Особенности медицинского страхования в зарубежных странах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 17.06.2022

Статья просмотрена: 1554 раза

Библиографическое описание:

Кондрашечкина, Е. В. Особенности медицинского страхования в зарубежных странах / Е. В. Кондрашечкина, Н. В. Чвырева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93184/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторами охарактеризованы ведущие базовые модели предоставления медицинских услуг, используемые в зарубежных странах.

Ключевые слова: здравоохранение, медицинское страхование, медицинские услуги.

Здравоохранение — это система, обеспечивающая качественные медицинские услуги всем гражданам.

В настоящее время в Европе исторически сложились три базовые модели предоставления медицинских услуг: государственное всеобщее медицинское обслуживание (модель Бевериджа), страховая медицина в рамках социального страхования (модель Бисмарка), национальное медицинское страхование. Единую государственную систему здравоохранения в Европе имеют Дания, Испания, Финляндия, Великобритания, Греция, Италия, Ирландия, Португалия и Швеция. При этом в четырех странах — Испании, Великобритании, Греции и Италии — для финансирования здравоохранения используются часть взносов, поступающих на медицинское страхование. Модель Бисмарка сохраняется сегодня в таких странах как Германия, Австрия, Франция, Бельгия, Люксембург и Нидерланды [2, с. 28]. Модель национального медицинского страхования применяют Канада, Тайвань и Южная Корея. Системы Medicare, Medicaid и TRICARE в США основаны на подходе национального медицинского страхования [3].

Ключевое отличие США в том, что они являются единственной богатой промышленно развитой страной без всеобщего медицинского обслуживания.

Всеобщее здравоохранение существует в нескольких формах, но основная идея одна: правительство регулирует рынок медицинских услуг за счет средств налогоплательщиков с целью обеспечения каждого гражданина доступной медицинской помощи в необходимом объеме. При универсальном медицинском обслуживании отсутствует вероятность отказа в страховом покрытии в зависимости от платежеспособности пациента.

Высокая стоимость предоставления качественной медицинской помощи делает всеобщее здравоохранение значимой статьей расходов для государства. В связи с этим медицинское страхование должно оплачиваться дополнительно программами, финансируемыми налогоплательщиками.

Приведем пример, как работает всеобщее здравоохранение. Оно может функционировать разнообразно, в зависимости от конкретной системы. В настоящее время известны три универсальные модели здравоохранения: единый плательщик, обязательное страхование и национальное медицинское страхование.

Модель единого плательщика. В вышеназванной системе правительство предоставляет бесплатное медицинское обслуживание, финансируемое за счет средств, поступающих в бюджет от подоходного налога. Услуги принадлежат государству, но их поставщиками выступают работники государственных учреждений. Каждый гражданин имеет одинаковый доступ к медицинской помощи.

В том случаем, когда государство предоставляет медицинские услуги, оно заботится о том, чтобы врачи и больницы оказывали качественную помощь по разумной цене. В связи с этим, государственные органы обязаны осуществлять сбор и анализ данных, а также использовать свою покупательную способность с целью постоянного влияния на поставщиков медицинских услуг.

Великобританией была разработана система единого плательщика. Другие страны, включая Испанию, Новую Зеландию и Кубу, Соединенные Штаты, предлагают ее ветеранам и военнослужащим.

Модель социального медицинского страхования. Страны, использующие данную модель, предъявляют требования о том, чтобы всё население покупало страховку, как правило, через своих работодателей. В свою очередь те осуществляют вычет налогов из заработной платы сотрудников, с целью покрытия расходов, а налоги идут в государственный фонд медицинского страхования, который компенсирует расходы на медицинское обслуживание граждан. Частные врачи и больницы также предоставляют вышеуказанные медицинские услуги. Однако, при этом государственные органы контролируют цены медицинского страхования. Оно также имеет большое влияние на контроль цен частных поставщиков [5, с. 196].

Помимо вышеперечисленных моделей используется национальное медицинское страхование. Данная модель применяет государственное страхование для оплаты услуг частной практики. Каждый гражданин перечисляет взносы в национальный фонд страхования. Вместе с тем, административные расходы существенно ниже в сравнении с другими моделями, так как функционирует единая страховая компания. У правительства в вышеуказанной системе существует множество способов, позволяющих снизить медицинские расходы.

