Формирование функциональной грамотности на уроках математики через практико-ориентированные задачи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 17.06.2022

Статья просмотрена: 587 раз

Библиографическое описание:

Кардай, Н. Г. Формирование функциональной грамотности на уроках математики через практико-ориентированные задачи / Н. Г. Кардай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 363-367. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93183/ (дата обращения: 19.12.2024).



Можно и нужно для задач брать примеры из окружающей жизни.

Н. К. Крупская

Каждому человеку приходится использовать в своей жизни математические расчеты, применять компьютерные технологии, искать и применять необходимую информацию в справочниках, овладевать практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, схем и графиков, понимать вероятностную природу случайных событий, выполнять простые алгоритмы и так далее.

С 2019 года в экзамен ОГЭ по математике новый блок практико - ориентированных заданий. Раньше реальная математика представляла несколько задач разного уровня.

Требование ФГОС: подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, умеющего применять знания в реальных ситуациях.

В Федеральном Госстандарте одним из основных требований к усвоению знаний обучающихся является умение применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях. Для выполнения этого требования я использую на уроках математики практико - ориентированные задания. Практико - ориентированные задачи можно получить из текстов предлагаемых PISA, исследованиях TIMSS и из КИМов для итоговой аттестации выпускников основной и средней школы.

Практико - ориентированная задача — это задача, в условии которой описана такая жизненная ситуация, с которой подросток встречается в своей повседневной жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося.

Практика показывает, что обучающиеся с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания. На уроках они с увлечением наблюдают, как из практической задачи возникает теоретическая, и как чисто теоретической задаче можно придать практическую форму.

Такие задачи повышают интерес обучающихся к самому предмету, поскольку для подавляющего большинства ценность математического образования состоит в ее практических возможностях.

При решении данных задач обучающиеся сами ищут, ассоциируют, обобщают, делают умозаключения — одним словом действуют.

Но ни один учебник не может раскрыть всего разнообразия связей школьного курса с производительным трудом, поэтому приходится дополнять задания, предлагаемые в учебнике дополнительными заданиями. Большое значение имеет привлечение обучающихся к отыскиванию примеров использования информации, которые получены на уроках, в жизненных явлениях.

«Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Дай мне действовать самому — и я научусь». Эти слова мудрого Конфуция современны как никогда. Конечно, быстрее и легче продемонстрировать, объяснить, чем позволить им самим открывать знания и способы действий. Самим ставить задачи, исследовать, сравнивать, оценивать, а главное — не опасаться ошибаться в поисках нового пути. Именно этому нужно учить в школе. Преодолеть сложности, выходить за границы своих знаний — эти испытания воли, духа, ума в конечном итоге обязательно подготовят обучающихся к большим испытаниям в жизни. И поэтому, в настоящее время урок — это время, когда ученики сами ищут, дискутируют, ассоциируют, обобщают, делают выводы, одним словом, активно действуют.

Используя практико - ориентированные задачи на уроках математики, я ставлю конкретные цели:

— доказать обучающимся, что математика нужна всем и повсюду;

— научить применять полученные знания на практике;

— подготовить обучающихся к сдаче ВПР и ОГЭ.

Практико-ориентированные задачи способствуют:

— повышению качества математической подготовки обучающихся;

— пониманию использования математики во всех видах деятельности человека;

— созданию предпосылок для творческой деятельности обучающихся.

Конечно, все задачи практического содержания не рассмотришь на уроке и в программе нет отдельной темы по решению прикладных задач.

Классификация практико-ориентированных задач: задачи на движение; задачи на работу; задачи на смеси и сплавы; задачи на оптимизацию; задачи с геометрическим содержанием и др.

И сегодня я представлю практико - ориентированные задачи, которые применяю на уроках.

Высота кабинета 4 м, ширина 5 м, и длина 7 м. Сколько кубических метров воздуха находится в кабинете?

C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\Рисунок1.jpg

Длина бассейна 50 м, ширина 9 м. Объем бассейна 1350 м 3 . Найди глубину бассейна.

Сколько пакетов войдет в коробку?

Тепловоз прошел 1413 м. Найдите диаметр колеса тепловоза, если известно, что оно сделало 300 оборотов.

