В статье автор рассматривает понятие «специальные технические средства автоматической фиксации правонарушений», уточняет, на каких участках дорог необходимо размещать системы фотовидеофиксации, и как определить: ведется ли на данном участке фиксация правонарушения, также проводит анализ моделей по определению локации размещения системы фиксации.
Ключевые слова: специальные технические средства автоматической фиксации, фотовидеофиксация, область безопасности дорожного движения, дорожное движение, участок дороги, правонарушение.
Для начала определим содержание понятия «специальные технические средства автоматической фиксации» (далее СТСАФ). Согласно ГОСТ Р 57144, это — работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения [2]. Главная цель СТСАФ заключается в постоянной фиксации и выявлении события административного деликта в области безопасности дорожного движения (далее ОБДД) без участия оператора (человека) для дальнейшего формирования и хранения его в качестве достаточной доказательной базы для вынесения соответствующей меры административного характера.
Для того чтобы начать использовать СТСАФ, необходимо, чтобы оно прошло метрологическую проверку и получило соответствующий сертификат. Помимо этого каждое средство автоматической фиксации правонарушения должно иметь на своем корпусе соответствующий чип и содержать информацию о месте и времени произошедшего события. Так как именно эти данные являются основополагающими характеристиками административного правонарушения в ОБДД.
Как узнать, ведется ли на определенном участке дороги фотовидеофиксации административного события? Участник дорожного движения может это определить, увидев специализированный знак-табличку «фотовидеофиксация», который устанавливается в дополнение к основному дорожному знаку. Перечень следующий: 1.1, 1.2, 1.8, 1.22, 3.1–3.7, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.20, 3.22, 3.24, 3.27–3.30, 5.14, 5.21, 5.27 и 5.31, а также со светофорами [1].
В каждом регионе страны действует Центр организации дорожного движения (ЦОДД), который ответственен за определение места установки камер фотовидеофиксации на уличных сетях населенных пунктов или загородных трассах. Так, зафиксирован перечень рекомендуемых участков дорог, где желательно устанавливать знак «фотовидеофиксации», он перечислен в п. 5.1 ГОСТ Р 57145–2016. К таким участкам дорог можно отнести:
1) траектории движения вблизи образовательных учреждений, например, железнодорожные переезды, пешеходные и велодорожки, полосы для маршрутного транспорта;
2) регулируемые перекрестки, участки дорог с ограниченной видимостью;
3) уличные участки дорог с наличием запрещающих и ограничивающих знаков остановки и стоянки, также, где установлено ограничение по габаритам и массе ТС,
4) участки, свидетельствующие об изменении скоростного режима;
5) участки дорог, не превышающие 200 м. в населенных пунктах и не превышающие 1000 м. вне населенных пунктов, и на перекрестках, где произошло три и более ДТП с пострадавшими в течение последнего календарного года вследствие административных правонарушений [3].
Еще в 2019 году Президент Российской Федерации выступил с речью о том, что необходимо обязательное информирование водителей о местах размещения автоматизированных систем дорожных камер. Поэтому для удобства участников дорожного движения на официальном сайте Госавтоинспекции (ГИБДД РФ) можно ознакомиться с информацией о местах размещения систем фотовидеофиксации правонарушений. Для этого необходимо выбрать интересующий регион, сразу появится интерактивная карта с возможностью управления ею. Также для удобства пользователя при наведении курсора на место размещения системы можно ознакомиться с комплексом фотовидеофиксации. Такими, как правило, являются: Тренога, Стационарный радар, Контроль светофоров и все остальные. На рис. 1 для примера показана карта радаров и камер видеофиксации в Тюмени, которая насчитывает 204 камеры на 1 июня 2022 года.
Рис. 1. Карта радаров и камер видеофиксации в Тюмени на 1 июня 2022 года
Теперь обратимся к вопросу о том, как определить необходимость установки специального технического средства фиксации события на определенном участке дороги. Для этого Назаров С. В. и Головкин В. Д. предлагают использовать две модели: статистическую и детерминированную [4, с. 2]. Между указанными моделями существует разница, характеризующаяся временным аспектом, так статистическая модель может быть применена только к уже существующим участкам уличных сетей, а детерминированная — и к проектируемым.
Статистическая модель характеризуется тем, что начальной точкой здесь служит статистика ДТП за прошедшие периоды на конкретных участках транспортной сети, с конкретным временем, дорожными условиям, свойствами исследуемого потока ТС и т. п. Детерминированная модель же основывается на анализе проектной документации, характеристиках фактического или проектируемого транспортного потока, состояния дорожного покрытия, погодных и метеорологических условиях и т. п. приоритет в данном случае имеет именно детерминированная модель, так как она дает возможность прогнозирования параметров будущего дорожного обустройства. Тем самым повышается вероятность более эффективного размещения СТСАФ на необходимых участках дорог с целью снижения уровня аварийности.
Процедура размещения системы СТСАФ достаточно сложная. Прежде, чем определить локацию размещения, необходимо изучить множество факторов, например, концентрация ДТП на данном участке, метеорологические условия и др., затем применить математические вычисления. Все это направлено на решение приоритетной национальной задачи — снижение уровня аварийности и дорожного травматизма.
Литература:
1) Постановление Правительства РФ от 21.01.2013 № 20 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации».
2) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57144–2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования».
3) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57145–2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения».
4) Назаров С. В., Головкин В. Д. О проблемных вопросах фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами // Электронный научный журнал «Дневник науки», 2020. — № 1. — 8 с.