Миграция в Краснодарский край увеличивается с каждым годом. За собой она влечет как достоинства и недостатки. Чтобы решать последствия миграция важно понимать причины, создающие их. В статье проанализированы данные и определены проблемы международной миграции. Для этого использовался исследовательский подход. В статье определены современные миграционные проблемы и задачи для их решения.
Ключевые слова: миграция, миграционные потоки, мигранты.
Краснодарский край занимает выгодное экономико-географическое положение, имея выход к двум морям, располагаясь в европейской части России в теплом благоприятном климате для жизни и развития отраслей сельского хозяйства, особенно растениеводства, и развития всех видов туризма.
По данным Росстата за 2011–2021 гг. Краснодарский край показывает наибольший миграционный прирост среди всех регионов Южного федерального округа [1]. Так для сравнения за 2021 год выглядел миграционный прирост в регионах: в Волгоградской области 1 380 человек, в Ростовской области 13 241 человек, в Астраханской области наблюдалась миграционная убыль и составила -1 711 человек, в Республике Калмыкии так же наблюдалась миграционная убыль и составила -98 человек, в Республике Крым 30 300 человек, в городе федерального значения Севастополь 2 662 человек, в Республике Адыгее 9 814 человек и в самом Краснодарском крае 34 200 человек.
В России же по уровню миграционного прироста Краснодарский край на находится на втором месте. Так, с 2019 по 2021 годы в Краснодарский край переехали 112 240 человек. На первом месте по миграционному приросту оказалась Московская область 274 400 человек. Третье место досталось Ленинградской области 107 840 человек, а четвертое — Севастополю 85 810 человек.
Динамика миграционного прироста Краснодарского края за последние 5 лет показывает, что в 2017 миграционный прирост составлял 55 700 человек, в 2018–34 900 человек, в 2019–47 500 человек, в 2020–35 900 человек, в 2021–37 800 человек. Из анализа видно, что миграционный прирост в межрегиональной миграции сохранял положительный темпы.
Миграционный прирост Краснодарского края складывается из пяти потоков: международная миграция, межрегиональная миграция, трудовая миграция из стран СНГ, внутрирегиональная миграция, страны дальнего зарубежья. К иностранным гражданам ближнего зарубежья относятся граждане стран — участников СНГ: Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Украины.
Иностранцы дальнего зарубежья — граждане из стран с визовым режимом и бывших стран социалистического строя. Прибалтийские государства, Туркменистан и Грузия стали странами дальнего зарубежья после объявления ими визового режима.
Учитывая, что внутрирегиональная миграция не влияет на численность населения, а играет роль только в территориальном размещении населения, поэтому особому рассмотрению подлежит межрегиональная и международная миграция, как потоки миграционного прироста или миграционной убыли населения в Краснодарском крае.
В 2021 году международный миграционный приток населения в Краснодарский край составил 17 % от всей иммиграции в регион [1]. По данным Росстата на 2021 год основные миграционные потоки населения были из Украины — 27,4 %, Армении — 21,2 %, Казахстана — 18,7 %, Таджикистана — 9,9 %.
Отмечено, что в трудоспособном возрасте в Краснодарский край прибыло 17 200 мигрантов, а это 73,7 % от их общего числа. Более половины международных мигрантов являются мужчины.
Основная проблема международных миграционных потоков Краснодарского края состоит в незаконной миграции. Этот вопрос не раз был поднят Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным на ежегодных посланиях парламенту РФ Федеральному Собранию, как главному законодательному, представительному государственному органу исполнительной власти в России.
Начиная с 2013 году осуществляется усиленный контроль над целями въезда иностранных граждан, а также устанавливается статья 26 федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 04.03.2022) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Согласно которому, тем, кто нарушил законы пребывания на территории РФ, запрещён въезд в Россию на срок от 3 до 10 лет.
