Патриотическое воспитание младших школьников в условиях Арктической зоны Российской Федерации (на примере Мурманской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 18.06.2022

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Карелина, Э. А. Патриотическое воспитание младших школьников в условиях Арктической зоны Российской Федерации (на примере Мурманской области) / Э. А. Карелина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 367-370. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93136/ (дата обращения: 18.12.2024).



Встатье рассматриваются понятия «малая Родина», цели ФГОС начального общего образования, которые направлены на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников.

Ключевые слова: ФГОС начального общего образования, начальная школа, Мурманск, патриотизм, воспитание, внеклассная работа.

The article discusses the concept of «small homeland», the objectives of the FSES of primary general education, which aimed at promoting spiritual and moral development of junior schoolchildren.

Keywords: FSES of primary general education, primary school, Murmansk, patriotism, education, extracurricular activity.

Согласно Федеральному государственному стандарту начального общего образования (2009 г.), основными из индивидуальных достижений обучающихся являются ценностные ориентации, индивидуальные личностные характеристики, в том числе и сформированность патриотических чувств младших школьников.

Приоритетным направлением педагогического процесса в современной российской школе является патриотическое воспитание. Оно имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающихся. Только на основе возрождения чувств патриотизма и национальных идеалов увеличивается любовь к Родине, проявляется чувство ответственности за её могущество, честь и национальные интересы, сохранение материальных и духовных ценностей России, развивается чувство собственного достоинства личности.

Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для зарождения прекрасного чувства любви к Большой и Малой Родине. Воспитывая патриотов, старшее поколение может быть уверенными в развитии и становлении стабильного общества и сильной державы.

Педагогической теории и практике известно, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. У детей младшего школьного возраста возникают большие возможности для целенаправленного нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств школьника.

«Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, — отмечается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях».

«Патриотизм, — по мнению авторов документа государственного образца, — чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую Родину, т. е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству».

Патриотическое воспитание школьников постоянно является одной из главных задач школы, потому что детство и юность — самый подходящий период для зарождения чувства любви к Родине. Патриотическое воспитание младших школьников является актуальной, сложной и многоаспектной проблемой [1].

Обратимся к слову патриотизм, к его философскому истолкованию: Патриотизм — политический и нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине, преданность ему, гордость за его настоящее и прошлое, стремление встать на защиту интересов родины. Данное слово обозначает любовь к родине, защиту своего отечества, а также своего народу. Любовь к Родине является главной характеристикой человека, называемого патриотом. Впервые появившееся в период Французской революции, этот термин в современной справочной литературе объясняется как любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины». Прилагательное патриотический характеризует глубокое народное чувство любви к тому месту, где родился и живешь, ведь все, что приближает нас к родной природе и роднит с ней, патриотично в самом широком смысле этого слова.

Исторически проявление тенденции патриотизма выражена защитой прав человека на родной земле, борьбой против иноземных завоевателей, а также созиданием материальных и культурных отечественных ценностей. Критерием искренности, глубины и действенности патриотического воспитания служат реальные дела и поступки людей.

Рассматривая патриотизм, Н. И. Губанов, отмечает, что патриотизм — это служение людей Родине, он подчеркивает, что в нем различаются духовное содержание — патриотические чувства и идеи — и проникнутые этими чувствами и идеями действия, поступки людей. Настоящий патриотизм — это сильная преданность своему народу, сочетающаяся с уважением к другим народам.

ФГОС НОО рассматривают учет регионального компонента в качестве необходимого условия вариативности начального общего образования. Основа в воспитании у младших школьников гражданских чувств — накопление обучающимися социального опыта жизни в своем Отечестве. Перед педагогами лежит ответственная задача, а именно воспитание подрастающего поколения патриотами своей Родины, научить их городиться своей страной и любить её. Стоит сказать, что необходимо дать детям понимание того, что великая страна начинается с малой Родины — с того место, где ребенок родился и живёт.

Патриотизмом называется нравственный и политический принцип, а также социальное чувство, включающее любовь к Родине и готовность защищать её интересы. Для конкретной личности патриотизм — это центральная и постоянная характеристика человека, которая выражается в поведении и взглядах. В широком смысле слова патриотизм является значительной частью общественного сознания, которая выражается в коллективных настроениях, оценках, чувствах, в отношениях к народу своей страны, образу жизни этого народа, истории, культуре, государству. Из этого следует, что это сознание лежит в системе центральных ценностей.

