Целью статьи является изучение влияния социально значимых ценностей на формирование патриотизма у курсантов силовых ведомств.
Ключевые слова: социальные ценности, патриотизм, стойкость характера, дисциплина, тактичность, курсанты.
The purpose of the article is to study the influence of socially significant values on the formation of patriotism among cadets of law enforcement agencies.
Keywords: social values, patriotism, perseverance of character, discipline, tact, cadets.
Патриотизм является системой сформированности социально значимых ценностей, которыми располагает человек и важнейшим фактором сохранения независимости и безопасности государства. Изучение сущности государственного патриотизма и его формирования у курсантов силовых ведомств остается одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами. Принижение значимости патриотического воспитания молодежи, привносит нежелательные последствия для общества [4, 7].
Ценности российского патриотизма являются фундаментом современных моделей воспитания патриота, готового защищать Отечество, выполнять профессиональный долг [1, 6]. При этом следует учитывать, что среда военного вуза, имеет свои особенности: микросреда, насыщенная ценностями военной профессии; взаимодействие, включающее подчинение, доминирование, паритетные отношения; ориентированность на самореализацию; жесткие рамки военного регламента службы. Следовательно, деятельность руководителей вуза, преподавателей и офицеров-воспитателей в социальной среде военного вуза требует воспитательных технологий и проведения специальных исследований [3, 8].
Для достижения цели было проведено исследование по тесту диагностики социально значимых ценностей у курсантов силовых ведомств по десятибалльной шкале самооценки [4]. Было диагностировано 143 курсанта Министерства обороны Российской федерации мужского пола в возрасте от 17 до 25 лет. Результаты исследования подвергались расчёту коэффициентов корреляции К. Пирсона, определяющих меру и направленность связи между исследуемыми параметрами ценностей. Расчеты проводились с применением пакета анализа Microsoft Excel.
В таблице 1 представлена матрица корреляционных зависимостей показателя патриотизм с социально значимыми ценностями у курсантов силовых ведомств.
Было выявлено, что уровень патриотизма как социально значимая ценность (ценность № 1, таблица 1), являющаяся интегративным свойством личности, включающая патриотическое сознание, чувство и поведение на достоверном уровне с положительным знаком связана со следующими социальными ценностями:
1) общественно-политическая активность (r=0,48, Р≤0,001) (противоположное политическая пассивность), это многоаспектное понятие как ценность выражается в расширении участия курсантов в сфере общественно-политической деятельности в формах включения субъекта в процесс патриотической направленности.
2) коллекционирование музыкальных звукозаписей (r=0,18, Р≤0,05), по определённым темам. К музыке патриотической и военной направленности относят: гимн России, песни разных времен и народов, военные марши и др.;
3) по показателю достойный гражданин страны (при r=0,16, Р≤0,05) корреляционных связей выявлено не было.
4) ценность дисциплины в быту, в учебном заведении (r=0,39, Р≤0,001) с положительным знаком коррелирует с чувством патриотизма. Здесь нами понимается ценность дисциплина как совокупность ценностей духовной, социальной, политической, этической, нравственной зрелости субъекта. Смысл связи заключается в том, что чем выше уровень дисциплины в быту и в учебном заведении, тем выше чувство патриотизм у курсантов.
Таблица 1
Матрица корреляционных зависимостей сформированности патриотизма с социально значимыми ценностями у курсантов силовых ведомств
Социально значимые ценности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Патриотизм |
1 |
||||||
2.Общественная, военно-политическая активность |
48 |
1 |
|||||
3. Коллекционирует музыкальные записи |
18 |
17 |
1 |
||||
4. Достойный гражданин страны |
16 |
-11 |
07 |
1 |
|||
5. Дисциплина в быту, в учебном заведении |
39 |
25 |
17 |
-30 |
1 |
||
6. Стойкость характера |
29 |
30 |
29 |
-19 |
43 |
1 |
|
7. Тактичность |
20 |
14 |
10 |
-15 |
28 |
19 |
1 |
Примечание, при n=143: r=0,17, Р≤0,05; r=0,22, Р≤0,01; r=0,27, Р≤0,001. Коэффициенты корреляции умножены на100.
