитательный момент сказки в развитии детей не всегда показан открыто. Иногда, кажется, что она несет отрицательное смысловое значение, пропагандирует подавление личности, жестокость. Например, колобок, съеденный лисой, или теремок, разваленный медведем. Но для ребенка печальный конец вовсе не случайность. Педагогу необходимо объяснить ребенку, что дом — это защита, а мир может быть опасным, и пока ребенок маленький, не стоит выходить на улицу одному.

Но недостаточно просто рассказать сказку, обязательно нужно комментировать то, о чем рассказываешь. Стоит добавить жесты и мимику в свой рассказ, чтобы вызвать настоящий интерес у ребенка, что поспособствует побуждению его к творчеству, способности творить.

Когда педагог рассказывает сказку с душой, происходит волшебство прямо в комнате. Ребенок погружается в сказочный мир и слушает с удовольствием, переживает захватывающее приключение, фантазирует, благодаря чему расширяется словарный запас и развивается речь.

Детская фантазия создает сказочные образы, а умение фантазировать — полезно для интеллекта. Общаясь с ребенком через сказку, мы прикасаемся к внутреннему миру ребенка, способствуем его духовному и нравственному развитию.

Педагоги и родители нередко сами оценивают сказочных героев по ходу рассказывания сказки. Например, волк злой и простофиля, что поверил лисе, а лиса хитрая. Все эти комментарии сильно влияют на формирование нравственного воспитания, систему ценностей.

Развитие творческих способностей у детей посредством приобщения его к регулярному чтению сказок является важным этапом и для развития речи. Правильно поставленные вопросы к сказке активизируют словарь ребенка, запоминание, побуждают думать и анализировать.

Образы, краски, звуки, музыка, знакомство с окружающим миром — все это происходит у ребенка посредством рассказывания сказок. Поэтому запас жизненных прочностей формирует сказка, ведь про добро и зло, про «хорошо» и «плохо» легче объяснить ребенку именно через нее, через создание в его воображении ярких образов сказочных персонажей. Также происходит сближение ребенка и взрослого, и как следствие — воспитательный эффект и решение возникших психологических проблем.

Замечательным средством в развитии понимания и интереса к сказкам является лепка. После прочтения сказки и беседы о ней можно слепить героев из пластилина. Творческий потенциал ребенка раскроется, и он даст волю своей фантазии. Ребенок в «пластилиновой сказке» передает смысл прочитанного, драматизирует сказку героями из пластилина, запоминает последовательность событий.

После прочтения сказки важным моментом является совместная творческая деятельность ребенка и взрослого, что позволит сформировать такие качества, как: сострадание, честность, справедливость, дружелюбие, чуткость. Рассматривая пластилиновых героев, дети будут заряжаться радостью, которая будет способствовать формированию эмоционально-положительного контакта, что является важным для детей с ОВЗ.

Сказка + лепка оказывают огромное влияние на всестороннее развитие ребенка с поведенческими отклонениями, вносит в его жизнь добрые чувства и положительные эмоции. Из сказок дети узнают, что счастье и радость героев — это здорово и что благодаря положительным героям можно добиться успеха, помогать близким и сверстникам.

Лепить, рисовать, мастерить — лучшие способы усвоения материала. Сказочные пластилиновые герои — полезная основа для воспитания детей с ОВЗ. Поэтому сказки детям необходимо читать с самого раннего возраста, так как это фундамент правильного поведения, умения общаться, основа для формирования творческих способностей, желания слушать, понимать и воплощать свои фантазии в различных творчествах. Ведь в сказках положительные герои наделены добротой, красотой, смекалкой, в следствие чего дети стараются быть похожими на них, копируют их. Играя в пластилиновых героев, дети наделяют себя положительными качествами.

Занятия сказкотерапии в сочетании с лепкой способствуют развитию творческой активности, укрепляют физическое и психическое здоровье ребенка. Такие комплексные занятия дают возможность педагогам подходить творчески к изучению материала: менять игры, упражнения, сочинять собственные сказки, проявлять творчество и гибкость при обучении и воспитании детей с ОВЗ.

В работе с детьми с ОВЗ очень эффективно работает социальная сказка, придуманная педагогом. Ее можно придумать о любом предмете или явлении окружающего мира, в зависимости от поставленных задач. Использование технологии «Осьминог», разработанной воспитателями нашего центра, расширяет возможности восприятия особенных детей. Работа со сказкой, согласно этой технологии, проводится по следующему алгоритму:

  1. Сочинение сказки о предмете или явлении окружающего мира.
  2. Знакомство детей со сказкой посредством чтения и обсуждения.
  3. Комплексная работа со сказкой:

– Познавательное развитие (обследовательская и исследовательская деятельность, наблюдение)

– Спортивно-оздоровительное развитие (подвижные игры, музыкально-двигательные упражнения, спортивно-развлекательные мероприятия)

– Социально-эмоциональное развитие (дидактические упражнения, круг знакомства, музыкальные игры, развлечения)

– Творческое развитие (конструирование предметов для кукольного театра, рисование персонажей сказок, лепка героев для мультфильма)

– Общекультурное развитие (проведение мастер-классов, экскурсии в магазин, тематические игры и упражнения по развитию культурно-гигиенических навыков)

– Досуговая деятельность (презентация сказок, постановка сказок в кукольном театре, создание мультфильма).

Такая работа со сказкой способствует не только творческому развитию личности ребенка с ОВЗ, но и его осознанному восприятию окружающего мира, а значит эффективной социальной адаптации.

Литература:

  1. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: Педагогическая помощь.-М.,2006
  2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М., 2000.
  3. Терехова, Н. Б. «Сказкотерапия» как форма психолого-педагогической работы с детьми ОВЗ
  4. Ожегова Т. В., Артемьева А. Б., Никонорова И. Ю., Водяницкая С. В. «Сказачная дорога в жизнь» Методические рекомендации по работе с детьми с интеллектуальными нарушениями. -Казань 2019г.
  5. Чижова О. Н. Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Дошкольная педагогика. — 2014. — № 9.- 57с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, окружающий мир, воспитание детей, герой, кукольный театр, педагог, прочтение сказки, ребенок посредством.


Задать вопрос