Патриотическое чувство всегда проявляется в поступках и в деятельности человека. Всем известно, что патриотические чувства зарождаются из любви к своей малой Родине, затем, проходя через множество периодов, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Деятельная сторона патриотизма является главной. Конкретно она способна изменить чувственное зарождение в серьезные для страны и Родины дела и поступки. Патриотизм есть нравственная основа деятельности государства. Он выступает как важный внутренний и мобилизующий ресурс развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Также можно рассмотреть патриотизм с точки зрения социального явления: здесь этот термин будет являться мощной основой жизни и развития любых наций и государственного строя. Патриотизм также является и толчком к самореализации и социальному поведению граждан. Критерии для них — это любовь и служение Родине, обеспечение суверенитета страны, ее безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества.

Патриотизм — одна из наиболее значимых особенностей российского менталитета. Стоит заметить, что у российского патриотизма есть ряд своих особенности. Во-первых, это высокое гуманистическое направление. Во-вторых, веротерпимость, соборность и законопослушание. В-третьих, общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни, а также особая любовь к родной природе. При недооценке патриотизма могут возникнуть неоценимые последствия: может произойти снижение уровня жизни и развития общества и государства в различных сферах жизни. Это и есть главный критерий патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Патриотическое воспитание — это составная часть общего воспитательного процесса. Этот термин представляет собой систематизированную деятельность государственной власти и различных организаций с целью формирования у граждан страны высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [3].

Воспитание патриотизма — это один из видов сложной, разноуровневой, мощной и постоянной деятельности. Воспитание включает в себя общественные, целевые, функциональные, организаторские и другие стороны, обладает серьезным уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения страны, захватывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Патриотизм — центральная часть всей жизни общества, а также его государственных институтов.

Патриотическое воспитание дает гражданам сформированность общественно значимых направлений, равного сочетания общественных и собственных интересов, преодоление чужих процессов и явлений, которые разрушают его устои и потенциал жизни. Процесс патриотического воспитания личности должен быть направлен на создание равных условий для мощного толчка в становлении страны.

Целью регионального компонента является способность формирования у обучающихся начальной школы духовно-нравственных ориентаций, воспитание эмоционально-ценностного отношения к местной традиционной культуре населения, который живет на постоянной основе в Арктической зоне РФ, развитие их творческого потенциала, а также толерантности в условиях многонациональной среды [5].

Национально-региональный компонент содержания образования — понятие очень глубокое. Оно включает в себя не только краеведческие аспекты содержания образования, но и многие новые элементы, такие как — особенности управления системой образования в данном регионе с учётом комплекса особенностей данной территории; учёт в процесс организации учебно-воспитательного процесса климатических, географических, исторических, национальных, социально-экономических демографических, экологических особенностей, международное сотрудничество региона по проблемам образования, культуры, экономики с пограничными государствами и т. д.

Арктика — это часть территории России, включающая в себя Арктический пояс (в состав которого входит прилегающий шельф с островами материкового происхождения) и полярный бассейн.

В настоящее время в мире, с его большими и многоуровневыми взаимосвязями, чтобы помочь определить перспективы развития российской Арктической зоны представляется необходимым найти внешние условия ее развития, таким образом, что можно было поместить проблемы конкретного региона в глобальный политико-экономический мир.

Это достаточно важно и актуально, так как из-за невысокой заселенности, тяжелых природных условий и отдаленности от мировых центров Арктика никогда не выступала важным субъектом геополитики. Арктическая зона, как правило, служит средой обитания коренного населения, а также является объектом сосредоточения усилий властей и бизнесменов стран, расположенных южнее границы Арктической зоны.

В самой стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года отмечены ключевые факторы, оказывающие непосредственное влияние на развитие различных сфер жизни Арктической зоны Российской Федерации, а именно:

а) тяжелые климатические условия (сильный мороз, ледяной покров, сильный ветер);

б) очаговый характер хозяйственно-промышленного освоения данных территорий, а также низкая плотность населения;

в) удаленность от основных развитых городов, высокая ресурсоемкость и сильная зависимость деятельности в области сельского хозяйства и обеспечения оптимальных условий жизни для населения от поставок из различных регионов страны товаров первой необходимости, продуктов и топлива;

г) очень низкая устойчивость экологии, которые определяют биологическое равновесие и климат Земли, а также их взаимозависимость даже от незначительных экологических действий.

Про данный регион можно рассказать много интересных и уникальных фактов обучающимся начальной школы. Мурманская область — это субъект Российской Федерации, расположенный на северо-западе России и образованный 28 мая 1938 года. На юге граничит с Карелией, на западе — с Финляндией, на северо-западе — с Норвегией. Мурманская область входит во вторую группу регионов по туристической привлекательности. Кольское Заполярье уверенно опережает другие регионы Арктической зоны Российской Федерации. Мурманск — самый крупный город за Полярным кругом.