Этой проблеме большое значение придаёт и губернатор Краснодарского края Вениамин Иванович Кондратьев. На рабочем совещании по организации миграционной работы на территории Краснодарского края было вынесено, что за 10 месяцев 2021 года в регионе выявлено более 20 500 фактов нарушений миграционного законодательства и было принято решение о выдворении из страны более 3 000 иностранных граждан.
Глава региона поручил проработать вопрос создания подразделения для координации работы по вопросам миграции в Краснодарском крае. Его направлением реализации станет разработка стратегии миграционной политики, взаимодействие с правоохранительными органами, прокуратурой и руководством муниципалитетов [2].
Нелегальная миграция — часть теневой экономики, что создает разрушительную ситуацию на рынке труда, что в масштабах страны, что касаемо Краснодарского края. Причина нелегальной миграции заключается в дефиците рабочей силы в сфере обслуживания и строительства, что покрывается мигрантами из других стран.
Так как в Краснодарский край наблюдается высокий приток внутрирегиональной миграции в три крупнейших города края: Краснодар, Сочи и Новороссийск, так же в города-курорты Анапу и Геленджик, то для этих населенных пунктов возникает спрос на строительство жилищных домов, гостиниц и отелей, развитие городской инфраструктуры. Это требует дополнительной рабочей силы, что и приводит к спросу на международных мигрантов.
С экономической точки зрения, нелегальная миграция приводит к искажению, диспропорции показателей на рынке труда. Например, снижается уровень зарплат. Так как за свой труд мигранты берут на 10–15 % ниже средней стоимости труда, это приводит к демпингованию оплаты труды местного населения.
При изучении темы внешних миграционных потоков были выделены следующие проблемы, касающиеся мигрантов и миграционной службы.
Во-первых, пребывание в Краснодарском крае без социального обеспечения и обслуживания органов государственного и муниципального управления приводит к развитию организованных преступных группировок;
Во-вторых, заинтересованность представителей отдельных отраслей экономики в уходе от налогов для сокращения расходов на производство, получения сверхприбыли сокращается налоговые поступления в бюджет региона.
В-третьих, незнание русского языка у преобладающей части мигрантов создаёт негативное отношение и неприязнь к ним среди местного населения, что может усложнять процесс оформления документов в пунктах миграционной службы.
Так представляются следующие меры решения некоторых проблем в миграционной политике и деятельности миграционной службы.
Во-первых, провести уменьшение количества квот зарубежных сотрудников, особенно в сфере строительства.
Во-вторых, главы районов и городских округов Краснодарского края обязательно должны контролировать, как и с кем они заключают договора аренды участков в коммерческих целях.
В-третьих, провести Роспотребнадзору совместно с сотрудниками миграционной службы точные проверки по соблюдению санитарных норм и миграционного законодательства на участках выращивания овощей, фруктов и другой сельскохозяйственной продукции.
В-четвертых, усилить проверку и привлечь силы казачьих подразделений для борьбы с преступными группировками.
В-пятых, увеличить штрафы по отношению к работодателям, нанимающих нелегальных мигрантов.
Данные меры улучшат работу миграционной службы, способствуют контролю пребывания мигрантов на территории России и сохранят благополучные условия проживания для местного населения региона.
Литература:
- Краснодарский край занял второе место в России по миграционному приросту населения: официальный сайт. — URL: https://kubnews.ru/proisshestviya/2022/04/04/krasnodarskiy-kray-zanyal-vtoroe-mesto-v-rossii-po-migratsionnomu-prirostu-naseleniya/ (дата обращения: 20.03.22)
- На координационном совещании обсудили вопросы противодействия незаконной миграции в крае: официальный сайт. — URL: https://www.kubzsk.ru/news/5730/ (дата обращения: 20.03.22)
- Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 04.03.2022) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»: официальный сайт. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/c8aca7e43e8fb1078239ace74f7a52e1952af57b/ (дата обращения: 20.03.22)