Расовая дискриминация в романе Тони Моррисон «Самые голубые глаза» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 18.06.2022

Статья просмотрена: 229 раз

Библиографическое описание:

Шаклеина, И. О. Расовая дискриминация в романе Тони Моррисон «Самые голубые глаза» / И. О. Шаклеина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93238/ (дата обращения: 16.11.2024).



Творчество лауреата Нобелевской премии Тони Моррисон (Toni Morrison) в восприятии его исследователей давно вышло за рамки афроамериканской культуры и на сегодняшний день представляет общенациональную американскую литературу, а не только ее расовый компонент. По мнению многих литературоведов, именно «Тони Моррисон сегодня олицетворяет современную литературу США. В центре большинства произведений писательницы стоит расовая тема, а также феминизм, что является продолжением традиций американской литературы, сложившихся еще в творчестве писателей рубежа XIX и XX веков» [1, С. 65].

Тони Моррисон, безусловно, является одной из ярких представительниц американской словесности, в своем творчестве она стремится возродить самосознание своего народа посредством переплетения реалистического описания жизни и быта своих персонажей со сверхъестественными элементами, мифами, поверьями и сказками африканских предков. Следует отметить, что именно распад общинных связей, нарушение взаимоотношений между главными героями и общиной приводит их к утрате жизненных ориентиров, а порой и к смерти [6, С. 135].

Первым романом писательницы является «Самые голубые глаза» (The Bluest Eye), который был опубликован в 1970 году. В нём представлена история темнокожей девочки, оканчивающая трагически. Героиня имеет несбыточную мечту — стать «белой». Символ эталона женской красоты и удачи в жизни для неё — наличие голубых глаз. К ужасной трагедии приводит именно предательское стремление отказаться от собственной расовой принадлежности [4, С. 76].

Роман вызвал широкий резонанс у общественности и стал одним из самых обсуждаемых произведений чернокожей писательницы. Данный роман выступает в качестве примера этнических исследований в литературе.

Перед читателем предстаёт очень сильный дебютный роман о проблемах чернокожей девочки-подростка. Писательница концентрирует внимание на проблемах взросления чернокожего ребенка и тяжелых условиях жизни в афроамериканской общине, но в книге также проступают общие темы одиночества, жажды и отсутствия любви, взаимоотношений между родителями и детьми, поиска свободы, самоопределения.

Главную героиню зовут Пикола Бридлав, «говорящее» имя — Breedlove можно перевести как «взращенная на любви», в данном случае это горькая ирония, так как любви в её жизни никогда не было. Девочка ненавидит цвет своей кожи, волос и глаз. «Они слишком черные» — слышит она от родителей, соседей, видит отвращение во взглядах незнакомых людей на улице. Заветная мечта Пиколы — светящиеся, яркие, сине-голубые глаза.

Голубые глаза в книге выступают символом другой — «белой жизни»: Пикола не хочет быть черной, поскольку жизнь черных страшна, уродлива и в прямом, и в переносном, как кажется героине, смысле. История Пиколы трагична: не однократно подвергшаяся насилию, живущая в нелюбви (в том числе и в нелюбви к самой себе) — она лишается рассудка. Думая, что ее глаза стали голубыми, приобретя в своём воображении столь желанную белизну, она теряет себя, свое Я, свой разум.

В романе наблюдается изображение расовых различий. Хоть различия небольшие, но этого вполне достаточно, чтобы спровоцировать яркие эмоции, вызванные расово-классовыми различиями. С одной стороны расовой оппозиции — высокомерие и самодовольство, а с другой — негодование и гнев. Классовая ситуация возникает в соответствии с расовыми различиями, как очень часто бывает в обществах с большим разнообразием рас. Среди персонажей романа представлены как «белые», так и «черные». В данном произведении изображается, как происходит формирование самооценки в ситуациях, которые способны лишить человека чувства собственного достоинства по причинам, которые находятся вне его контроля. Но люди, которые оказываются в ситуации унижения личности, нередко развивают слишком завышенную самооценку, чтобы компенсировать рождение в подчиненной ситуации и бедности.

Главная тема произведения — интернализованный расизм, то есть, это когда люди с другим цветом кожи начинают стыдиться себя за то, что они «другие», искренне полагают, что белые их во всем превосходят. Точно также происходит и с Пиколой: представители её же расы осуждали, травили и насмехались над ней за её уродство и черноту. Даже собственная мать, работающая домработницей в белой семье, любит детей своих хозяев больше, чем своих.

Совершенно очевидным для читателя являются образовавшиеся предпосылки психического расстройства Пиколы — с самого начала девочка лицезрела в собственном цвете коже и этнической принадлежности порок, а общество и белые люди лишь усиливали её уверенность в этом. Неблагополучная семья, изнасилование отцом, беременность и смерть ребенка, расизм, мечты о синих глазах — всё это исказило её сознание, девочка просто была не в состоянии противостоять этому натиску.

Интерес Моррисон к вопросам идентичности, расы и пола не передаётся исключительно сюжетом и персонажами. Формальные средства, такие как структура и повествовательный голос также очень важны для понимания смыслов, обсуждаемых в романе.

