Миграция в Краснодарский край увеличивается с каждым годом. За собой она влечет как достоинства и недостатки. Чтобы решать последствия миграция важно понимать причины, создающие их. В статье проанализированы данные и определены проблемы межрегиональной миграции. Для этого использовался исследовательский подход. В статье определены современные миграционные проблемы и задачи для их решения.
Ключевые слова: миграция, миграционные потоки, мигранты.
По данным Росстата Краснодарский край занимает 2 место после Московской области по миграционному приросту России. Так, с 2019 по 2021 годы в Краснодарский край переехали 112 240 человек [3]. Высокий миграционный прирост населения в Краснодаре и Краснодарском края проявляется в увеличении доли строительства в секторе экономики, увеличении количества автомобилей, следовательно, в увеличении частоты и продолжительности автомобильных пробок и нагрузки на природу, в увеличении числа учащихся детсадов, школ и средних специальных и высших учебных заведений [1].
В Краснодарском крае по доли приезжих преобладает межрегиональная миграция, которую я далее проанализирую и рассмотрю основные потоки, причины переезда в Краснодарский край и вытекающие из этой ситуации проблемы и пути их решения.
Эксперты федеральной риэлтерской компании «Этажи» провели исследование запросов из других регионов на покупку жилья на Кубани с 2017 по 2021 год [2].
Статистика показала, что на протяжении всего времени лидером среди покупателей жилья на Кубани является Тюмень. Только в первом квартале 2021 года тюменцы отправили 18 % от всех запросов на приобретение недвижимости. Больше всего, согласно исследованию, их привлекает Анапа.
Вторым в списке идет Сургут, на него приходится 8 % заявок, большая часть потенциальных покупателей выбирает своей целью краевую столицу. Также в тройке лидеров — Екатеринбург, а это 6 % заявок. Для жителей этого города одинаково привлекательны Анапа и Краснодар. Кроме того, в десятке городов, которые попали в список, — Красноярск, Кемерово, Новый Уренгой, Новосибирск, Ханты-Мансийск, самые последние — Томск и Омск по 2,7 % заявок. Если подвести общий итог, то за несколько месяцев 2021 года купить жилье на Кубани хотели жители около 46 регионов страны.
Исполнительный директор федеральной риэлтерской компании «Этажи» Елена Астахова отмечает, что Тюмень и Сургут всегда дают значительную долю покупателей кубанским торговцам недвижимостью. Со стороны северян в течение последних 10 лет растет спрос. При этом в части лидирует Краснодар. Жить и работать в курортных городах можно только летом, зимой же там постоянные шторма и отсутствует деловая активность.
Межрегиональные мигранты отмечают следующие причины переезда в Краснодарский край. Во-первых, регион располагается в умеренно-континентальной зоне. Это означает, что зима здесь почти бесснежная и длится 3 месяца, а весна же короткая и заканчивается уже к началу мая. Осень мягкая: слякоть наступает поздно, а именно в конце октября. Температура зимой варьируется от нуля до пяти градусов по Цельсию, летом температура может превышать тридцать пять градусов, осенью же не опускается ниже десяти градусов. Климат помогает быстрорастущей аграрной промышленности региона.
Во-вторых, пляжный отдых для краснодарцев доступен в двух направлениях. Неподалеку от города находятся два моря — Азовское и Черное. Ехать до обоих менее пары часов. Жители города часто отправляются на выходные на семейный морской отдых на личном автотранспорте, по железной дороге на скоростных поездах «Ласточка» либо на автобусах. Даже в разгар курортного сезона любой желающий может приобрести билеты. Развита в регионе и туристическая отрасль. Она может предложить экскурсии на любой вкус. Однако особой популярностью пользуются направления в города Сочи, Геленджик и село Дивноморское.
В-третьих, высокий экономический потенциал в таких отраслях экономики Краснодарского края: крупные промышленные предприятия; сельскохозяйственный сектор; постоянное строительство недвижимости; развитая торговая сеть; туристический комплекс; развитые системы образования и медицины.
В-четвертых, на территории края находится множество гектаров плодородной черноземной земли. На ней ежегодно выращивают тонны зерна, овощей и фруктов. Именно это позволяет краснодарцам с легкостью найти любой вид продуктов на местных рынках круглогодично.
В-пятых, инфраструктура только одного города Краснодар стремительно развивается, что подтягивает развитие и в других районных центрах. Многие программы являются очень перспективными и рассчитаны на десятки лет. Так, в мае 2019 года Высшая школа экономики представила программу комплексного развития транспортной инфраструктуры, рассчитанную до 2034 года и нацеленную на развитие транспортной системы города. Помимо этого, правительство Российской Федерации реализует множество проектов на развитие как среднего и малого бизнеса, так и крупной промышленности.
Складывается ситуация, при которой межрегиональные мигранты нигде и никак не учитываются. Если международные мигранты учитываются управлением миграционной ситуации России по региону, то показатели межрегиональной миграции основываются на учете временной прописки. Однако не учитываются приезжие без временной прописки.
Межрегиональных мигрантов необходимо учитывать и анализировать как в принимающем регионе для развития собственной инфраструктуры, так и для региона, который покинули мигранты, чтобы анализировать отток населения и причины эмиграции из региона и устранения или сглаживания проблем, по выезду из региона.
Отмечу, что тяжело учитывать настоящий показатель межрегиональной миграции на официальном уровне. Во-первых, миграция — это очень динамический процесс, который меняется в зависимости от года и сезона. Во-вторых, нет официального органа для постановки на учет межрегиональных мигрантов
Межрегиональные мигранты незарегистрированные и никак не учитываются в официальных источниках, но пользуются инфраструктурой, что создает очереди в детсады, переполненность в школах, транспортные пробки и нагрузку на природу.
Однако учитывая, что основной возраст межрегиональных мигрантов приходится на возраст от 18 до 35 лет, а для данной возрастной группы свойственно иметь страницы в социальных сетях, то нужно активнее сотрудничать с общественными городскими группами как «Новости Кубани», «Новости Краснодара», «Новости Сочи» и регулярно раз в месяц проводить социологические опросы. В опросах нужно задавать следующие вопросы: «С какого региона переехали?», «Какой Ваш возраст?», «С кем Вы переехали?», «По какой причине переехали?».
Особенно остро проблемы межрегиональной миграции ощущаются в Краснодаре, потому что здесь приходится основной миграционный приток населения и небольшая площадь.
Если приводить более точные подсчеты межрегиональных мигрантов, то администрация Краснодара и Краснодарского края получит точные показатели и исходя из этих расчетов будет создавать комфортную городскую среду под реальное количество людей, в частности, для Краснодарской агломерации. Это будет проявляться в строительстве новых объектов инфраструктуры: школ, детсадов, больниц, парков, развлекательных объектов, а значит и в росте рабочих мест и увеличении благосостояния граждан. Эти данные будут особенно применимы для создания и улучшения новых районов внутри города, что поможет разгрузить центр и равномерно распределить транспорт и само население, а, следовательно, и нагрузку на природу, что сохранит здоровье граждан и уменьшит расходы в области здравоохранения.
Литература:
- Администрация и городская Дума Краснодара: официальный сайт. — URL: https://krd.ru/administratsiya/administratsii-krasnodara/departament-stroitelstva/shkola/ (дата обращения: 20.03.22)
- Из Сибири — на юг: жители каких регионов России чаще всего покупают жилье на Кубани: официальный сайт. — URL: https://krasnodarmedia.su/news/685812/ (дата обращения: 20.03.22)
- Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. — URL: https://rosstat.gov.ru/? %2F (дата обращения: 20.03.22)