Основным направлением представленного исследования является выявление и решение финансово-экономический трудностей санитарной очистки в муниципальном образовании городской округ Красноперекопск Республики Крым. Учитывая тот факт, что данный вид деятельности осуществляется Муниципальным унитарным предприятием «Жилищно-эксплуатационное объединение», можно однозначно сделать вывод, что с такими трудностями и проблемами сталкивается именно это предприятия. Соответственно, нами будут рассмотрены вопросы данного направления деятельности именно в отношении данного предприятия.
В статье проведен анализ финансово-экономических проблем санитарной очистки на примере муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым.
Ключевые слова: санитарная очистка, муниципальное образование, твердые коммунальные отходы, сбор и вывоз ТКО, муниципальное унитарное предприятие.
Одним из основных источников доходов МУП «ЖЭО» является вывоз и утилизации ТКО. Основания предоставления такого вида услуг уже были описаны нами выше. Сумма доходов от данной услуги зависит напрямую от количества вывезенного мусора.
На сегодняшний день средний каждодневный вес, вывезенного МУП «ЖЭО», мусора равняется 58 тоннами. За год данный показатель достигает отметки 21,2 тысячи тонн. Согласно таким показателям, МУП «ЖЭО» должно получать в год порядка 36 миллионов рублей. То есть, увеличение веса вывезенного мусора позволит увеличить доход Предприятия.
Однако, проблема заключается в том, что на сегодняшний день в МУП «ЖЭО» отмечается наличие неграмотно выстроенной логистики. Это объясняется тем фактом, что сегодня ответственные за логистику специалисты не выполняют своей должностной обязанности, связанной с построением правильного и грамотного маршрута для водителей, осуществляющих вывоз ТКО и другого мусора на полигон [4].
Получается, что осуществляется лишний расход топлива, в то время как остаются без внимания некоторые участки с ТКО. Соответственно, не весь мусор поступает на полигон, а значит, и вес представляется не таким большим.
Кроме того, к проблеме логистики необходимо отнести то, что мусоровозы Предприятия обязаны ежедневно опустошать все мусорные контейнеры, расположенные на специальных контейнерных площадках. Объем контейнеров составляет 1,1 м 3 . При этом, на каждой площадке находится 3–4 контейнера. В общей сложности на территории города Красноперекопск насчитывается около 280 контейнеров, которые, как мы уже указали, и должны опустошаться ежедневно. Однако, как показывает практика, большинство этих контейнеров за сутки не заполняются даже не половину. Соответственно, приезжая на те или иную контейнерную площадку, водитель мусоровоза, в большинстве случаев, осуществляет бесполезные действия по опустошению контейнера, сделать которые было бы целесообразнее на следующий день. При этом, неверная и неэффективная логистика в данном случае приводит:
– к «раздутию» штата: увеличиваются затраты на заработную плату сотрудников (водителей, подсобников и механизаторов);
– увеличению амортизации техники: увеличиваются затраты на техническое обслуживание автомобильного транспорта и техники;
– увеличению временных затрат;
– увеличению расходов на топливо: на данный момент расход топлива мусоровоза составляет 100 литров на 100 километров, когда по нормативным показателям расход должен составляет около 30 литров на 100 километров.
Говоря о топливе, необходимо отметить, что это также является большой проблемой, особенно, в современных реалиях. Речь идет не только о мусоровозах, которые осуществляют вывоз мусора на полигон ТКО, но и о иной технике (газоны, водовозы, тракторы, бульдозеры и так далее), которые осуществляют свою деятельность в рамках санитарной очистки города. В частности, имеется в виду резкое, значительное и стабильное подорожание топлива. То есть, увеличивается себестоимость использования такой техники, а значит, уменьшается в целом и прибыль Предприятия, что приводит к нецелесообразности выполнения определенных видов работ по санитарной очистке. В это же время, не выполнять такие виды работ Предприятие также не может. В этой связи, данную проблему можно считать абсолютно актуальной и важной.
