Манипулирование фондовым рынком | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 20.06.2022

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Беспятых, А. В. Манипулирование фондовым рынком / А. В. Беспятых, А. А. Овчинникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 433-435. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93258/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье показаны примеры глобальных манипуляций транснациональных финансовых групп через средства массовых коммуникаций.

Ключевые слова: фондовый рынок, манипуляции, новости.

В современном мире растёт популярность фондового рынка. За счет финансовых рынков идет финансирование пенсионных программ, осуществляются заимствования средств со стороны бизнеса, идет движение капитала.

Для физического лица фондовый рынок — один из способов получения дополнительного дохода: игра на изменении курсовой стоимости либо работа с дивидендными акциями.

Каждый участник фондового рынка сам выбирает инструментарий для открытия позиции в финансовых инструментах. Это может быть фундаментальный анализ экономических циклов и хорошая работа с публикуемой статистической отчетностью государства и компаний, а может быть и применение технического анализа и работа с графиками.

Отдельную категорию информационного обеспечения принятия управленческого решения участника фондового рынка, занимает публикации инвестиционных домов и хэдж-фондов, рейтинговых финансовых групп, брокерских и банковских консалтинговых компаний.

По данным Центрального Банка Российской Федерации количество брокерских счетов увеличивается с каждым годом.

Миллионы людей приходят на фондовый рынок ежегодно, чтобы увеличить свой капитал. Но большинство из них не имеют никакого представления о правилах и законах данной финансовой системы.

Начинающему трейдеру предстоит освоить множество вещей, которые помогут ему улучшить результаты в торговле. Как только человек отправится в интернет за поиском необходимой информации, ему придётся нелегко, так как в наши дни найти что-то стоящее и полезное очень трудно. Повсюду ненужные советы от «экспертов», ложные новости. Следовательно, у человека искажается представление о фондовом рынке, его структуре, функциях, правилах торговли. Такие люди и становятся жертвами манипуляций.

Сегодня на фондовом рынке все манипуляции можно сгруппировать в 2 большие группы:

Информационная манипуляция — это классическая манипуляция, задача которой по средством СМИ распространить слухи о событиях, связанных с компанией либо это высказывания видных политических деятелей по глобальных вопросам, таким как, стоимость нефти, курс национальной валюты страны. Обычно все эти высказывания и новостной фон, проходят в период экспирации фьючерсных контрактов на соответствующие активы, либо в конце завершения очередного цикла падения или роста стоимости актива. Иногда информационные манипуляции на фондовом рынке, проводят в период политическими событий: выборы президентов, очередная военная операция. Большая часть участников фондового рынка, даже не осознает этих процессов. Достаточно широко такие манипуляции описаны в специализированной литературе, например в книге «Хозяева рынков» Тома Вильямса.

Техническая манипуляция , в основном используют Центральные банки государств в случаях обрушения фондового рынка, в целях остановки движения цены, за счет выставления очень крупной заявки со стороны государства либо крупного банка. Обычно, таким образом, государство спасает системообразующие предприятия, когда цена восстанавливается, государство реализует, выкупленный по бросовым ценам актив. В России эта манипуляция часто применяется в период падения.

В наше время из-за огромного потока информации человеку трудно отличить правду от лжи. Таким образом, крупным (как правило транснациональные финансовые группы, контролирующие СМИ) манипуляторам легко навязать ту или иную точку зрения неопытным трейдерам. В то время, как толпа неопытных трейдеров паникует в связи с понижением рынка на фоне плохих новостей и продаёт, профессионал использует этот момент для получения прибыли. Поэтому информационная манипуляция является одной из самых часто применяемых на фондовом рынке.

Чтобы лучше понять сущность данного вида манипуляции, рассмотрим несколько примеров глобальных манипуляций.

Пример 1.

На фоне негативных новостей в октябре 2018 года нефтяной рынок потерпел обвал. Цена барреля Brent рухнула на 12 %, до $74,76. Техасская WTI обвалилась на 13,6 %, до $65,1. Министр нефти Саудовской Аравии Халида аль-Фалих заявил, что участники соглашения ОПЕК+ готовы увеличить добычу до максимально возможных уровней, чтобы компенсировать сокращение предложения после введения эмбарго против Ирана.

Министр энергетики Ирана сообщил, что у Саудовской Аравии не получится полностью компенсировать выпадающие объёмы, и рост цены до $85 за баррель является подтверждением этого. Но после телефонного разговора президента США Дональда Трампа и короля Саудовской Аравии, министр аль-Фахил заявил, что на рынке может возникнуть избыточное предложение.

«Медвежья» позиция со стороны Саудовской Аравии и США привела к обвалу нефтяного рынка [1]

Это явная манипуляция рынком в лице США, график движения цены нефти в этот период с октября по декабрь 2018 года представлен на рисунке 1.

График изменения цен на нефть октябрь-декабрь 2018 года

Рис. 1. График изменения цен на нефть октябрь-декабрь 2018 года

Пример 2.

В ходе обсуждения законопроекта в Государственной думе Российской Федерации, который предполагал практически полностью ограничить долю иностранцев во владении отечественными IT-компаниями, акции «Яндекс» снизились в цене на 20 %. Для компании это означает удешевление ее активов на $1,5 млрд.

Проблема в том, что в основном капитале отечественной компании доля иностранцев составляет больше 20 %. После снижения цен на акции «Яндекс», в государственной думе не приняли этот законопроект, и цена постепенно начала расти [2].

