В статье автор анализирует актуальные проблемы международного налогообложения в сфере спорта.
Ключевые слова: двойное налогообложение, спортсмены, благоприятный налоговый режим.
Уже с древних времен спорт играл важную роль в жизни человека, принося пользу для здоровья и общества, развлечения и досуг. Соревнования и чемпионаты, неотъемлемые от занятий спортом, всегда привлекали как спортсменов, так и зрителей, как празднование универсальных ценностей, честной конкуренции и человеческих навыков. Однако вскоре стало очевидно, что спортивные мероприятия могут также служить эффективным политическим, социологическим и маркетинговым инструментом, учитывая их огромный потенциал для передачи сообщений массовой аудитории. Спортивные события широкого масштаба, такие как Олимпийские игры и Чемпионат мира по футболу, сегодня превратились в мощную бизнес-машину, подпитываемую современными СМИ и приносящую огромные доходы. В основе этого находятся спортсмены, которые могут получить значительную пользу от участия в спортивных мероприятиях. Типы доходов, которые игроки получают от спортивных соревнований, и связанные с ними налоговые последствия являются наиболее сложными и разнообразными в случае международных соревнований с участием множества спортсменов из разных стран.
Актуальные проблемы регулирования международного налогообложения в сфере спорта
Проблема двойного налогообложения
Когда артисты и спортсмены выступают за границей, они платят подоходный налог в двух странах. Не только в стране их проживания, но и в стране, где они работают. И хотя заключены налоговые соглашения, очень часто встречается двойное (или чрезмерное) налогообложение.
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса регулирования международного налогообложения спортсменов, необходимо ввести понятие «налог у источника».
Налог у источника представляет собой налог, взимаемый с нерезидентов, которые получают с территории государства доход, не образовывая постоянного представительства. Удержание и выплата данного налога производится не самим нерезидентом, а резидентом страны, то есть тем, кто выплачивает доход, перечисляя денежные средства нерезиденту. Ставки данного налога варьируются от 15 до 30 % [1]. Причина введения данного налога заключаются в том, что страны хотят исключить риск уклонения от уплаты налогов, потому что нерезидент может не упомянуть полученный доход в своей налоговой декларации в стране проживания или переехать в страну без подоходного налога.
Большинство стран заключили двусторонние налоговые соглашения, которые разделяют налоговые права и направлены на устранение двойного налогообложения. Общие принципы международного налогообложения можно найти в Модельной конвенции ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал:
а) компании и индивидуальные предприниматели платят подоходный налог только в стране своего проживания, за исключением случаев, когда у них есть постоянное представительство в стране происхождения [5, art 7];
б) работники платят подоходный налог в стране осуществления работы, за исключением тех случаев, когда они остаются работниками в стране своего проживания, получают зарплату от этого работодателя и работают менее 183 дней в другой стране. Если это так, только страна проживания может облагать налогом доход [5, art 15].
Налоговый режим спортсменов в свете международного налогового права регулируется статьей 17 Модельной конвенции ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал. Это положение предусматривает специальное правило распределения налоговых прав, которое применяется только к артистам-исполнителям и спортсменам. В соответствии со статьей 17 Модельной конвенции, несмотря на положения статей 7 и 15, доход, полученный резидентом Договаривающегося государства, в качестве артиста театра, кино, радио или телевидения, или в качестве музыканта или спортсмена, в результате осуществления его личной деятельности, которая имеет место в другом договаривающемся государстве, может облагаться налогом в этом другом государстве [5, art 17(1)]. Также часть 2 статьи 17 гласит, что если доход от личной деятельности, осуществляемой артистом или спортсменом в этом качестве, начисляется не самому артисту или спортсмену, а другому лицу, то этот доход, несмотря на положения статей 7 и 15, может облагаться налогом в Договаривающемся государстве, в котором осуществляется деятельность артиста или спортсмена [5, art 17(2)]. Основная причина введения этой статьи заключалась в том, спортсмены очень мобильны и легко могут переехать в страну с льготным режимом налогообложения, где не взимается подоходный налог. Организация экономического сотрудничества и развития высказывала мнения, что без ст. 17 спортсмены избежали бы налогообложения по ст. 7.
Статья 17 Модельной конвенции ОЭСР позволяет государству-источнику взимать налог в соответствии с национальным законодательством. Это положение не содержит никаких ограничений относительно налоговой базы, налоговой ставки или форм сбора налогов. Более того, в нем отсутствуют правила вычета расходов. Все эти элементы оставлены на усмотрение национального налогового законодательства государства-источника. В рамках своей внутренней системы налогообложения на доходы физических лиц, страна также может отказаться от права облагать налогом доходы спортсменов или разработать благоприятные налоговые режимы для определенных спортивных мероприятий. В рамках статьи 17, государство проживания спортсмена также сохраняет формальное право на налогообложение. Это положение представляет собой правило открытого распределения, которое указывает, что доход «может» облагаться налогом в стране источника, но не предоставляет этому государству исключительное право на сбор налога [6].