Остановимся на преимуществах и недостатках всеобщего здравоохранения.

Преимущества:

— снижает общие расходы на здравоохранение;

— уменьшает административные расходы;

— стандартизирует обслуживание;

— создает более здоровую рабочую силу;

— предотвращает будущие социальные издержки;

— направляет людей к более здоровому выбору.

Недостатки:

— здоровая оплата для самых больных;

— значительно меньше финансовых стимулов сохарнять собственное здоровье;

— длительное время ожидания выбранных процедур;

— врачи заинтересованы в сокращении расходов на лечение;

— расходы на здравоохранение могут превысить государственный бюджет;

— правительство может ограничить услуги с низкой вероятностью успеха.

Преимущества позволяют добиться следующих эффектов [6]:

1) Снижение общих расходов на здравоохранение: контроль цен правительством путем переговоров и регулирования.

2) Уменьшение административных затрат: врачи имеют дело, как правило, с одним государственным учреждением. Например, врачи США тратят в четыре раза больше, чем врачи Канады, работая со страховыми компаниями.

3) Стандартизация услуг: в условиях конкуренции, как в странах США, поставщики медицинских услуг должны сосредоточиться на получении прибыли. На практике, зачастую, это осуществляется путем внедрения новейших технологий в протокол лечения пациента. Кроме того, ими предпринимаются попытки настойчивого навязывания дорогостоящих медицинских услуг и соответственно увеличение заработанной платы непосредственно среди врачей, как правило, в конкурентной борьбе за более платежеспособного клиента. Универсальная система устраняет мотив прибыли и фокусируется на обеспечении равной заботы обо всех.

4) Формирование более здоровой рабочей силы: исследования показывают, что профилактическая помощь снижает потребность в дорогостоящем использовании отделения неотложной помощи. Не имея доступа к профилактической помощи, 46 % пациентов данного отделения обращались за медицинской помощью, так как у них отсутствовали необходимые условия для обращения в другие медицинские организации. Вышеназванное отделение использовалось в качестве основного лечащего врача. Подобное неравенство в медицинском обслуживании является серьезной причиной роста стоимости медицинских услуг.

5) Предотвращает будущие социальные расходы и затраты на здравоохранение. Профилактическая помощь может устранить или снизить вероятные будущие проблемы со здоровьем, а также улучшить результаты в наиболее уязвимых группах населения.

6) Направляет население к более здоровому выбору: эффективные инвестиции в здравоохранение и его инфраструктуру и государственное образование могут простимулировать население к здоровому образу жизни.

Недостатки являются причиной следующих эффектов [1, с. 20]:

1) Здоровые люди платят за лечение самых больных: хронические заболевания составляют 90 % расходов на здравоохранение. Самые больные 5 % населения несут 50 % общих расходов, в то время как самые здоровые 50 % создают только 3 % расходов. Однако это верно даже за пределами универсальных систем здравоохранения, так как расходы на лечение хронических заболеваний повышают стоимость планов частного медицинского страхования.

2) Меньше финансовых стимулов для поддержания здоровья: без доплаты люди могут злоупотреблять услугами отделений неотложной помощи и врачей.

3) Длительное время ожидания: правительство уделяет основное внимание оказанию базовой и неотложной медицинской помощи, в связи с этим время ожидания для плановых процедур может возрастать.

4) Врачи заинтересованы в уменьшении расходов на лечение с целью снижения затрат: сокращение государственных расходов может привести к непосредственному уменьшению доступности лечения. Например, врачи сообщают, что сокращение платежей Medicare заставит их закрыть многие собственные лаборатории по анализу крови.

5) Расходы могут превысить государственный бюджет: они составляют значительную часть государственного бюджета. Например, некоторые канадские провинции тратят почти 40 % от него на здравоохранение.

Государство может ограничить данные услуги с низкой вероятностью успеха. Сюда входят лекарственные препараты для лечения редких болезней и дорогостоящее лечение в старости. В Соединенных Штатах уход за пациентами на последнем году жизни составляет от 13 % до 25 % бюджета Medicare.

