Авторы статьи анализируют аспекты, определенным образом влияющие на дизайн учебных аудиторий. Рассматриваются основные принципы образовательной среды, значение предварительного исследования, эргономические контексты, некоторые рекомендации по цветографическому решению.
Ключевые слова: образовательная среда, реновация, эргономика, цветовые сочетания.
Сегодня наш мир меняется с огромной скоростью: совершенствуются технологии, свершаются научные открытия, продолжают приумножаться знания во всех сферах человеческой деятельности. Охватывая всё больше аспектов современной жизни, активно развивается и образование. При этом, следует помнить, что вслед за изменениями, остается актуальным необходимость обновлять дизайн пространств, в которых развертываются образовательные процессы.
По убеждению авторов «Методических рекомендаций по реконструкции образовательного пространства общеобразовательных организаций» (2020 г.) Кукулина С. С., Киселёва Е. С., Ожеред М. Ю. и др., среда, в которой человек учится, выступает важным инструментом для стимулирования образовательных процессов и одним из важнейших факторов для получения хорошего образования. Правильно спроектированное пространство положительно влияет на настроение педагогов и учеников, стимулирует их мотивацию и работоспособность, тем самым оказывая благоприятный эффект на результаты образовательной деятельности [2, с. 6]. Именно поэтому особое внимание необходимо уделять дизайну интерьеров образовательных учреждений. К вышесказанному стоит добавить и то, что качество оформления и оборудования образовательных пространств влияют и на имидж, статус учебного заведения, его восприятие определенным контингентом людей, в первую очередь, абитуриентами, их родителями, представителями других образовательных учреждений. К сожалению, часто мы наблюдаем, что многие учебные пространства отечественных вузов не отвечают изложенным критериям и их предметно-пространственная среда нуждается в реновации. Так, изыскатели некоторых аспектов нашей темы выделяют две основные проблемы:
1) несоответствие нынешней предметно-пространственной среды современным функционально-технологическим и эстетическим требованиям, что включает в себя ‒ устаревший дизайн, разрозненность пространства, неимение современного оборудования и оснащения для людей с ограниченными возможностями;
2) отсутствие комплексного подхода к формированию современной среды учебных заведений [4, с. 176].
Подобные проблемы наблюдаются у значительной части образовательных учреждений в нашей стране. Один из примеров устаревшего кабинета представлен на рис. 1. К основным недостаткам рассматриваемой аудитории следует отнести, прежде всего: безликое оформление стен, отсутствие гармоничного единства в стилистике предметного наполнения, в частности стулья разного типа и цвета, некоторые поверхности элементов мебели и шторы изношены, утратили свой эстетический вид. На наш взгляд, в целом атмосфера рассмотренной аудитории не настраивает на продуктивную учебную деятельность, в силу чего подобные по состоянию помещения следует улучшать в контексте цветографического решения и предметного наполнения, другими словами, дизайна.
Рис. 1. Аудитория № 425 (теория и методика обучения физике и астрономии). Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, корпус 1 [Фото Пименовой А.В., 2022 г.]
На основе изученного материала нами было выявлено, что образовательные пространства должны быть нацелены на учащихся, способствовать сотрудничеству между субъектами образовательного процесса, студентами и преподавателями, а также соответствовать принципам современной образовательной среды. Данные принципы основаны на международном опыте проектирования среды образовательных организаций. Так, один из исследователей данной проблемы, Ходенкова М. А. выделяет шесть таких принципов: 1. Открытость пространства, 2. Наличие приватного пространства для индивидуальной работы или отдыха, 3. Полифункциональность и трансформируемость среды, 4. Эффективное использование пространства, 5. Интерактивность, 6. Инклюзивность ‒ открытость и удобство для разных людей, включая людей с ограниченными возможностями [3, с. 19–21].