Очевидно, что человек, представлявший данный законопроект, лоббировал интересы более крупного игрока фондового рынка, данная манипуляция позволила скупить падающие акции. Когда шумиха прошла акции одной из лучших IT-компаний России опять стали расти. График движения цены акции «Яндекс» представлены на рисунке 2.

График изменения цен на акции «Яндекс» октябрь 2018 года

Рис. 2. График изменения цен на акции «Яндекс» октябрь 2018 года

Исходя из вышеперечисленных примеров, мы увидели, что факты легко преувеличить или преуменьшить, поэтому не следует ориентироваться только на новости или высказывания аналитиков. Манипуляции рынком — реальность, а не миф, поэтому важно научиться распознавать их и не попадаться на уловки манипуляторов.

Литература:

  1. https://oilcapital.ru/article/general/12–11–2018/neft-i-gaz-v-oktyabre-2018-goda (дата обращения 16.06.2022)
  2. https://habr.com/ru/news/t/471316/ (дата обращения 16.06.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): фондовый рынок, Саудовская Аравия, манипуляция, WTI, государственная дума, график изменения цен, доля иностранцев, информационная манипуляция, нефтяной рынок, Российская Федерация.


Похожие статьи

Влияние цифровой трансформации на финансовые рынки

За последнее десятилетие информационные технологии внесли значительный вклад в эволюцию финансовых рынков, однако не произвели революцию в том, как финансовые учреждения взаимодействуют друг с другом.

Неправомерное использование инсайдерской информации и манипулирование на рынке ценных бумаг РФ

В статье авторы анализируют динамику развития рынка ценных бумаг РФ и выявленные ЦБ РФ случаи неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования на рынке.

Современные тенденции развития корпоративных финансов

В статье автор пытается определить основные тренды направления в области корпоративных финансов.

Маркетинговые коммуникации в современных реалиях в сфере общественного питания

В статье рассматриваются следующие аспекты: роль маркетинговых коммуникаций в современном мире. Определение маркетинговых коммуникаций, анализ ситуации в сфере общественного питания.

Риски торговли на бирже

В данной статье рассматриваются ключевые риски при торговле на разных биржах, а также приводиться структура риск-менеджмента для построения торговой системы.

Что такое кросс-маркетинг и как его использовать

В статье рассмотрена сущность кросс-маркетинга и возможности его использования.

Особенности управления финансовыми рисками компаний в эпоху цифровизации

В статье рассматриваются особенности управления финансовыми рисками компаний в эпоху цифровизации. Проведен обзор разных видов рисков. Приводится описание технологии Больших Данных как способа снизить риски компании и увеличить их шансы на развитие. ...

Информационные технологии в продвижении банковских продуктов

В статье авторы рассматривают влияние современных информационных технологий на продвижение банковских продуктов и услуг. Рассмотрены инновационные каналы продвижения банковских продуктов.

Оценка роли банковского сектора в современных условиях

В статье автор анализирует и оценивает роль финансовых посредников в современных условиях.

Частный инвестор как клиент коммерческого банка: проблемы взаимодействия и пути решения

Статья посвящена проблемам взаимодействия коммерческих банков как профессиональных участников рынка ценных бумаг и частных инвесторов. Почему частный инвестор идёт в банк, на чём строится интерес инвестора как клиента и как банки привлекают новых инв...

Похожие статьи

Влияние цифровой трансформации на финансовые рынки

За последнее десятилетие информационные технологии внесли значительный вклад в эволюцию финансовых рынков, однако не произвели революцию в том, как финансовые учреждения взаимодействуют друг с другом.

Неправомерное использование инсайдерской информации и манипулирование на рынке ценных бумаг РФ

В статье авторы анализируют динамику развития рынка ценных бумаг РФ и выявленные ЦБ РФ случаи неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования на рынке.

Современные тенденции развития корпоративных финансов

В статье автор пытается определить основные тренды направления в области корпоративных финансов.

Маркетинговые коммуникации в современных реалиях в сфере общественного питания

В статье рассматриваются следующие аспекты: роль маркетинговых коммуникаций в современном мире. Определение маркетинговых коммуникаций, анализ ситуации в сфере общественного питания.

Риски торговли на бирже

В данной статье рассматриваются ключевые риски при торговле на разных биржах, а также приводиться структура риск-менеджмента для построения торговой системы.

Что такое кросс-маркетинг и как его использовать

В статье рассмотрена сущность кросс-маркетинга и возможности его использования.

Особенности управления финансовыми рисками компаний в эпоху цифровизации

В статье рассматриваются особенности управления финансовыми рисками компаний в эпоху цифровизации. Проведен обзор разных видов рисков. Приводится описание технологии Больших Данных как способа снизить риски компании и увеличить их шансы на развитие. ...

Информационные технологии в продвижении банковских продуктов

В статье авторы рассматривают влияние современных информационных технологий на продвижение банковских продуктов и услуг. Рассмотрены инновационные каналы продвижения банковских продуктов.

Оценка роли банковского сектора в современных условиях

В статье автор анализирует и оценивает роль финансовых посредников в современных условиях.

Частный инвестор как клиент коммерческого банка: проблемы взаимодействия и пути решения

Статья посвящена проблемам взаимодействия коммерческих банков как профессиональных участников рынка ценных бумаг и частных инвесторов. Почему частный инвестор идёт в банк, на чём строится интерес инвестора как клиента и как банки привлекают новых инв...

Задать вопрос