Таким образом, вопрос о налогообложении дохода от спортивной деятельности в стране проживания остается открытым, а это означает, что, если государство-источник предоставляет определенные налоговые льготы для спортсменов, а государство места проживания освобождает доход от налога в соответствии с национальным законодательством, это может привести к двойному «неналогообложению». Если оба государства используют свои налоговые права, необходимость предоставить освобождение от налога государством проживания или разрешить вычет налога, уплаченного в государстве-источника, из налога, подлежащего уплате в стране проживания, зависит от статьи 23A или 23B Модельной конвенции ОЭСР. Эти правила порождают многочисленные проблемы интерпретации и практические трудности даже в случае трансграничной деятельности отдельных спортсменов [14]. В частности, проблемы могут возникнуть с налоговыми вычетами: 1) организатор в стране исполнения не выдал налогового свидетельства, поэтому у налогового инспектора в стране проживания нет доказательств об источнике налога; 2) в налоговом свидетельстве указывается название группы, для которой индивидуальные спортсмены должны получить налоговый кредит. Если возникает одна из этих проблем, возникает двойное налогообложение, поскольку уплачиваются как налог источника в стране исполнения, так и подоходный налог в стране проживания.
На данный момент уже есть некоторые решения описанных проблем:
a) многие налоговые соглашения следуют варианту, описанному в Комментарии к Ст. 17 Модельной конвенции ОЭСР [5], которая позволяет странам освобождать результаты деятельности от налога на источник в стране исполнения. Это решение исключает риск двойного налогообложения.
б) некоторые соглашения облагают налогом только часть гонорара за выступление, то есть личный доход артистов-исполнителей и спортсменов.
Система налогообложения иностранных спортсменов вызывает много административной работы и расходов. Во-первых, спортсмену необходимо получить освобождение или разрешение на вычет расходов в стране источника, и, во-вторых, налоговый кредит в стране резидентства должен быть реализован. Чтобы избежать двойного налогообложения, необходимо нанимать не только штатных сотрудников, но и внешних специализированных налоговых консультантов [15]. Эти административные расходы являются серьезным препятствием.
Эффективное решение проблемы двойного налогообложения можно увидеть на примере Нидерландов. К 1 января 2007 г. Нидерланды приняли решение в одностороннем порядке отказаться от налога на источник для иностранных спортсменов, если они проживают в стране, с которой Нидерланды заключили двустороннее налоговое соглашение [13]. Это означает, что Нидерланды больше не используют свое право налогообложения согласно статье 17. Потеря налоговых поступлений составила не более 5 миллионов евро в год, но также были устранены 1,6 миллиона евро административных расходов [13]. К иностранным спортсменам теперь применяются статьи 7 и 15 Модельной конвенции, то есть спортсмены нерезиденты чаще всего платят подоходный налог только в стране своего проживания.
В российском налоговом законодательстве вопрос устранения двойного налогообложения доходов физических лиц, в том числе спортсменов, тренеров регулируется Налоговым кодексом. Согласно статье 232, суммы налога с доходов, уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым резидентом России, за пределами Российской Федерации, в соответствии с законодательством других государств, не идут в зачет, при уплате налога в России, если не имеется соответствующего соглашения [7]. Для того, чтобы налогоплательщика освободили от уплаты налога или предоставили возможность получения налоговых вычетов, им должно быть представлено официальное подтверждение своего резидентства в государстве, с котором Российская Федерация заключила соглашение об избежании двойного налогообложения, кроме того, необходимо предоставить документ, подтверждающий полученный доход и уплаченный с него налог, заверенный налоговым органом соответствующего иностранного государства.
Также интересной является позиция С. В. Алексеева [9], который отмечает, что проблема двойного налогообложения во многих государствах решается, посредством заключения двусторонних соглашений. Основу данных соглашений составляют два принципа:
а) в отношении налога на доходы физических лиц применяется принципу lex domicilii — уплачивается по месту жительства налогоплательщика;
б) в отношении налога на недвижимое имущество применяется принцип lex rei sitae — уплачивается по месту нахождения соответствующего имущества.
Обеспечения благоприятного режима налогообложения для спортсменов и спортивных организаций за рубежом
По мере расширения международного делового общения возникает все больше проблем в сфере налогообложения, требующих комплексного правового регулирования [12]. Помимо вопроса двойного налогообложения, следует также обратить внимание на такую проблему, как обеспечение благоприятного режима налогообложения для спортсменов и спортивных организаций за рубежом.
Кроме налогов, которые попадают под действие соглашений об избежании двойного налогообложения, есть также налоги, взимаемые с физических и юридических лиц, которые, в том числе вовлечены в сферу спорта. Речь идет о специальных косвенных налогах [8].