В Австралии действует смешанный план медицинского страхования. Государство обеспечивает всеобщее государственное медицинское страхование, называемое Medicare, и управляет государственными больницами. Все граждане получают страховое покрытие. Люди обязаны оплатить франшизы до того, как начнут поступать государственные платежи. Многие жители готовы осуществлять оплату за добровольную частную медицинскую страховку, с целью получения более качественного обслуживания. Государственные меры поддержки и помощи защищают пожилых людей, бедных, детей и сельских жителей.

В 2019 году здравоохранение стоило 9,3 % валового внутреннего продукта (ВВП) Австралии. Стоимость на душу населения составила 5187 долларов США, что немного выше среднего показателя для развитых стран. Время ожидания плановых операций варьировалось от 17 дней для коронарного шунтирования до 209 дней для замены коленного сустава. Австралия также имеет один из лучших показателей младенческой смертности среди сравниваемых стран — всего 3,1 % [4].

В Канаде действует национальная система медицинского страхования. Государство оплачивает услуги, предоставляемые частной системой. Частная добровольная страховка покрывает расходы на зрение, стоматологическую помощь и лекарства, отпускаемые по рецепту. Больницы финансируются государством. Они обеспечивают бесплатную помощь всем жителям независимо от их платежеспособности. Государство держит больницы на фиксированном бюджете, чтобы контролировать расходы, но оно возмещает врачам плату за услуги.

В 2019 году здравоохранение занимало 10,8 % ВВП Канады. Стоимость на человека составила 5418 долларов США. Время ожидания плановых операций варьировалось от шести дней для коронарного шунтирования до 122 дней для замены коленного сустава. Уровень младенческой смертности в 2019 году составил 4,2 % [4].

Во Франции действует система социального медицинского страхования, которая обеспечивает уход за всеми лицами, имеющими французское гражданство. Что включает в себя больницы, врачей, лекарства и некоторую стоматологическую и офтальмологическую помощь. Государство также оплачивает гомеопатию, спа-процедуры и уход в доме престарелых. В страховых доходах налоги на заработную плату составляют 64 %, налоги на прибыль составляют 16 %, а 12 % приходится на налоги на табачные изделия и алкоголь.

В 2019 году здравоохранение занимало 11,2 % ВВП. Это 5376 долларов США на человека. Уровень младенческой смертности в 2019 г. составил 3,8 %. Все эти статистические данные являются для развитых стран стандартными средними величинами [4].

В Германии реализуется программа социального медицинского страхования. Каждый обязан иметь государственную медицинскую страховку, но люди с доходом выше определенного могут вместо нее выбирать частную страховку. Государственная покрывает госпитализацию, кроме питания и проживания, реабилитацию при пребывании в стационарах, поддержание психического здоровья, лечение наркомании и даже долгосрочный медицинский уход. Финансирование осуществляется за счет налогов на заработную плату.

В 2019 году здравоохранение занимало 11,7 % ВВП. Это в среднем 6646 долларов США на человека. Вместе с тем, значительная часть немцев может записаться на прием к врачу общей практики на следующий или в тот же день. Детская смертность в 2019 г. в Германии составила 3,2 %.

В Швейцарии функционирует система социального медицинского страхования для всех жителей. Покрытие предоставляется конкурирующими частными страховыми компаниями. Жители оплачивают взносы в зависимости от собственного дохода, а правительство возмещает любые расходы. Люди могут купить добровольную страховку, чтобы получить доступ к лучшим больницам, врачам и удобствам.

В 2019 году расходы на здравоохранение в Швейцарии составили 12,1 % ВВП. Это 7732 доллара США на человека. Уровень младенческой смертности в 2019 составил 3,6 %.