Моррисон демонстрирует отчётливое представление о психических процессах, которые внезапно возникают в ответ на проявление прямой дискриминации по расовому признаку в образе маленькой девочки Клаудии. В жизни этой девчушки ещё не наступил кризисный момент в становлении её психики, который позволил бы ей любить «голубоглазые, желтоволосые, светлокожие» куклы, потому что она ещё не прочувствовала воздействия «белой» культуры на неё. Клаудия переживает разные чувства в тот период: «бессознательная ненависть, которая колеблется от белых кукол до всех белых девушек». У темнокожих детей начинается прямая ненависть к превосходству белых. Однако, когда они получают психологические травмы, в результате этого появляется ненависть (например, Клаудию ругают после того, как она разобрала куклу), которая получает подкрепление из-за навязываемого мнения о том, что «белизна» прекрасна, а «чернота» уродлива (например, популярность светлокожей темнокожей девочки Морин в школе). Вследствие этого они начинают искать убежище, чтобы спрятаться от внешнего мира.

Моррисон в своём романе резко указывает, что поклонение афроамериканцев белой культуре является состоянием бытия, которое навязано им и выбрано ими самими. По мнению романистки, только тогда, когда люди выбирают и принимают эти определяемые «белыми» ценности, начинают усваивать их и смотреть на мир глазами белой культуры.

«Самые голубые глаза» — это роман о расизме. Хотя примеров прямого подавления людей другой расовой принадлежности сравнительно немного. Персонажам, несомненно, приходится подчиняться интернализированному набору ценностей и культурным эталонам. В свою очередь они построены на цвете кожи и физических особенностях, которые работают точно, как инструменты расового угнетения. В романе показано, как расовое подавление выступает в форме интернализации красоты, определяемой белыми, и объясняет её разрушительный характер и влияние на афроамериканцев.

Расовые различия проводятся на основе оттенка кожи, оттенка глаз и текстуры волос, но, когда эти маркеры не позволяют определить расу, персонажи выбирают социально-экономические, образовательные, религиозные, региональные и наследственные различия.

Тема расы и разрушительная сила расовой ненависти к себе достигают апогея во время изнасилования Пиколы. Этот момент предлагает буквальную и метафорическую вершину расовой ненависти к себе. После изнасилования Пикола должна вынести метафорическую интернализацию расовой ненависти Чолли к себе через травму, которую она переносит, и буквально, поскольку она вынашивает ребенка своего отца.

Подводя итог, необходимо отметить, что неблагополучная семья, изнасилование, беременность и смерть ребенка, расовая неприязнь общества и тяжесть осознания собственного уродства заставили Пиколу отказаться от собственной внутренней красоты, красоты своего народа, отдалиться от него, буквально отказаться от себя самой и своей истинной природы. Отказ от своей культуры привел её к стандартам красоты, которым она никак не могла соответствовать. История Пиколы Бридлав стала поводом для других остановиться, задуматься и переосмыслить расовую проблему, проблему насилия в семье. Иллюстрируя влияние культурных идеалов и изображая различные психические реакции чернокожих, этот роман показывает, как расовое угнетение оказывает разрушительное воздействие на афроамериканцев.

Литература:

  1. Карасик, О. Б. Взаимодействие расового и этнического компонентов в современной литературе США / О. Б. Карасик // Вестник Пятигорского ТГГПУ. — 2010. — № 1. — С. 64–68.
  2. Колодей, И. И., Львова И. В. Символизм голубого цвета в романе Тони Моррисон «Самые голубые глаза» [Электронный ресурс] / И. И. Колодей, И. В., Львова // Филологические исследования. — 2021. — Режим доступа: https://academy.petrsu.ru/journal/article.php?id=3801.
  3. Моррисон, Т. Самые голубые глаза [Перевод с английского И.А Тогоевой]. — М.: Эксмо, 2020. — 352 с.
  4. Несмелова, О. О., Карасик О. Б. История американской литературы: учебное пособие / О. О. Несмелова, О. Б. Карасик. — Казань: Казан. Ун-т, 2017. — 80 с.
  5. Сабирова, Г. М. Роль мотива сумасшествия в романе Тони Моррисон «Самые синие глаза» / Г. М. Сабирова // Филология и культура. — 2015. — № 4. — С. 242–245.
  6. Степанова, В. А. Использование зоонимов в качестве эмоционально-оценочной лексики при описании людей в афроамериканской культуре (на материале романа Тони Моррисон «Сула») / В. А. Степанова // Известия Смоленского Государственного Университета — 2020. — № 1. — С. 134–143.
  7. Федосова, Т. В., Поткина А. П. Этноспецифические мотивы в романе Тони Моррисон «Beloved» / Т. В. Федосова, А. П. Поткина // Материалы IV Международной научной конференции. — 2014. — С. 70–75.
Основные термины (генерируются автоматически): расовая ненависть, роман, белая культура, глаз, неблагополучная семья, различие, расовое угнетение, смерть ребенка, цвет кожи.


Задать вопрос