В статье рассмотрены теоретические подходы к пониманию общества потребления, его особенностей такими учеными, как Э. Фромм, К. Маркс, Ж. Бодрияр, Т. Веблен, Г. Зиммель, Дж. Гэлбрейт, Г. Маркузе.
Ключевые слова: общество потребления, потребительское поведение, потребление, потребность.
Общество потребления — общественная формация, на которую разные ученые в разное время имели свои взгляды, выделяя разные особенности и принципы становления и развития.
Термин «Общество потребления» впервые ввел немецкий ученый, философ Эрих Фромм. По мнению Фромма человек в обществе потребления больше не управляет своими поступками, он перестал быть центром своего мира. Поступки управляют человеком, и он невольно становится их заложником, он им повинуется и часто культивирует их. Сам Фромм понимает потребление следующим образом: «Я исхожу из того, что потребление — это определенное человеческое действие, в котором участвуют наши чувства, чисто физические потребности и эстетические вкусы, то есть действие, в котором мы выступаем как существа ощущающие, чувствующие и мыслящие; другими словами, потребление должно быть процессом осмысленным, плодотворным, очеловеченным». В своем эссе «Человек одинок» Фромм описывает современное общество как общество потребления, для которого потребление сводится к единой цели — удовлетворение не «истинных» потребностей, а искусственно придуманных прихотей, которые далеки от истинной природы человека, что неминуемо приводит к деградации человеческой природы. В обществе потребления, согласно Фромму, сам акт потребления больше не отвечает принципам достижения единой цели — получению удовольствия от потребляемого продукта. Акт потребления превратился в самоцель. Акт потребления утратил любую связь с получением пользы или удовольствия от потребляемого предмета. Потребительское общество — патологическое общество, основной посылкой которого является неограниченное потребление как цель жизни, желание обладать. Это неминуемо приведет к социальному напряжению и конфликтам.
О своих взглядах на потребительское общество писал Карл Маркс в своей работе «Экономическо-философские рукописи». Согласно его словам, в потребительском обществе любой индивид вызывает в другом индивиде новую потребность для того, чтобы заставить человека принести «новую жертву», навязать ему зависимость и новый вид наслаждения. Все это неминуемо приводит к экономической деградации. С увеличением общей массы потребляемых товаров и услуг растет царство чуждых ценностей. Каждый новый продукт является возможностью обмана и ограбления. В это время человек становится беднее, как личность, он все сильнее нуждается в деньгах, чтобы соответствовать новоиспеченным ценностям, а сила его денежных средств снижается обратно пропорционально к массе товаров и услуг. Таким образом потребность в денежных средствах есть подлинная и единственная потребность, порождаемая обществом потребления.
Жан Бодрияр в своей работе «Общество потребления» определяет потребление как «систематический акт манипуляции знаками». Согласно его концепции общества потребления, объектом потребления не является материальный объект (вещь), а некий смысл, заложенный в этой вещи. Потребляются не сами вещи, а знаки, которыми эти вещи наделены. Объект потребления воспринимается по своим знаковым особенностям, теряется его функциональная сущность. Ценность создается не полезными свойствами, а исходя из его знаковой стоимости. Потребляя товары или услуги, человек пытается сохранить свою идентичность в обществе, в условиях постмодернистской реальности. Стремление к уникальности — именно это характеризует современное общество потребления [1].
Подход Т. Веблена к изучению потребительского общества описывается понятиями «Демонстративное потребление» и «Престижное потребление», которые он сформулировал в своей работе «Теория праздного класса». «Демонстративное потребление» означает приобретение благ или предметов в том количестве, в котором индивид явно не нуждается. Согласно его концепции, люди всегда находятся в соперничестве друг с другом, постоянно сравнивая себя, своего уровня и стиля потребления с уровнями и стилем потребления других индивидов. Таким образом человек показывает свое положение в обществе. Демонстративное потребление служит способом подачи информации для окружающих о том, что потребляющий обладает определенным социальным статусом. Таким образом индивид поддерживает уровень своей репутации. Данное явления в обществе потребления распространяется не только на представителей высших слоев общества, но и тех, кто не располагает достаточным количеством средств. Примером может послужить организация различных торжеств (свадьбы, дни рождения и др.) на заемные деньги, покупка различных вещей в кредит (автомобиль премиум класса, модная одежда и т. п.) Термин «Престижное потребление» означает следование тенденциям моды в обществе. В этом случае человек приобретает те товары или услуги, которые престижны в данном социуме, невзирая на необходимость и не обращая внимания на полезность данного товара или услуги [2].
Г.Зиммель одним из главных качеств человека в обществе потребления выделяет стремление к подражанию, или мимесис. По его мнению, человек с самых ранних этапов развития общества пытался подражать силам природы или различным животным. В наше время следование модным трендам является хорошим примером такого подражания. Человек использует моду как один из способов социализации и общественной коммуникации [4].
Массовое потребление и массовое производство по мнению Ж. Фурастье являются важными элементами «научного общества» — общество научно-технического прогресса, без политических, экономических, социальных, религиозных конфликтов. Научное общество — новый социальный порядок, в котором люди смогут достичь счастья, потому как этот новый социальных порядок даст людям все необходимое для его приобретения [6].
Дж. Гэлбрейт полагал, что общество потребления неразрывно взаимосвязано с корпорациями, которые влияют на ход развития человечества. Посредством подчиненных себе средств массовой информации, рекламы и других коммуникационных средств, корпорации имеют возможность влиять на потребительское поведение населения и отдельного человека в целом, полностью изменяя жизнь индивида, влияя на его потребности. В таком обществе человек перестает быть главным лицом, определяющим его жизнь, его сознание программируется средствами массовой информации и основной ценностью становится потребление товаров и услуг, создаваемых корпорациями [3].
Г. Маркузе для характеристики общества как потребительского использовал термин «одномерный человек». Это появилось в результате появления рекламы и СМИ как новых средств социального контроля. Данные средства формируют новые потребности и объединяют людей вокруг потребительских мотивов. Реклама и СМИ навязывают населению ложные потребности и потребление как основная ценность. «Одномерный человек» ориентируется исключительно на удовлетворение материальных потребностей, в результате чего становится заложником определенных предметов или услуг, которые демонстрирует его значимость и статус в социуме. Предметы для одномерного человека являются средством идентификации себя в социуме. По г. Меркузе потребление, объединяя людей вокруг себя, формирует специфичное социальное пространство, в котором индивид рассеивается в среде предметов [5].
Литература:
- Бодрияр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. Москва: Культурная революция; Республика, 2006.
- Веблен Т. Теория праздного класса, Москва: Либроком,2011.
- Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. Москва: Прогресс, 1976.
- Зиммель Г. Мода // Избранное. Т.2. Созерцание жизни. Москва: Юристъ, 1996.
- Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. Москва: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года/'
- К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве.— Москва: Искусство
- 1957.
- Фурастье Ж. Великая надежда XX века. Москва: Наука, 2001.
- Фромм, Э. Человек одинок / Э. Фромм. — Текст: электронный // lIBCAT.RU: Электронная библиотека: [сайт]. — URL: https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/filosofiya/212288-erih-fromm-chelovek-odinok.html (дата обращения: 20.01.2021).
- Ильин Алексей Николаевич Общество потребления и его сущностные особенности // Ценности и смыслы. 2013. № 6 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvo-potrebleniya-i-ego-suschnostnye-osobennosti (дата обращения: 19.01.2021).
- Мирошина Евгения Юрьевна Общество потребления: критика и пути преображения // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvo-potrebleniya-kritika-i-puti-preobrazheniya (дата обращения: 19.01.2021).