Теоретический анализ проблемы влияния психотравмирующей ситуации на жизненную перспективу личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 19.06.2022

Статья просмотрена: 321 раз

Библиографическое описание:

Тихонова, М. В. Теоретический анализ проблемы влияния психотравмирующей ситуации на жизненную перспективу личности / М. В. Тихонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 556-558. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93250/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается влияние отдельных субъективно сверхзначимых событий, приобретающих статус «психотравмирующей ситуации» на мировоззрение и представление индивида. В числе трансформаций, отмечаемых психологами в результате проживания индивидом психотравмирующей ситуации, корректировки жизненной перспективы будущего.

Ключевые слова: психотравмирующая ситуация, психотравма, жизненная перспектива личности.

Вопросы влияния субъективно значимых событий на жизнь отдельного индивида рассматривались исследователями на протяжении всего периода существования человеческого общества. Самые первые источники указывают на попытки проанализировать значение и последствия таких событий, как войны, потеря близких, принудительные разрывы социальных связей (изгнание) и др. По мере становления науки, и в частности, развития психологии, исследователи обозначили подобные субъективно сверхзначимые события термином «психотравмирующая ситуация».

По мере развития цивилизации, трансформации социального пространства, окружающего человека, менялись и факторы, способные стать для личности серьезным потрясением. На сегодняшний день, к числу психотравмирующих событий могут быть отнесены, участие или невольное присутствие на участке военных действий, смерть близкого человека, критическая аварийная ситуация, повлекшая за собой инвалидность индивида или других людей, факт постановки тяжелого диагноза, развод и др.

Столкновение с травмирующей ситуацией и проживание ее может приводить к содержательным изменениям в системе жизненных перспектив личности, которые выражаются в трансформации отношения человека к жизни и временным модусам.

Единого понятия «психотравмы» среди исследователей на сегодняшний день не существует. Ряд авторов обозначают этим термином события, представляющие собой объективную угрозу жизни и здоровья конкретного индивида, другие — больший акцент делают на внутреннюю реакцию психики на события или даже информационное сообщение.

Анализ различных подходов к определению понятия «психотравма» позволяет выделить ряд обобщающих характеристик ситуаций, связанных с феноменом психотравмы: психотравмирующие события нежелательны, они обладают негативным воздействием, личность не способна их контролировать или это делать очень тяжело [1].

Понятие психотравмы травмы глубоко проработано в работах психологов Ж. М. Шарко и Ж. Брейера. В дальнейшем З. Фрейд, разрабатывая обозначенную проблематику, создал первую психоаналитическую теорию травмы, в которой это явление рассматривалось как глубоко укорененный в бессознательном аффект, оказывающий патогенное воздействие на психику человека и лежащий в основе невротических расстройств. Источник травмы Фрейд усматривал не во внешнем событии, а в самой психике, в расщеплении Эго, к которому приводит травматическая тревога, основанная на бессознательных фантазиях. Идея Фрейда о травматогенном эффекте бессознательных фантазий была воспринята и развита К.Юнгом. Предпринятое им исследование блокированных аффектов и диссоциированных состояний привело к выводу о существовании множества разных индивидуальных историй и фантазий (комплексов), касающихся травмы, иначе говоря — к пониманию множественности травмы.

В более поздних исследованиях понятие психической травмы рассматривалось в контексте теории стресса в качестве особой формы общей стрессовой реакции (Селье, 1979; Черепанова, 1997). Согласно этому подходу, травматический стресс наступает в том случае, если стрессогенный фактор достаточно силен, продолжается в течение длительного времени, перегружает психологические, физиологические и адаптационные возможности человека, разрушает психологическую защиту, вызывает тревогу и приводит к психологическим и физиологическим «поломкам» в организме.

Сам факт того, что психотравмирующая ситуация может стать детерминантном проявления целого ряда последствий на всех уровнях жизнедеятельности индивида (биологическом, психическом, социальном, профессиональном) признается абсолютным большинством исследователем. В 1980 году «Посттравматическое стрессовое расстройство», как официально оформленный диагноз, был включен в третье издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (Американская Психиатрическая ассоциация (APA) [2].

То, как человек реагирует на конкретные события, является сложным феноменом, зависящим от многих факторов. Когда речь идет о психотравмирующей ситуации, то чаще всего говорят о ресурсах самого индивида. На одни и те же события люди реагируют, зачастую, противоположным способом. Сила эмоционального потрясения, переживаемая индивидом, может быть усугублена личностными акцентуациями, опытом преодоления сложных ситуаций, наиболее часто применяемыми копинг-стратегиями.

На восприятие ситуации влияет также семья (семейные устои, нормы), а также такие масштабные факторы, как экономические и политические условия, в которых находится индивид.

