В статье авторы пытаются определить то, как дизайн детских площадок связан с развитием детей. Приводятся принципы, которыми дизайнеры руководствуются при их проектировании. Статья проиллюстрирована примерами интерактивных детских площадок.
Ключевые слова: дизайн, детская площадка, дети, интерактивные.
Новое время предлагает новые условия для жизни и для развития. Информатизация и виртуальный мир — наша новая реальность, которая в большей степени меняет мироощущение ребенка. Дети, находясь под гиперопекой взрослых, оказались лишены возможности получать собственный опыт и развить самостоятельность.
Выходом из этой ситуации могли бы стать детские площадки нового типа, то есть интерактивные детские площадки. Это результат инженерной, строительной и дизайнерской мысли, совместная работа которых позволяет создавать игровые пространства, способствующие развитию творчества и самостоятельности ребенка. Конечно, дизайнер в большей степени отвечает за визуальный ряд, который соответствует ожиданиям современных детей.
В. В. Фоменко пишет: «Дизайн — специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом» [1, с. 12]. Таким образом, мы можем условно охарактеризовать работу дизайнера как «метод трех П». Расшифруем, что мы понимаем под этим. «Метод трех П» — планирование, проектирование и претворение в жизнь, то есть понимание будущего пространства от эскиза до готового продукта, включающего все этапы реализации.
Планировать современное игровое пространство необходимо комфортным, развивающим и безопасным. Оно должно помогать детям расти самостоятельными, активными, творческими и думающими. В статье мы расскажем о четырех основных принципах, которыми дизайнеры руководствуются при проектировании.
Первый принцип — это зонирование. Он предполагает, что у каждого ребёнка будет возможность самостоятельно выбрать себе занятие таким образом, чтобы не создавать неудобства остальным детям.
Второй принцип — это трансформируемость. Он предполагает возможность изменений игрового пространства в зависимости от ситуации и от меняющихся интересов детей.
Третий принцип — это полифункциональность, то есть наличие двух материалов: природных и искусственных, пригодных для применения в разных видах детской активности.
Четвертый принцип — это интерактивные поверхности. Он служит для воспитания эстетического вкуса, познавательного развития и вырабатывания социально-коммуникативных навыков у ребёнка. Кроме того, интерактивные поверхности позволяют изменить предметную среду игровой площадки, то есть так же являются средством трансформации пространства.
Проиллюстрируем последний подход примерами реализованных детских площадок, которые представлены в каталогах компании «Новые горизонты».
Например, современная детская видео-площадка от российской компании «Айра» создает все условия для реализации потребностей детей и родителей.
Рис. 1. Детская видео-площадка, компания «Айра»
Разработчики приводят следующие технические характеристики, позволяющие безопасно использовать круглогодично:
— световые блоки из оптического ударопрочного материала SELIN
— допустимая нагрузка до 4 тонн на кв. м
— перепады температур от -50 до +50 градусов.
Еще один реализованный проект это интерактивная арка «Sona», превращающая пространство в интерактивное игровое поле.
Рис. 2. Интерактивная арка «Sona», компания «Yalp»
Как следует из описания этой площадки, это современный уличный игровой комплекс, в котором предусмотрена возможность выбора запрограммированных игр. Основу игр создают музыкальные композиции и различные варианты движений. В комплект входят десять игр. Начало игры интуитивно понятно — по нажатию кнопки. Музыкальные эффекты и голосовые команды делают игры понятными для всех. Новые возможности, такие как статистика, настройка и новые игры дает подключение к интернету.
Интересный факт − «Sona» была установлена в более чем в 100 школах, парках, санаториях и даже домах престарелых как одна из наиболее многофункциональных игровых площадок, в том числе, подходящих для людей с ограниченными возможностями [4].
Множество других факторов являются немаловажными, и будут также формировать и концептуальную часть, и эстетическую. Однако, они будут находиться под влиянием возрастных, человеческих, и нормативных параметров, дополняя их, и являясь в некотором смысле инструментами для создания индивидуальных и дизайнерских разработок. К таким факторам относятся «влияние ландшафтной среды», «влияние архитектурно-дизайнерских тенденций», «влияние специальных наук».
Литература:
1. Фоменко, В. В. Проблема определения понятия «Дизайн» [Текст] / В. В. Фоменко // Омский научный вестник. –2003. — № 3. — С. 37–40.
2. Продукция «AIRA» [Электронный ресурс]. URL https://aira.ru/novosti/detskaya-video-ploshchadka-ayra-na-vdnkh/ (дата обращения: 09.06.2022).
3. Белкина, В.Н., Шакирова Е. В. Дизайн как средство создания развивающей предметно-пространственной среды детского сада [Текст] / В. Н. Белкина, Е. В. Шакирова //Ярославский педагогический вестник — 2019 — № 3 (108)
4. Новые горизонты [Электронный ресурс]. URL https://www.newhorizons.ru/catalog/interaktivnye-iactive/interaktivnaya-igrovaya-ploshchadka-sona/ (дата обращения: 09.06.2022).