Теория государственного регулирования экономики не является чем-то новым. Меркантилистские системы XVIII века предусматривали регулирование производства, распределение и экспорт товаров государством. В XIX веке государственные органы продолжали вмешиваться в экономику. Например, правительство Соединенных Штатов с момента своего образования в 1789 г. выделяло средства и субсидии на поддержку сельского хозяйства, поддерживало систему тарифов за счет собственных доходов и отечественных производителей. Во Франции на протяжении XIX века применялись различные правительственные меры регулирования экономики. Они включали различные эксперименты, такие как Общественные мастерские, которые основал в Париже Луи Блан в 1848 году. В Великобритании в 19 веке использовались различные фабричные акты, которые представляли собой попытку правительства немного улучшить условия труда в промышленности.
После Второй мировой войны главным критерием успеха правительства стала способность регулировать экономику. Поэтому количество регулирующих органов увеличилось настолько, что их стали называть «четвертой ветвью власти». Главным различием между капиталистической и социалистической системами была именно степень контроля над экономикой. В XX веке в коммунистических странах считали, что средства производства должны принадлежать государству и в связи с этим контролироваться государством. В Великобритании правительство национализировало некоторые крупные отрасли промышленности это угольная, сталелитейная и железные дороги. В Соединенных Штатах Америки правительство вмешивалось в экономику главным образом посредством своих регулирующих полномочий. Во Франции правительство занялось планированием народного хозяйства в сфере сотрудничестве с частными коммерческими организациями.
Совсем недавно весь мир столкнулся с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), которая не только угрожает жизни и здоровью людей, но и негативно влияет на экономику Российской Федерации. Важнейшей задачей является минимизация этого негативного воздействия, снижение неизбежных социально-экономических потерь. Поэтому наряду с мерами, направленными на профилактику заболевания, расширение возможностей здравоохранения, принимаются решения по поддержке российской семьи, занятости и доходов граждан, стимулированию индивидуальных предпринимателей, малого и среднего бизнеса, системообразующих компаний. Эпидемия коронавируса самым негативным образом повлияла и продолжает влиять на деловую и предпринимательскую активность, динамику рынка труда. Это связано с нарушением многих экономических, кооперативных, торговых отношений. Из-за необходимых ограничительных мер многие предприятия были вынуждены изменить привычный график работы. Особенно остра ситуация для малого и среднего бизнеса, для организаций сферы услуг. Спрос резко упал; розничные продажи в России в апреле 2020 года снизились более чем на 35 процентов [1]. Энергопотребление резко упало. Объем кредитования в реальный сектор экономики сократился, что привело к приостановке многих инвестиционных программ, планов развития и обновления предприятий. В этих условиях возрастает роль государства, системы государственного управления в регулировании экономических процессов, а также роль правового обеспечения функционирования экономической сферы как важнейшей сферы государственного управления. От этого во многом зависит реализация решений по поддержке граждан, экономики, бизнеса, малого и среднего предпринимательства. Необходимо и дальше вырабатывать новые, дополнительные шаги, адекватные уровню новых вызовов, задействовать все ресурсы, инструменты, резервы для активной антикризисной политики, использовать их максимально эффективно и с ощутимыми результатами для экономики и граждане. Решение этих проблем возможно при эффективном использовании форм и методов государственного управления экономической сферой.
Изучение форм и методов государственного регулирования в экономике в условиях реализации Российской Федерацией мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) предполагает использование различных методов исследования, основными из которых являются диалектический, формально-логический, анализ и синтез, функциональный. Государственное регулирование рассматривается как важнейшая функция государственного управления, что позволяет рассматривать функции государственного регулирования в контексте функций государственного управления. Выводы основаны на результатах научных исследований отечественных ученых-управленцев [2], которые развили авторские подходы к определению форм и методов государственного управления на основе общих, основных представлений о форме государственного управления как внешнем выражение контролирующего воздействия субъекта управления на контролируемый объем с целью достижения целей и задач управления, а метод управления как совокупность управленческих методов и приемов воздействия, выполняющих управленческие функции. Эти ученые в принципе не возражают против разделения функций государственного управления на правовые и неправовые, а методов на административно-хозяйственные, убеждения и принуждения, что допустимо при рассмотрении государственного регулирования в сфере экономики.
Формы и методы государственного управления реализуются во всех сферах жизни, в том числе и в сфере экономики [3]. С юридической точки зрения довольно сложно подобрать термин, однозначно определяющий роль государства и публичного управления в регулировании экономики. Отправной точкой станет признание того, что, несмотря на рыночные отношения, составляющие основу экономики, свободу договора, конкуренцию, наличие экономических механизмов саморегулирования, государство остается важнейшим субъектом, выполняющим свою миссию. и функции в области экономики. Современные формы государственного регулирования экономических отношений четко и легко выделяют Ю. А. Тихомиров, говоря об общем нормативном регулировании экономики; программно-установочные, узаконивающие, нормативно-количественные и качественные, контрольные и запрещенные способы регулирования экономики, а также средства поддержания и стимулирования деятельности субъектов хозяйствования. Современные методы прямого и косвенного (хозяйственного) административно-правового регулирования экономики достаточно подробно раскрыты в работах А. Ф. Ноздрачева. Регулирующая роль государства в экономике возрастает в периоды экономического кризиса, наступления других неблагоприятных моментов в развитии государства и общества, требующих мобилизации всех ресурсов для решения проблем. Это касается реагирования на угрозы национальной безопасности, которыми следует признать распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В теории административного права обосновано, и доказано практикой государственного управления, что административно-правовые режимы действуют для обеспечения мобилизации ресурсов государства и общества для решения задач как один из наиболее приемлемых организационно-правовые формы, что позволяет обосновать функционирование административно-правового режима санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Литература:
- Совещание по экономическим вопросам 14 апреля 2020 г. // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63200.
- Фиалковская И. Д., Теоретические вопросы взаимодействия форм и методов государственного управления / Вестник Нижегородского университета. Н. И. Лобачевского 6 (2010) 261–267.
- Абакирова А. М., Абдыраев М. А., Г. А. Василевич, Модернизация административного законодательства (цели, задачи, принципы и современные тенденции) / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; ИНФРА-М, 2019.