Можно и нужно для задач брать примеры из окружающей жизни.
Н. К. Крупская
Каждому человеку приходится использовать в своей жизни математические расчеты, применять компьютерные технологии, искать и применять необходимую информацию в справочниках, овладевать практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, схем и графиков, понимать вероятностную природу случайных событий, выполнять простые алгоритмы и так далее.
С 2019 года в экзамен ОГЭ по математике новый блок практико - ориентированных заданий. Раньше реальная математика представляла несколько задач разного уровня.
Требование ФГОС: подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, умеющего применять знания в реальных ситуациях.
В Федеральном Госстандарте одним из основных требований к усвоению знаний обучающихся является умение применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях. Для выполнения этого требования я использую на уроках математики практико - ориентированные задания. Практико - ориентированные задачи можно получить из текстов предлагаемых PISA, исследованиях TIMSS и из КИМов для итоговой аттестации выпускников основной и средней школы.
Практико - ориентированная задача — это задача, в условии которой описана такая жизненная ситуация, с которой подросток встречается в своей повседневной жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося.
Практика показывает, что обучающиеся с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания. На уроках они с увлечением наблюдают, как из практической задачи возникает теоретическая, и как чисто теоретической задаче можно придать практическую форму.
Такие задачи повышают интерес обучающихся к самому предмету, поскольку для подавляющего большинства ценность математического образования состоит в ее практических возможностях.
При решении данных задач обучающиеся сами ищут, ассоциируют, обобщают, делают умозаключения — одним словом действуют.
Но ни один учебник не может раскрыть всего разнообразия связей школьного курса с производительным трудом, поэтому приходится дополнять задания, предлагаемые в учебнике дополнительными заданиями. Большое значение имеет привлечение обучающихся к отыскиванию примеров использования информации, которые получены на уроках, в жизненных явлениях.
«Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Дай мне действовать самому — и я научусь». Эти слова мудрого Конфуция современны как никогда. Конечно, быстрее и легче продемонстрировать, объяснить, чем позволить им самим открывать знания и способы действий. Самим ставить задачи, исследовать, сравнивать, оценивать, а главное — не опасаться ошибаться в поисках нового пути. Именно этому нужно учить в школе. Преодолеть сложности, выходить за границы своих знаний — эти испытания воли, духа, ума в конечном итоге обязательно подготовят обучающихся к большим испытаниям в жизни. И поэтому, в настоящее время урок — это время, когда ученики сами ищут, дискутируют, ассоциируют, обобщают, делают выводы, одним словом, активно действуют.
Используя практико - ориентированные задачи на уроках математики, я ставлю конкретные цели:
— доказать обучающимся, что математика нужна всем и повсюду;
— научить применять полученные знания на практике;
— подготовить обучающихся к сдаче ВПР и ОГЭ.
Практико-ориентированные задачи способствуют:
— повышению качества математической подготовки обучающихся;
— пониманию использования математики во всех видах деятельности человека;
— созданию предпосылок для творческой деятельности обучающихся.
Конечно, все задачи практического содержания не рассмотришь на уроке и в программе нет отдельной темы по решению прикладных задач.
Классификация практико-ориентированных задач: задачи на движение; задачи на работу; задачи на смеси и сплавы; задачи на оптимизацию; задачи с геометрическим содержанием и др.
И сегодня я представлю практико - ориентированные задачи, которые применяю на уроках.
Высота кабинета 4 м, ширина 5 м, и длина 7 м. Сколько кубических метров воздуха находится в кабинете?
|
||||||||
Длина бассейна 50 м, ширина 9 м. Объем бассейна 1350 м 3 . Найди глубину бассейна.
|
||||||||
Сколько пакетов войдет в коробку?
|
||||||||
Тепловоз прошел 1413 м. Найдите диаметр колеса тепловоза, если известно, что оно сделало 300 оборотов.
|
||||||||
Диаметр основания царь колокола, находящегося в Московском кремле, равен 6,6 метра. Найдите площадь основания колокола.
|
||||||||
Абонент забыл последнюю цифру номера телефона своего друга. Какое наибольшее количество номеров придётся набрать, чтобы дозвониться до друга?
|
||||||||
Найдите высоту недоступного предмета.
|
||||||||
Найдите расстояние до недоступного предмета.
|
||||||||
Компания «Дом для семьи» занимается строительством коттеджных поселков. Для остекления коттеджей она закупает у фирмы по изготовлению окон различные виды окон. Образцы с размерами в миллиметрах представлены на рисунках.
Цены одного квадратного метра различного вида окон представлены в таблице ниже.
Ответьте «верно» или «неверно» данные утверждения.
|
||||||||
Сечение железнодорожной насыпи имеет вид равнобедренной трапеции с основаниями 8 м и 14 м. Боковая сторона трапеции равна 5 см. Определить объем грунта, который нужно вынуть из земли, если общая длина всей траншеи на участке обороны должна быть равна 155 м.
|
||||||||
Авиационная бомба среднего калибра дает при взрыве воронку диаметром 6 м и глубиной 2 м. Какое количество земли (по массе) выбрасывает эта бомба, если 1 м 3 земли имеет массу 1650 кг? |
||||||||
Каучук для промышленных нужд собирают, подвешивая конические воронки к деревьям. Сколько воронок диаметром 10 см с образующей 13 см нужно подвесить, чтобы заполнить десятилитровое ведро?
|
||||||||
Армейская палатка представляет собой параллелепипед длиной 5 м, шириной 4 м и высотой 2,5 м с двускатной крышей, приподнятой на 80 см. Определить объем палатки и количество палаточного материала, необходимого для ее изготовления. |
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что современные подходы в образовании ориентированы на результат, требует изменений в учебной подготовке обучающихся. Назначение практико-ориентированных задач — «окунуть» обучающегося в решение «жизненной» задачи. Успешное выполнение контекстных заданий может быть обеспечено только при ориентации учебного процесса на решение практико-ориентированных задач. В связи с этим давайте запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у обучающихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ».
Литература:
- Акушева Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г. Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова// Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научно — практической конференции. — 2020. — С.49–51.
- Алексеева Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 66–2. С. 10–15.