Относительно таких налогов, государство может предпринять такие меры, как введения национального режима (на иностранные юридические и физические лица распространяются те же преимущества и привилегии в отношении налогообложения, что и на отечественных) или режима наибольшего благоприятствования (равные права между юридическими и физическими лицами разных государств). Эти режимы находят свое выражение в различных двусторонних и многосторонних торговых соглашениях, в актах международных конференций.
Так, например, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе [2], принятом на конференции в городе Хельсинки 1 августа 1975 года, говорится, что государства-члены признают, что применение принципа режима наибольшего благоприятствования благотворно воздействует на развитие торговли.
Европейская социальная хартия содержит положение, согласно которому стороны должны обеспечить иностранным работникам, к которым можно отнести спортсменов и тренеров, не менее благоприятный режим, чем предоставляемый их собственным работникам, в отношении взимаемых налогов, сборов с лиц, которые работают по найму [1].
Международные спортивные организации (МОК, ФИФА, УЕФА) могут освобождаться от налогообложения. Различные конвенции об иммунитетах и привилегиях международных организаций содержат соответствующие условия. В частности, Конвенция об иммунитетах и привилегиях Объединенных Наций освобождает активы, доходы и собственность Объединенных Наций от всех прямых налогов [3]. Конвенция об иммунитетах и привилегиях 1947 года освобождает специализированные учреждения от прямых налогов и сборов [4].
Значение также имеют межведомственные соглашения, заключенные между налоговыми органами различных государств, направленные на взаимный обмен опытом и информацией, сотрудничество при организации налогового контроля.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что я согласна с мнением Егоровой З. А. и Иглина А. В., которые считают, что «международные спортивные налоговые правоотношения — это правоотношения субъектов международной спортивной деятельности в связи с договорным перераспределением ими налоговых полномочий и обязанностей, а также комплекс мер, направленных на обеспечение их функционирования с тем, чтобы исключить злоупотребление льготами международных соглашений налогоплательщиками — субъектами спортивной деятельности» [10].
Литература:
- Европейская социальная хартия (пересмотренная). [электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/901991974 (дата обращения: 27.01.2021)
- Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. [электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/1901862 (дата обращения: 27.02.2021)
- Конвенция об иммунитетах и привилегиях Объединенных Наций. [электронный ресурс]: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/privileg.shtml (дата обращения: 27.02.2021)
- Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений. [электронный ресурс]: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/specagencies_privileges.shtml (дата обращения: 27.02.2021)
- Model Tax Convention on Income and on Capital, Commentary on [электронный ресурс]: https://taxplanet.com/research/files/OECD-Model-2008.pdf (дата обращения: 26.02.2021)
- Issues Related to Article 17 of The Model Tax Convention [электронный ресурс]: https://www.oecd.org/tax/treaties/report-article %2017-model-tax-convention.pdf (дата обращения: 26.02.2021)
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 17.02.2021) // В данном виде документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 27.02.2021)
- Письмо Минфина России от 16 февраля 1995 г. № 1–10/11–532 «О предоставлении спортивными организациями Российской Федерации льгот по таможенным платежам» // Документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 27.02.2021)
- Международное спортивное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям 030500 «Юриспруденция» и 032101 «Физическая культура и спорт» / С. В. Алексеев; под ред. П. В. Крашенинникова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. — 895 с.
- Егорова Зоя Александровна, Иглин Алексей Владимирович Проблемы налогообложения в сфере спорта // Власть. 2013. № 6. [электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-nalogooblozheniya-v-sfere-sporta (дата обращения: 27.01.2021)
- Иглин А. В. Спорт и право (международный аспект): моногр. М.: Юрлитинформ, 2012. 296 с.
- Blackshaw I., Hoqq G. Sport Marketing Europe. The Legal and Tax Aspects Deventer, Boston: Kenwer Law and taxation Publ., 1996; European Union Law and sport. European Academy of sport, 1997.
- Dr. Dick Molenaar (2010) International Artistes and Sportsmen: Article 17 OECD Model, Problem of Double Taxation [электронные ресурсы]: https://www.oecd.org/ctp/treaties/45784208.pdf (дата обращения: 26.02.2021)
- Karolina Tetlak (2014) Taxation of International Sportsmen. Doctoral series, vol. 30 [электронный ресурс]: https://www.ibfd.org/sites/ibfd.org/files/content/pdf/14_085_Taxation %20of %20International %20Sportsmens_final_web_0.pdf (дата обращения: 26.02.2021)
- Sandler, D. Problems taxing Non-resident Artiste. and Sportsmen // International taxation of artists & sportsmen. Genève, 2009. P. 191–214.
- Worldwide Corporate Tax Guide. The EY organization, May 2020 [электронный ресурс]: https://www.ey.com/en_gl/tax-guides/worldwide-corporate-tax-guide-2020 (дата обращения: 26.02.2021)