В случае психической травмы речь идет об особой психологической организацией личности, сформировавшейся в трансординарной жизненной ситуации. В подобных ситуациях воздействию и изменению подвергаются все структуры личности и смысловые содержания, а результатом этого воздействия является создание новых смыслов, которые позволяют существовать в новой для личности реальности. В этом контексте стоит отметить, что трансформации подвергаются не только взгляды человека на уже произошедшие события или явления. Изменяются и представления человека о своем будущем, претерпевают изменения (как полностью разрушаются, так и создаются новые) планы субъекта на свою дальнейшую жизнь, переоцениваются имеющиеся в его распоряжении возможности и ресурсы.

Целостная картина будущего в сложной, противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, от которых, по мнению индивида, зависит его социальная ценность и смысл жизни обозначается в психологии термином «жизненная перспектива». Жизненные перспективы личности, их четкое осознание, их дальность, надежность и т. д. определяются профессиональным, семейным и возрастным самоопределением в жизни, которое зависит от личности, от ее социально-психологической и социальной зрелости и активности

Представление человека о времени жизни, в том числе о будущем, формируется на основе переживания личностью детерминационных связей между основными событиями ее жизни, и сам факт тяжелого эмоционального потрясения способен «разорвать» некоторые из этих связей, нарушая ранее построенные образы будущего.

Стоит отметить, что жизненная перспектива, как продукт деятельности психики человека, есть как элемент системы, обеспечивающей равновесие личностных ресурсов и возможностей личности в условиях необходимости постоянной адаптации и подстройки под изменяющиеся условия. Таким образом, надлом или даже разрушение анализируемого конструкта способствует снижению общих адаптационных возможностей индивида. Уходят ранее понятные индивиду смыслы, становятся смутными ориентиры, «растворяются» выстроенные мотивы, определяющие привычное бытие человека. Чрезвычайное событие становится своеобразной границей, разделяющей воспоминания, чувства, мысли субъекта на до и после. Человек либо застревает в переживаниях прошлого, либо, напротив, отмежевывается от них, настраиваясь исключительно на «лучшее» будущее. Настоящее проживается безрадостно и бессмысленно [3].

В результате психической травмы меняется не только субъективная картина мира, но и представление человека о своем месте в этой картине мира, поиск которого вынуждает тратить огромный ресурсный потенциал, при этом иллюзия реальности принимает форму очевидности. Человек становится заложником собственных страхов и тревог. В острые периоды переживаний возникают вторичные риски, связанные с желанием человека заглушить или хотя бы снизить силу душевного страдания. Речь идет о таких формах ухода о реальности, как злоупотребление психотропными препаратами, употреблением наркотических средств, алкоголя. К этой же категории можно отнести переедание, азартные игры и другие методы, позволяющие психике, получить кратковременную передышку. Нередко подобные попытки уйти от реальности перерастают в болезненные состояния, которые сами уже становятся объективной проблемой для человека и его окружения. По этой причине, крайне важна эмоциональная поддержка близких и профессиональная терапевтическая помочь, направленная на поиск возможностей для успешного преодоления травматической ситуации и эмоций, её сопровождающих [2].

Возвращаясь к вопросу влияния травмирующей ситуации на жизненную перспективу личности, стоит отметить, что сама зависимость жизненной перспективы от переживаний травмирующего опыта даёт основание предполагать и наличие обратной силы. Т. е. жизненная перспектива может быть рассмотрена как терапевтический инструмент, позволяющий постепенно отстраивать ориентиры для потрясенной психики. Поиск и формализация новых смыслов, переосмысление резервов психики, осознание внутренних сил и способностей, ранее не задействованных индивидом, позволяют расширить его представление о себе в новом трансформированном лично для него мире.

Подводя итоги, отметим, что последствия психотравмирующих событий имеют очень широкий социальный и временной резонанс. Воздействие одного травмирующего события повышает уязвимость отдельного индивида и сообщества к будущим травмам, которые неизбежно встречаются на жизненном пути любого человека.

Переживание травмы может изменить основной комплекс ценностных ориентиров, полностью преобразовать социальные представления человека на определенные процессы и явления. Социальные последствия психотравмирующей ситуации могут отражаться в ухудшении или полном разрыве социальных связей, повлиять на отношения между представителями разных поколений.

Профессиональная терапевтическая помощь, наряду с эмоциональной поддержкой близких индивида, переживающего последствия психотравмирующей ситуации, позволяет человека с большей вероятностью постепенно и осознанно пережить сложный период. Среди инструментов терапии может быть рассмотрено построение обновленной системы координат, как каркаса для построения образа будущего и жизненной перспективы, как элемента стабилизации психики в условиях постоянных изменений и потрясений различной силы.