Как показывает практика, прежде чем приступать к работе над проектированием образовательной среды, следует провести предпроектный анализ с её субъектами: студентами, педагогами и персоналом. Посредством опросов и анкет важно выявить и учесть их потребности, психологию и физиологию, подойти максимально близко к пониманию проблем и возможных путей их решения. Немаловажную роль при решении возникающих вопросов играют утвержденные сводные схемы и таблицы в области эргономики — направлению в науке, сочетающую знания по психологии, физиологии, антропологии и техническим наукам для создания максимально практичной, удобной и безопасной среды для человека. При этом в эргономике существует такое ответвление как педагогическая эргономика. Так, Баетова Д. Р. подчеркивает, что в соответствии с правилами педагогической эргономики образовательная учебно-предметная среда должна быть удобна как для студентов, так и для преподавателей, оснащена оборудованием и мебелью, учитывающими антропологию и потребности человека, в такой среде должны быть предусмотрены рациональные системы хранения оборудования [1, с. 143, 145].
Объективные факторы кроются (таятся) и в выборе цветовых сочетаний, элементов композиций в интерьерах образовательного учреждения, в которых формы, пропорции и цвета могли бы положительно воздействовать на концентрацию внимания во время учебного процесса в кабинете и снимать напряжение во время перерыва вне учебной аудитории. Например, наличие только холодных оттенков может привести к унынию, яркие контрастные цвета оказывают возбуждающий эффект, а умеренные по насыщенности желто–зеленые сочетания наименее утомительны для человека.
По нашему мнению, один из примеров приемлемого современного дизайна учебной аудитории представлен на рис. 2. Кабинет физики отражает соответствующее учебной дисциплине техническое оснащение (розетки, демонстрационный стол и другое оборудование, необходимое для изучения учебного предмета). В графическом решении интерьера доминируют приятные глазу сочетания цветовых оттенков: спокойный зеленый, кремовый, светло серые. Графические композиции на стенах подчеркивают значимость научной области и создают дополнительную визуальную эстетику. В целом дизайн, на наш взгляд, создаёт приятную атмосферу для работы и положительное впечатление об образовательной организации.
Рис. 2. Пример графического оформления и организации предметного наполнения кабинета физики [5]
Таким образом, в дизайне интерьера образовательной среды, еще более приоритетным является следование принципам функциональности, в контексте которого необходимо укреплять комплексный подход, объединяющий в себе достижения науки, художественной сферы, эргономики, экологии и так далее. Следует полагать, что соблюдение актуальных принципов организации образовательной среды, скрупулезный предварительный анализ, в том числе, современных тенденций не только значительно обогатит визуальную эстетику учебных пространств, но и будет улучшать создание благоприятной атмосферы в образовательных процессах.
Литература:
- Баетова Д. Р. Реализация эргономического подхода в информационно-предметной среде учебного кабинета вуза // Омский научный вестник, №. 3 (55), 2007, С. 143–145.
- Методические рекомендации по реконструкции образовательного пространства общеобразовательных организаций / С. С. Кукулин, Е. С. Киселёва, М. Ю. Ожеред, И. И. Белокопытова, Н. Ф. Китасова, Е. В. Кочешкова, И. Л. Пигорева, Е. В. Стрельникова ‒ 2020. [Электронный ресурс]: https://oskoluno.ru/documents/uko/efektruk/3 %20МР %20Реконструкции %20ОП.pdf (дата обращения: 12.03.2022).
- Ходенкова М. А. Функциональное зонирование и оформление помещений образовательных организаций Смоленской области при реализации региональных проектов национального проекта «Образование»: Методическое пособие / Сост. М. А. Ходенкова. ‒ Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2020. ‒ С. 32.
- Циликина П. С. Диагностика учебных пространств как основа проектирования кампуса университета / П. С. Циликина, А. П. Мальцева, Е. Б. Коробий // Инновации в социокультурном пространстве: Материалы XIV Международной научно-практической конференции, Благовещенск, 22 апреля 2021 года. — Благовещенск: Амурский государственный университет, 2021. — С. 175–178. — DOI 10.22250/ISS.2021.35. — EDN BMMOQJ.
- BUCHADESIGN.com Студия дизайна [Электронный ресурс]: http://buchadesign.com/lyceum-design/ (дата обращения: 12.06.2022).