В Великобритании — система здравоохранения с единым плательщиком, которая распространяется на всех жителей. Посетители получают помощь при неотложных состояниях и инфекционных заболеваниях. Национальная служба здравоохранения управляет больницами и платит врачам как работникам государственного учреждения. Государство оплачивает 80 % затрат за счет подоходного налога и налога на заработную плату. Остальное выплачивается из доплат людей, которые платят сами за услуги. Государство оплачивает все виды медицинского обслуживания, включая некоторую стоматологическую и офтальмологическую помощь, уход в хосписе и некоторые виды долгосрочного ухода. Есть некоторые доплаты за лечение наркомании.

В 2019 году расходы на здравоохранение в Великобритании составили 10,3 % ВВП. Стоимость составила 4653 доллара США на человека. Время ожидания плановых операций варьировалось от 35 дней для простатэктомии, до 98 дней для эндопротезирования коленного сустава. Коэффициент младенческой смертности в 2019 г. в Великобритании составил 3,7 %.

В Соединенных Штатах существует смесь государственного и частного медицинского страхования.

В результате 68 % американцев имеют частную медицинскую страховку, в основном от своих работодателей. Правительство субсидирует частное медицинское страхование через Obamacare. Еще 34,1 % американцев имеют государственную страховку. К ним относятся программы Medicaid, Medicare, Программа медицинского страхования детей и военное страхование. Только 8 % вообще не имеют страхового покрытия.

Практически все поставщики медицинских услуг являются частными. Многие демократические кандидаты в настоящее время продвигают всеобщее здравоохранение под названием «Медикэр для всех».

В 2019 году здравоохранение в США занимало 17 % ВВП. Это 11072 доллара США на человека — достаточно большая сумма. Несмотря на такую стоимость, качество помощи часто хуже, чем в сопоставимых развитых странах. Уровень младенческой смертности составляет 5,6 %, что почти вдвое больше, чем в Австралии и Германии. Третья ведущая причина смерти в США — врачебная ошибка [3].

Медицину США называют медициной для богатых. Бедные слои населения порой не получают даже минимального медицинского обслуживания.

Таким образом, медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в случае потери здоровья от любой причины. Его ведущая цель — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. В развитых государствах оно проводится, как правило, в обязательном и добровольном порядке. По обязательному страхованию работодатели отчисляют от своих доходов страховые взносы, за счет которых формируется управляемый государством страховой фонд. По добровольному медицинскому страхованию, оплачиваемому за счет средств самих трудящихся обеспечивается, возмещение более высокого уровня медицинской помощи. Условиями обязательного и добровольного медицинского страхования оговаривается перечень соответствующих медицинских услуг, предоставляемых застрахованным гражданам.

Литература:

  1. Антропов В. В. Здравоохранение и медицинское страхование в Швеции. / В. В. Антропов // Проблемы управления здравоохранением. — 2016. — № 1. — С. 17–23.
  2. Безуглая, В. А. Зарубежный опыт становления и развития медицинского страхования / В. А. Безуглая // Экономика. Бизнес. Финансы. — 2021. — № 6. — С. 27–31. — EDN GPIPZN.
  3. Как устроено медицинское страхование в европейских странах и США [Электронный ресурс] / — Режим доступа: https://meds.com.ua/ustroistvo-medstrahovania-v-sha-i-evrope/
  4. Мировая статистика здравоохранения. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://apps.who.int/
  5. Тумасян, А. К. Обязательное медицинское страхование и его особенности / А. К. Тумасян // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. — 2018. — № 48. — С. 195–200.
  6. Частное медицинское страхование в Германии [Электронный ресурс] / С. А. Бабкин. — Режим доступа: http://www.tupa-germania.ru
Основные термины (генерируются автоматически): медицинское страхование, доллар США, Великобритания, здравоохранение, младенческая смертность, расход, услуга, всеобщее здравоохранение, национальное медицинское страхование, единый плательщик.


Похожие статьи

Стандартизация медицинских услуг в здравоохранении

В данной статье автор пытается провести анализ внедрения стандартизации медицинских услуг в здравоохранении и оценить их влияние на качество оказания медицинской помощи.

Организация услуг здравоохранения в условиях рынка

В данной статье автором рассматриваются основные принципы и подходы к организации услуг здравоохранения в условиях современного рынка. Представлены различные модели и подходы, помогающие достичь эффективного функционирования системы здравоохранения, ...

