В РФ более 19 тысяч муниципальных образований, имеющих собственные бюджеты. В данной статье рассматриваются местные бюджеты, являющиеся наиболее приближенными к потребностям местного населения. Целью исследования является определение понятия местного бюджета, его правовой формы и роли на современном этапе. В результате автором раскрываются теоретические аспекты, касающиеся местного бюджета как основы финансовой системы муниципального образования.
Ключевые слова: бюджет, местный бюджет, бюджетная система, консолидированный бюджет, муниципальное образование, местное самоуправление.
Составной частью финансовой системы РФ является бюджет (англ. — «мешок с деньгами»), необходимость существования которого обусловлена тем, что только государство может осуществлять определенные функции, например, оборонные, социальные, культурные, поэтому необходима концентрация большого объема денежных средств и создание централизованных фондов этих средств в собственности публично-правового образования. [1, с. 181]
В юридической и экономической литературе понятие «бюджет» рассматривается в различных аспектах.
Бюджет как экономическая категория — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования единого централизованного фонда денежных средств, для осуществления государством или муниципальным образованием его задач и функций. Как правовая категория бюджет — это юридическая форма (нормативный правовой акт), регламентирующая деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по формированию и исполнению централизованного фонда денежных средств. [2, с. 161]
И. И. Кучеров подчеркивает, что бюджет одновременно представляет собой финансовый план соответствующего публично-правового образования (государства, субъекта РФ или муниципального образования), фонд денежных средств и нормативный правовой акт, материально опосредующий функции государства и муниципального образования. [2, с. 161]
Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ установлено, что бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. [3]
Местное самоуправление — одна из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории страны, при этом слова «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания в российском законодательстве в определенных случаях применяются в одном значении. [4]
Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. [5, с. 135]
Ю. А. Крохина определяет местный (муниципальный) бюджет как экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, распределения и использования централизованного муниципального денежного фонда, находящегося в распоряжении органов местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач местного значения, а также государственных делегированных полномочий и являющегося основным финансовым планом муниципального образования, утверждаемым представительным органом. [6, с. 178]
Ю. А. Крохина оценивает местный бюджет с трех точек зрения:
— с экономической точки зрения местный бюджет — совокупность денежных отношений муниципального образования по поводу перераспределения национального дохода и части национального богатства в целях аккумулирования, распределения и использования централизованного в масштабах муниципального образования денежного фонда, предназначенного для финансирования функций и задач местного самоуправления;
— с материальной — сконцентрированный в рамках определенного муниципального образования централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении органов местного самоуправления и используемый для выполнения функций и задач местного самоуправления, а также делегированных государственным полномочий;
— с юридической — основной финансовый план муниципального образования по распределению и использованию денежного фонда муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом в форме решения и закрепляющий юридические права и обязанности участников бюджетных отношений местного уровня. [6, с. 178–179]
Одной из главных характеристик бюджетного устройства государства является его бюджетная система, в состав которой Бюджетным кодексом РФ включены местные бюджеты.
Законодатель относит местные бюджеты к третьему уровню бюджетной системы, фактически разделяя их на два подуровня:
1) бюджеты муниципальных районов, бюджеты муниципальных округов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
2) бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов [3].
Бюджетным законодательством консолидированный бюджет муниципального района определяется как бюджет муниципального района и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) [3].
По результатам реформы местного самоуправления 2003 года за каждым видом муниципального образования закреплены вопросы местного значения, собственные источники доходов.
В 2019 году в Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» введено новое понятие — муниципальный округ с переходным периодом до 2025 года, в течение которого образуются муниципальные округа путем объединения поселений с муниципальным районом, а также городские округа, не соответствующие требованиям законодательства, также будут преобразованы в муниципальные округа [4].
Таким образом, осуществляется постепенный переход на одноуровневую организацию местного самоуправления (городские округа, муниципальные округа и внутригородские территории (внутригородские муниципальные образования) городов федерального значения).
Несмотря на сокращение к 2022 году численности муниципальных образований более чем на 18 % по сравнению с 01 января 2007 года (24207 муниципальных образований), их количество по-прежнему остается значительным. По данным Росстата на 01 января 2022 года в РФ 19655 муниципальных образований, из них: муниципальные районы 1544, городские поселения 1287, сельские поселения 15742, муниципальные округа 180 и др. [7], [8].
Наличие у каждого муниципального образования своего бюджета определяет главную особенность местных бюджетов — максимальное приближение к потребностям местного населения.
Роль местных бюджетов состоит в следующем:
1) создание финансовой базы для исполнения законодательно закрепленных вопросов местного значения.
Например, к вопросам местного значения на уровне муниципального округа относятся: дорожная деятельность; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, а также дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях; организация библиотечного обслуживания населения и обеспечение жителей округа услугами организаций культуры; организация благоустройства территории округа, обеспечение первичных мер пожарной безопасности и другое; [4]
2) самостоятельное определение органами местного самоуправления приоритетных направлений расходов средств местного бюджета для социально-экономического развития муниципального образования;
3) решение стратегических задач развития региона путем участия в государственных программах субъекта РФ.
Таким образом, местный бюджет является основой финансовой системы муниципального образования, в нем находят отражение все экономические, социально-политические и организационные решения органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения.
Литература:
- Финансовое право: учебник для академического бакалавриата / А. Ю. Ильин, М. Н. Кобзарь-Фролова, И. Г. Ленева, В. А. Яговкина; под ред. А. Ю. Ильина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 623 c. — Текст: непосредственный.
- Финансовое право: учебник / А. Ю. Ильин и др.; под ред. И. И. Кучерова. — М.: Эксмо, 2011. — 592 c. — Текст: непосредственный.
- Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.05.2022) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3823.
- Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 40. — Ст. 3822.
- Нешитой, А. С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для бакалавров / А. С. Нешитой. — 12-е изд., стер. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. — 308 с. — ISBN 978–5-394–03334–6. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1093691 (дата обращения: 25.05.2022). — Режим доступа: по подписке.
- Крохина, Ю. А. Финансовое право России: учебник / Ю. А. Крохина. — 6-е изд., перераб. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2021. — 504 с. — ISBN 978–5-00156–069–2. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1221074 (дата обращения: 01.06.2022). — Режим доступа: по подписке.
- Формирование местного самоуправления в Российской Федерации 2007. — Текст: электронный // rosstat.gov.ru: [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13263 (дата обращения: 02.06.2022).
- Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации по состоянию на 1 января 2022 г. — Текст: электронный // rosstat.gov.ru: [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/1-adm-2022.xlsx (дата обращения: 02.06.2022).