Углубляясь в проблему технического обслуживания мусоровозов и техники, осуществляющих деятельность в рамках санитарной очистки города, необходимо отметить, что в МУП «ЖЭО» на данный момент насчитывается 7 мусоровозов, 4 двадцати тонных самосвала, 1 газон, 4 трактора, 1 экскаватор и 1 бульдозер (используется на основе договора аренды). При этом, 2 мусоровоза и 2 трактора находятся в нерабочем состоянии. Так, ремонт любого рода техники представляется очень дорогим: Предприятию приходится обращаться за помощью к специалистам, поскольку сами водители Предприятия могут осуществлять только мелкий текущий ремонт. Считаем данную проблему важной, требующей решения.
Очень большой проблемой, и с точки зрения финансово-экономического аспекта санитарной очистки города Красноперекопск, и с точки зрения экологии, является проблема возникновения чрезвычайных ситуаций. В частности, речь идет о возникновении пожаров на полигоне ТКО.
Возникновение пожаров приносят Предприятию большие убытки. Это выражается, в первую очередь, в том, что для тушения пожаров привлекаются к сверхурочным работам работники, которым необходим осуществлять в связи с этим доплату. Во-вторых, в такой ситуации увеличивается расход топлива. Для тушения пожаров используют специальные водовозы и мотопомпы. Мотопомпы работают на бензине: они выкачивают воду из озера, возле которого расположен полигон ТКО, а выкачанная вода направляется на очаги возгорания. В-третьих, важно указать, что при возникновении пожара МЧС выносит постановление о назначении штрафа Предприятию, в размере около 15 тысяч рублей. За год возникновение пожаров на полигоне ТКО города Красноперекопск происходит около 12–15 раз. Соответственно, можно сказать, что около 200 тысяч рублей Предприятие ежегодно уплачивает только за то, что на полигоне загорелся мусор. Тут же отметим, что в большинстве случае имеет место не естественное возгорание, а именно поджог (речь идет о третьих лицах, проникших на территорию полигона). Соответственно, решить проблему с возникновением пожаров в силах Предприятия.
В рамках данного исследования обозначим также такую проблему, как задолженность населения по уплате за сбор и вывоз ТКО. Отметим, что на получение денег Предприятием это не оказывает какого-либо влияние. Напомним, что МУП «ЖЭО» получает деньги от ГУП РК «Экоресурсы» в размере, зависящем от объема (веса) вывезенного мусора. Однако, не дополучение денежных средств последним негативно влияет на муниципальное образование город Красноперекопск в целом. На сегодняшний день сумма задолженности составляет около 12 миллионов рублей [3].
Достаточно важной проблемой является обслуживание по сбору ТКО частных домов, которых в городе Красноперекопск насчитывается очень много. На улицах расположения таких домов нет контейнерах площадок: люди выставляют мусор непосредственно за ворота. Мусоровоз должен подъехать к каждому дому и забрать выставленный мусор. Точнее, это делают подсобники, которых на каждую машину приходится по два человека. Таким образом, увеличивается снова-таки расход топлива (поскольку машина едет медленно), а также осуществляется выплата заработной платы трем работникам (водителю и двум подсобникам) на один мусоровоз. Хотя, если бы не осуществлялся прямой сбор мусора, то достаточно было бы и одного подсобника.
Наконец, в качестве еще одной проблемы необходимо обозначить отсутствие завод по переработке мусора. Более того, такого рода завода на территории Республики Крым нет вовсе.
Таким образом, как видно из представленного анализа, у МУП «ЖЭО» насчитывается достаточно большое количество проблем санитарной очистки города, которые выражены в финансово-экономическом аспекте. Для решения выявленных проблем необходимо разработать рекомендации и направления совершенствования деятельности Предприятия.
Литература:
- Постановление Совета министров Республики Крым от 12.01.2017 г. № 1 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Крым» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/9100201701180001 (дата обращения: 26.05.2022)
- СанПиН 2.1.7.1322–03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» [Электронный ресурс]. URL: http://stroysvoimirukami.ru/sanpin-2171322–03/ (дата обращения: 20.05.2022)
- МУП «ЖЭО» г. Красноперекопск. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://jeo.i-gkh.ru/ (дата обращения: 25.05.2022)
- Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым «Жилищно-эксплуатационное объединение» [Электронный ресурс]. URL: https://krp.rk.gov.ru/ru/document/show/2975 (дата обращения: 02.06.2022)