В статье автор разрабатывает приложение для анализа и исследования собственных частот колебания консоли крыла самолета
Ключевые слова : имитационная модель, Anylogic, флаттер, консоль крыла, графический интерфейс
Основная цель исследования — разработка имитационной модели исследования собственных частот колебания консоли крыла самолета в среде Anylogic, для последующего решения проблемы флаттера или других возникающих колебаний, приводящих к разрушению крыла.
Разрабатываемая система должна находить частоты собственных колебаний консоли крыла закрепленной к фюзеляжу, в зависимости от полноты баков. Топливная система самолета располагается по всему крылу равномерно. Расчеты проводятся без учета материалов консоли крыла самолета. Прототип самолета можно будет задать свой, в зависимости от неизменных инженерных характеристик крыла самолета, программа будет вычислять нужные для специалиста параметры.
Имитационное моделирование позволит с помощью простых объектов описать реальную систему, называемую моделью. Моделирование применяется в случаях, когда проведение экспериментов над реальной системой невозможно или нецелесообразно, например, из-за высокой стоимости или длительности проведения эксперимента в реальном масштабе времени. Многие системы моделирования позволяют менять параметры модели только до запуска модели на выполнение.
AnyLogic позволяет пользователю вмешиваться в работу модели, изменяя параметры модели в процессе ее функционирования. Примером таких средств являются слайдеры, которые могут быть введены в окно анимации.
Практическая ценность работы заключается в создании работоспособной автоматизированной системы модели крыла самолета, позволяющей сократить ручной труд специалиста и снизить затраты во времени, связанные с нахождением нужных параметров отдельно, возможность внедрение системы и её расширения в будущем. Прикладная программа должна исследовать модель, при критических значениях параметра и иметь возможность адаптировать модель при реальных условиях. Anylogic имеет открытый код, что позволяет наращивать функциональность модели.
Актуальность исследования:
— Упрощение математических расчетов и анализа конструкции, для оперативного расчета БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) или других воздушных судов.
— Проверка выполнения условий, что расчетные параметры лежат в определенно заданных переделах, а также анализ отклонений от нормы.
— Интерфейс программы позволяет варьировать большой набор различных входных физических параметров и визуализировать результаты в виде графиков, что дает возможность использовать данный продукт не подготовленному, с точки зрения программирования, пользователю.
На первом этапе происходит создание входных параметров и визуализации консоли крыла, используя графический интерфейс программы, с возможностью варьирования параметров во время функционирования, проиллюстрируем это на рис. 1.
Рис. 1. Блок входных параметров в графическом редакторе среды Anylogic
Основные формулы нужные для расчетов:
Площадь консоли крыла (1)
(1)
Распределение полной массы по площади (2)
,(2)
где — вес топлива, — вес спрямленной консоли.
Дальше для вычисления более точных результатов была применена дискретизация крыла на 10 равных частей, массу каждого участка распределим в центре
Массу каждого участка крыла (6) найдем через тангенс угла (3) подобных треугольников (4) и (5) рис. 2.
(3)
(4)
(5)
(6)
Рис. 2. Нахождение массы крыла через площадь трапеции
Коэффициент податливости через интеграл Мора (4.12).
(7)
Чтобы найти собственные частоты воспользуемся системой (8) при отсутствие внешних сил .
,(8)
Из формулы (8) можно вычислить собственные колебания, обозначим матрицу [B]= * [m]. (9)
(9)
Плотность с учетом расхода топлива на 10 участках полета (10).
(10)
Параметры, которые задаются при начале работы с помощью ползунков.
Геометрия крыла:
— LengthL — малая хорда;
— LengthH — большая хорда;
— Width — длинна спрямленной консоли.
Загруженность крыла:
— Fuel — топливо;
— Weight — вес крыла;
— Weight_engine — вес двигателя самолета.
Дополнительные параметры:
EI — изгибная жесткость
На втором этапе происходит формирование плана создания модели и ее реализации с помощью программного кода.
На рис. 3 представлена блок-схема имитационной модели для нахождения собственных частот колебания консоли крыла на всем пути летательного аппарата.
Рис. 3. Блок схема работы имитационной модели
Функции массы, коэффициента податливости и собственных частот, написанные на языке Java с помощью графического интерфейса программы, представлены на рис. 4.
Рис. 4. Свойства окон функций консоли крыла в среде Anylogic
Пример работы модели произвольной консоли представлен на рис. 5.
Рис. 5.
Входные параметры произвольной консоли:
Большая хорда 3 м, малая хорда 1,5 м, длинна спрямленной консоли 15 м, топливо 4800 кг, вес крыла 1200 кг, Вес одного двигателя 400 кг.
В ходе данной работы:
— Разработан программный комплекс, позволяющий рассчитать параметры консоли крыла в интерактивном режиме.
— Модель создана в режиме открытого доступа, что позволяет её усовершенствовать, другими дополнительными функциональными возможностями для расчета консоли крыла.
Литература:
- Назначение и возможности инструментальной среды AnyLogic [Электронный ресурс]. https://zdamsam.ru/a10946.html
- Безуевский А. В. Особенности характеристик статической и динамической аэроупругости летательных аппаратов с крылом большого удлинения: диссертация / Безуевский А. В. Жуковский, 2019–151с
- Д. В. Хомицкий. Моделирование элементов динамики самолёта в условиях неустойчивости на большой высоте Практикум — Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2008. — 37 с.
- Чепурных И. В. Прочность конструкции летательных аппаратов: учеб. Пособие / И. В. Чепурных. — Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО “КнАГТУ”, 2013.-137 с. ISBN 978–5-7765–1035–9.