Диаметр основания царь колокола, находящегося в Московском кремле, равен 6,6 метра. Найдите площадь основания колокола.

https://rusmystery.ru/wp-content/uploads/2013/04/tsar-kolokol.jpg

Абонент забыл последнюю цифру номера телефона своего друга. Какое наибольшее количество номеров придётся набрать, чтобы дозвониться до друга?

https://fs.znanio.ru/methodology/images/08/6c/086ca272addaec99a32cd01fc00188e910db0cfc.jpg

Найдите высоту недоступного предмета.

Найдите расстояние до недоступного предмета.

Компания «Дом для семьи» занимается строительством коттеджных поселков. Для остекления коттеджей она закупает у фирмы по изготовлению окон различные виды окон.

Образцы с размерами в миллиметрах представлены на рисунках.

Цены одного квадратного метра различного вида окон представлены в таблице ниже.

Вид окна

Цена за 1м 2

Треугольное

3460 руб.

Прямоугольное

5700 руб.

Трапециевидное

6000 руб.

Ответьте «верно» или «неверно» данные утверждения.

  1. 2 треугольного окна дешевле 1м 2 прямоугольного окна на 2240 рублей.
  2. Площадь одного окна в форме трапеции в 3 раза больше площади одного треугольного окна.

Сечение железнодорожной насыпи имеет вид равнобедренной трапеции с основаниями 8 м и 14 м. Боковая сторона трапеции равна 5 см. Определить объем грунта, который нужно вынуть из земли, если общая длина всей траншеи на участке обороны должна быть равна 155 м.

https://present5.com/presentation/-48636660_162904508/image-79.jpg

Авиационная бомба среднего калибра дает при взрыве воронку диаметром 6 м и глубиной 2 м. Какое количество земли (по массе) выбрасывает эта бомба, если 1 м 3 земли имеет массу 1650 кг?

Каучук для промышленных нужд собирают, подвешивая конические воронки к деревьям. Сколько воронок диаметром 10 см с образующей 13 см нужно подвесить, чтобы заполнить десятилитровое ведро?

Почему у пожарных ведер коническая форма?#всеобовсем Конус быстрее зачерпыв... Результаты для. конус.

Армейская палатка представляет собой параллелепипед длиной 5 м, шириной 4 м и высотой 2,5 м с двускатной крышей, приподнятой на 80 см. Определить объем палатки и количество палаточного материала, необходимого для ее изготовления.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что современные подходы в образовании ориентированы на результат, требует изменений в учебной подготовке обучающихся. Назначение практико-ориентированных задач — «окунуть» обучающегося в решение «жизненной» задачи. Успешное выполнение контекстных заданий может быть обеспечено только при ориентации учебного процесса на решение практико-ориентированных задач. В связи с этим давайте запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у обучающихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ».

Литература:

  1. Акушева Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г. Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова// Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научно — практической конференции. — 2020. — С.49–51.
  2. Алексеева Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 66–2. С. 10–15.
Основные термины (генерируются автоматически): задача, ЗНАНИе, обучающийся, PISA, TIMSS, недоступный предмет, практическое содержание, различный вид окон, треугольное окно, урок математики.


Похожие статьи

Формирование математической грамотности с помощью практико-ориентированных проектов

Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии

Формирование познавательной мотивации дошкольников через применение технологии «Ситуация» в конструктивной деятельности

Формирование мотивационной составляющей обучения на примере изучения дифференциальных уравнений

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Формирование мышления младшего школьника на уроках математики

Формирование экологического мышления на уроках обществознания в средней школе

Формирование УУД на уроках информатики через методы проблемного обучения

Развитие профессиональной мотивации методом социально-психологического тренинга

Социально-психологические аспекты ролевой игры на занятиях иностранным языком со студентами энергетических направлений подготовки

Похожие статьи

Формирование математической грамотности с помощью практико-ориентированных проектов

Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии

Формирование познавательной мотивации дошкольников через применение технологии «Ситуация» в конструктивной деятельности

Формирование мотивационной составляющей обучения на примере изучения дифференциальных уравнений

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Формирование мышления младшего школьника на уроках математики

Формирование экологического мышления на уроках обществознания в средней школе

Формирование УУД на уроках информатики через методы проблемного обучения

Развитие профессиональной мотивации методом социально-психологического тренинга

Социально-психологические аспекты ролевой игры на занятиях иностранным языком со студентами энергетических направлений подготовки

Задать вопрос