Литература:

  1. Петрова Е. А. Феномен психотравмы: теоретический аспект // Вестник НовГУ. 2013. № 74. С.89
  2. Megan R. Gerber Trauma-Informed Healthcare Approaches. A Guide for Primary Care. Springer Nature Switzerland AG, 2019. P.25
  3. Травматерапия. Преодоление последствий психотравмирующих событий: монография / Авторский коллектив под общ. ред. Е. Г. Максименко, В. В. Седнева, А. В. Гордеевой, Е. В. Новиковой. — Донецк: Издательство ООО «НПП «Фолиант», 2019. С.10
Основные термины (генерируются автоматически): психотравмирующая ситуация, жизненная перспектива, жизненная перспектива личности, событие, представление человека, психическая травма, APA, отдельный индивид, сам факт, травмирующая ситуация.


Похожие статьи

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности

В статье ведется речь о проблемах жизненной перспективы личности в психологической литературе. Приводится понятийный анализ психологической травмы и ее влияние на изменение жизненной перспективы. Представлено эмпирическое исследование жизненной персп...

Исследование влияние психотравмы на жизненную перспективу личности

В статье представлен краткий обзор процесса и результатов эмпирического исследования влияния психотравмы на жизненную перспективу личности. Автор дает интерпретацию статистических данных полученных в ходе сопоставления данных для двух независимых выб...

Коррекция детско-родительских отношений средствами сказкотерапии

В статье изложена проблема эмоционального неблагополучия детей, как фактора деструктивного формирования межличностных отношений в системе «родитель — ребенок». Посредством использования метода сказкотерапии, представляется возможным корректировать не...

Эмоциональное выгорание педагогов образовательных организаций на историческом и психологическом компонентах

Предпринимается попытка показать, что в выделенных по некоторым критериям составляющих функционирования человека можно обнаружить доминирование психических состояний, связанных с оценкой значимости для педагогов образовательных организаций действующи...

Личностные проявления психологической беспомощности у детей-инвалидов

В статье рассматривается проблема формирования психологической беспомощности у детей-инвалидов. Обобщены результаты исследования беспомощности как психологического явления. Эмпирически выделены личностные проявления психологической беспомощности у де...

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка

В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения. Приведены показатели и структура социаль...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения

В статье система отношений рассматривается как личностный механизм формирования адаптационного потенциала женщин, ожидающих ребенка. Эмпирически изучено влияние системы отношений беременных женщин на их психоэмоциональное состояние. Показана возможно...

Социально-психологический климат коллектива. Роль доверия. Проблема субъективизма

Основными задачами статьи является выяснение взаимосвязи доверительных отношений участников коллектива и конфликтных ситуаций, корреляции уровней СПК между собой, степени влияния субъективизма (мировоззренческая позиция, в той или иной степени игнори...

Похожие статьи

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности

В статье ведется речь о проблемах жизненной перспективы личности в психологической литературе. Приводится понятийный анализ психологической травмы и ее влияние на изменение жизненной перспективы. Представлено эмпирическое исследование жизненной персп...

Исследование влияние психотравмы на жизненную перспективу личности

В статье представлен краткий обзор процесса и результатов эмпирического исследования влияния психотравмы на жизненную перспективу личности. Автор дает интерпретацию статистических данных полученных в ходе сопоставления данных для двух независимых выб...

Коррекция детско-родительских отношений средствами сказкотерапии

В статье изложена проблема эмоционального неблагополучия детей, как фактора деструктивного формирования межличностных отношений в системе «родитель — ребенок». Посредством использования метода сказкотерапии, представляется возможным корректировать не...

Эмоциональное выгорание педагогов образовательных организаций на историческом и психологическом компонентах

Предпринимается попытка показать, что в выделенных по некоторым критериям составляющих функционирования человека можно обнаружить доминирование психических состояний, связанных с оценкой значимости для педагогов образовательных организаций действующи...

Личностные проявления психологической беспомощности у детей-инвалидов

В статье рассматривается проблема формирования психологической беспомощности у детей-инвалидов. Обобщены результаты исследования беспомощности как психологического явления. Эмпирически выделены личностные проявления психологической беспомощности у де...

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка

В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения. Приведены показатели и структура социаль...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения

В статье система отношений рассматривается как личностный механизм формирования адаптационного потенциала женщин, ожидающих ребенка. Эмпирически изучено влияние системы отношений беременных женщин на их психоэмоциональное состояние. Показана возможно...

Социально-психологический климат коллектива. Роль доверия. Проблема субъективизма

Основными задачами статьи является выяснение взаимосвязи доверительных отношений участников коллектива и конфликтных ситуаций, корреляции уровней СПК между собой, степени влияния субъективизма (мировоззренческая позиция, в той или иной степени игнори...

Задать вопрос