Стоит отметить, что существует множество праздников, про которые нужно рассказать обучающимся начальной школы. Например, помимо дня города есть День Полярника — это профессиональный праздник, установленный указом Президента Российской Федерации в 2013 году в знак признания заслуг полярников. Отмечается праздник 21 мая.

Патриотическое воспитание представляет собой формирование и развитие личности, которая обладает качествами гражданина — патриота Родины и которая способная успешно выполнять свои гражданские обязанности в мирное и военное время.

Патриотические чувства являются результатом длительного, целенаправленного воспитательного процесса, начинающегося с самого раннего возраста.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального обязательного образования с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г. (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 1578) [Текст]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — М.: Изд-во Юридическая литература, 2012. — 4 с.
  2. Карташова, В. Н. Подготовка бакалавра педагогического (начального) образования [Текст]/ В. Н. Карташова// Начальная школа. — 2016. — № 5. — С. 80–83.
  3. Кохичко А. Н. Концепт и эпистема как базовые номинативные единицы, отражающие национальную (этническую) специфику представления языковых знаний // Педагогический журнал, 2019. Т. 9. № 5А. Ч. II. С. 764–781.
  4. Носкова, Н. В. Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя [Текст]/ Н. В. Носкова // Начальная школа. — 2015. — № 3. — С. 15–17.
  5. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника [Текст]: избранные психологические труды / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1986. — 361 с.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, патриотизм, Арктическая зона, Российская Федерация, FSES, малая Родина, начальная школа, начальное общее образование, духовно-нравственное развитие, Отечество.


Ключевые слова

внеклассная работа, патриотизм, воспитание, начальная школа, ФГОС начального общего образования, Мурманск

Похожие статьи

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духо...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования посредством разных видов деятельности

Описывается опыт работы педагога дошкольного образования в области нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. Показана система интегрированной деятельности в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного обра...

Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников

В статье раскрыт педагогический подход к формированию представлений о малой Родине, рассмотрены этапы, методы и средства формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников.

Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности

В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.

Патриотическое воспитание младших школьников как составная часть педагогического процесса

В статье рассмотрена проблема патриотического воспитания младших школьников, приведены примеры реализации патриотического воспитания в школе и за её приделами.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня: реализация и основные средства

Данная статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию и его развитию, как приоритетному направлению воспитания молодежи.

Патриотическое воспитание детей в дошкольной образовательной организации

В статье описывается опыт реализации Стратегии воспитания в Российской федерации на период до 2025 года. Приоритетным направлением является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурно...

Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»

В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...

Духовно-нравственное воспитание как фактор гражданского и патриотического развития личности школьника

Представленный проект иллюстрирует, как индивидуальный педагогический проект Рыбаковой Ольги Викторовны соотносится с коллективным педагогическим проектом школы № 176, который вписывается в работу городской программы патриотического и гражданского во...

Программа воспитания класса как средство достижения личностных результатов образования в начальной школе

Автор раскрывает особенности разработки и реализации программы воспитания класса, в основу которой положены идеи гражданско-патриотического воспитания младших школьников.

Похожие статьи

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духо...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования посредством разных видов деятельности

Описывается опыт работы педагога дошкольного образования в области нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. Показана система интегрированной деятельности в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного обра...

Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников

В статье раскрыт педагогический подход к формированию представлений о малой Родине, рассмотрены этапы, методы и средства формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников.

Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности

В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.

Патриотическое воспитание младших школьников как составная часть педагогического процесса

В статье рассмотрена проблема патриотического воспитания младших школьников, приведены примеры реализации патриотического воспитания в школе и за её приделами.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня: реализация и основные средства

Данная статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию и его развитию, как приоритетному направлению воспитания молодежи.

Патриотическое воспитание детей в дошкольной образовательной организации

В статье описывается опыт реализации Стратегии воспитания в Российской федерации на период до 2025 года. Приоритетным направлением является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурно...

Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»

В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...

Духовно-нравственное воспитание как фактор гражданского и патриотического развития личности школьника

Представленный проект иллюстрирует, как индивидуальный педагогический проект Рыбаковой Ольги Викторовны соотносится с коллективным педагогическим проектом школы № 176, который вписывается в работу городской программы патриотического и гражданского во...

Программа воспитания класса как средство достижения личностных результатов образования в начальной школе

Автор раскрывает особенности разработки и реализации программы воспитания класса, в основу которой положены идеи гражданско-патриотического воспитания младших школьников.

Задать вопрос