Особенности добровольного медицинского страхования (ДМС)

В данной работе рассмотрено понятие, цель добровольного медицинского страхования. Выделены отличительные особенности. Определено современное состояние рынка добровольного медицинского страхования.

Влияние биометрии на эффективность и безопасность предоставления государственных услуг

Данная статья посвящена актуальным вопросам влияния биометрии на государственный сектор РФ. Проанализированы различные системы, которые непосредственно связаны с биометрическими технологиями. Также приведены примеры работы биометрии при оказании госу...

Особенности развития менеджмента в здравоохранении

В данной статье даются основные определения менеджмента, представлена краткая история развития данной науки. Даны базовые принципы управления и особенности развития данной службы в системе здравоохранения.

Рекомендации по повышению качества государственных услуг

В статье авторы предлагают рекомендации по повышению качества государственных услуг.

Особенности аутсорсинга в России

В статье рассматриваются содержание, специфические особенности, виды аутсорсинга. Выявлены перспективы применения аутсорсинговых услуг различного рода предприятиями.

Целесообразность оптимизации медицинского страхования при оказании экстренной медицинской помощи населению

В данной статье указывается на существующие недостатки в работе медицинского страхования при оказании экстренной медицинской помощи, а также о способе решения данной проблемы.

Понятие и юридическая сущность медицинских услуг в гражданском праве

В статье рассмотрено понятие медицинской услуги, определены признаки, дана характеристика качества медицинских услуг, уточнено определение медицинских услуг.

Основные преимущества и недостатки применения различных систем оплаты труда в организациях РФ

В статье рассмотрены наиболее чаще применяемые в российских организациях формы и системы оплаты труда. Выделены их основные преимущества и недостатки, а также предоставлены рекомендации по их применению в организациях с различной спецификой деятельно...

Похожие статьи

Стандартизация медицинских услуг в здравоохранении

В данной статье автор пытается провести анализ внедрения стандартизации медицинских услуг в здравоохранении и оценить их влияние на качество оказания медицинской помощи.

Организация услуг здравоохранения в условиях рынка

В данной статье автором рассматриваются основные принципы и подходы к организации услуг здравоохранения в условиях современного рынка. Представлены различные модели и подходы, помогающие достичь эффективного функционирования системы здравоохранения, ...

Особенности добровольного медицинского страхования (ДМС)

В данной работе рассмотрено понятие, цель добровольного медицинского страхования. Выделены отличительные особенности. Определено современное состояние рынка добровольного медицинского страхования.

Влияние биометрии на эффективность и безопасность предоставления государственных услуг

Данная статья посвящена актуальным вопросам влияния биометрии на государственный сектор РФ. Проанализированы различные системы, которые непосредственно связаны с биометрическими технологиями. Также приведены примеры работы биометрии при оказании госу...

Особенности развития менеджмента в здравоохранении

В данной статье даются основные определения менеджмента, представлена краткая история развития данной науки. Даны базовые принципы управления и особенности развития данной службы в системе здравоохранения.

Рекомендации по повышению качества государственных услуг

В статье авторы предлагают рекомендации по повышению качества государственных услуг.

Особенности аутсорсинга в России

В статье рассматриваются содержание, специфические особенности, виды аутсорсинга. Выявлены перспективы применения аутсорсинговых услуг различного рода предприятиями.

Целесообразность оптимизации медицинского страхования при оказании экстренной медицинской помощи населению

В данной статье указывается на существующие недостатки в работе медицинского страхования при оказании экстренной медицинской помощи, а также о способе решения данной проблемы.

Понятие и юридическая сущность медицинских услуг в гражданском праве

В статье рассмотрено понятие медицинской услуги, определены признаки, дана характеристика качества медицинских услуг, уточнено определение медицинских услуг.

Основные преимущества и недостатки применения различных систем оплаты труда в организациях РФ

В статье рассмотрены наиболее чаще применяемые в российских организациях формы и системы оплаты труда. Выделены их основные преимущества и недостатки, а также предоставлены рекомендации по их применению в организациях с различной спецификой деятельно...

Задать вопрос