5) стойкость характера (r=0,29, Р≤0,001) курсантов предполагает: наиболее героическое и боевое качество из добродетелей. Рассматривается как положительное нравственно-волевое качество личности, которое выражается в непоколебимости, упорстве, стремлении достижения поставленной цели.
6) тактичность (r=0,20, Р≤0,05) как социально значимая ценность личности, проявляющееся в умении вести себя в соответствии с принятым этическими нормами. В военной среде тактичность предполагает учет соответствующего свода правил поведения, принципов армейской морали, требований уставов Вооруженных Сил. Тактичность с положительным знаком коррелирует с ценностью патриотизм, что означает курсанты, имеющие высокий уровень тактичности более патриотичны.
С помощью метода корреляционного анализа нам удалось выявить социально значимые ценности курсантов, проявляющиеся в процессе образовательной деятельности в вузах силовых ведомств. Таким образом, выявленные социально значимые ценности в структуре личностных качеств у курсантов являются наиболее значимыми компонентами и выступают как устойчивые характеристики личности патриотической направленности. В результате исследования выявлены закономерности, влияющие на социально значимые ценности на формирование патриотизма у курсантов в процессе обучения в военном вузе.
Таким образом, социально значимые ценности силовых ведомств имеют интегративный характер, включают волевые, физические, особенности, поведенческие, личностные нормы, выступающие в единстве и влияют на формирование патриотизма у курсантов.
К ценностям, положительно влияющим на чувство патриотизм личности у курсантов силовых ведомств следует отнести: общественную и военно-политическую активность, коллекционирование музыкальных записей патриотической направленности, дисциплину в быту и в учебном заведении, стойкость характера, а также тактичность.
Литература:
- Агабеков, Н. К. Сформированность физкультурно-патриотических качеств у курсантов высших военных авиационных училищ летчиков / Н. К. Агабеков, А. А. Дерецкий, А. И. Степаненко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта, 2021. № 6 (196). С. 3–5. DOI: 10.34835/issn.2308–1961.2021.6.p3–5
- Ананкин, Д. А. Анализ тестов и нормативов физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел России / Д. А. Ананкин, В. А. Овчинников, В. С. Якимович // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2018. № 1. С. 14–21.
- Банников, М. И. Социообразовательная среда как одно из условий патриотического воспитания курсантов / М. И. Банников // Вестник ЮУрГУ. 2017. Т. 9. № 4. С. 90–94.
- Еганов, А. В. Воспитание личностных ценностей военно-патриотической направленности у курсантов в процессе занятий физической культурой и спортом / А. В. Еганов, А. А. Гизатулина // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 2 (30). С. 25–29.
- Калекин, А. А. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза на основе культурологического подхода: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Калекин Андрей Анатольевич. Майкоп, 2019. 24 с.
- О внесении изменений в государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». Постановление Правительства РФ от 30.03.2020. № 369. https://base.garant.ru/73825962/
- Пашута, В. Л. Проблемы государственно-патриотического воспитания курсантов в образовательном процессе военно-физкультурного вуза / В. Л. Пашута, Н. В. Романенко, Е. Н. Курьянович // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2016. № 1 (131). С. 175–179.
- Eganov, A. Spiritual values of physical culture and sports in a modern human life: health generation, healthy lifestyle, behavioural health factors. Part 3 // Physical culture and sport in harmoniously developed personality formation: Monograph / editors V. Prystynskyi, T. Pokusa. — Opole (Poland): Publishing House WSZiA Opole. 2021. 384 p. https://www.wszia.opole.pl/wp-content/uploads/2020/05/10_2021–1.pdf