Статья посвящена исследованию зависимости цветовых выборов от эмоциональных состояний старших дошкольников, которые обучаются по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в Доме детского творчества города Азова Ростовской области.
Ключевые слова: цветовые предпочтения, эмоциональные состояния, старший дошкольный возраст.
Цвет — продукт света, вызывающий эмоции.
И. В. Гете
Современные исследования указывают на то, что каждая эмоция ассоциируется у индивида с определенным цветом и насыщенностью. Так, существуют данные, согласно которым происходят специфические изменения цветовой чувствительности глаза в зависимости от эмоционального состояния индивида.
Исследования Л. А. Шварц показали, что глаз становится более чувствительным к красно-желтой части цветового спектра при переживании индивидом положительных эмоций, а также к сине-зеленой части при отрицательных эмоциях [6]. Следует заметить, что такое изменение цветовой чувствительности происходит не только при непосредственном переживании эмоций, но и при воспоминаниях о приятных или неприятных моментах жизни [1].
Это подтверждается и даже дополняется в работах М. Э. Бразман и Э. Т. Дорофеевой, которые указали на то, что каждое эмоциональное состояние соответствует определенному изменению чувствительности глаза к трем основным цветам — красному, синему и зеленому [2].
В. Н. Ворсобин и В. Н. Жидкин изучали динамику предпочтения цветов дошкольников в зависимости от переживаемых ими эмоций. Когда дети испытывали радость, то по сравнению с фоновыми пробами, увеличивалось предпочтение красного, желтого и оранжевого цветов и уменьшалось — зеленого и голубого. При переживании чувства страха цветовой выбор происходил наоборот: чаще предпочитались зеленый и голубой цвета, реже — красный, синий и фиолетовые [1].
На основе теоретических данных было проведено исследование связи цветовых выборов с эмоциональными состояниями обучающихся в МБУ ДО ДДТ старшего дошкольного возраста, в котором приняли участие 64 ребенка. Для изучения связи цветовых выборов с эмоциональными состояниями были использованы следующие методики: восьмицветовой тест Люшера [4], тест «Домики» О.А Ореховой [5].
Проанализируем связь эмоционального состояния с цветовым выбором старших дошкольников, используя программу компьютерной обработки данных SPSS Statistics 23.0.
Для наглядности представим данные, полученные в результате расчёта корреляции Спирмена в виде рисунка (рис. 1).
Из рисунка 1 мы видим, что красный цвет имеет у старших дошкольников положительную связь с показателем «Счастье» по тесту «Домики», и отрицательную с настроением . Данное противоречие можно объяснить тем, что хорошее настроение дети не воспринимается как состояние счастья. Вероятно, находясь в хорошем настроении, дети настолько активны, что красный цвет только раздражает их. Также можно сказать, что красный цвет не является показателем определенного состояния человека, поскольку он является очень активным и имеет разные характеристики. Так, в равной степени он может символизировать противоположные показатели.
Рис. 1. Взаимосвязь цветового выбора и эмоционального состояния старших дошкольников по критерию Спирмена
Кроме того, настроение имеет отрицательную корреляцию с фиолетовым цветом. Это означает, что, находясь в плохом настроении, дети старшего дошкольного возраста сдержаны в выражении своих эмоций, отвергают желание мистической близости с другими, занимают критическую позицию по отношению к глубоким связям, имеют эстетическое чутьё и склонность к занятию творчеством при любой возможности.
Жёлтый цвет отвергается детьми старшего дошкольного возраста в состоянии горя , которое имеет положительную связь с чёрным цветом. Это говорит о том, что в состоянии горя дошкольник выражает протест, чувствует разочарование в надеждах, безнадёжность, уныние. Он раздражителен, проявляет негативизм и подозрительность по отношению к окружающим и их намерениям. Ведёт себя безрассудно и пытается оградить себя от изоляции и разочарований. Таким образом, можно утверждать, что к горю дети старшего дошкольного возраста имеют негативное отношение.
Одновременно с этим чёрный цвет имеет обратные связи с счастьем , дружбой и восхищением . Это говорит о том, что, испытывая эти чувства, старшие дошкольники не желают отказываться от чего-либо, в частности от дружбы, счастья, восхищения и тем, что с ними связано, и хотят сохранить контроль над своими решениями и действиями.
Также по рисунку 1 мы видим, что чувство обиды у старших дошкольников связано с предпочтением коричневого и отвержением зелёного и синего цветов. Это сигнализирует о снижении способности к самоутверждению, тревоге о возможной утрате репутации. Дети, испытывая чувство обиды, проявляют беспокойство, суетливость, напряжение, из-за чего снижается способность к концентрации внимания. У них наблюдается потеря способности к сопротивлению и настойчивости, сопровождающееся потребностью в ощущении безопасности и физической удовлетворённости, в избавлении факторов внешнего давления, которые вызывают чувство дискомфорта.
Для показателей «Ссора» и «Злоба» не выявлено корреляций с цветовыми предпочтениями.
Литература:
1. Базыма, Б. А. Психология цвета. Теория и практика / Б. А. Базыма. — Санкт-Петербург: Речь, 2005. — 208 c. — Текст: непосредственный.
2. Дорофеева, Э. Т. О возможных критериях распознавания эмоциональных состояний / Э. Т. Дорофеева. — Текст: непосредственный // Проблемы моделирования психической деятельности. — 1968. — № 2. — С. 279–280.
3. Люшер, М. Цвет вашего характера / М. Люшер. — 1997: Вече, Москва. — 240 c. — Текст: непосредственный.
4. Люшер, М. Цветовой тест Люшера / М. Люшер. — Москва, Санкт-Петербург: АСТ, Сова, 2005. — 190 c. — Текст: непосредственный.
5. Орехова, О. А. Цветовая диагностика эмоций ребёнка / О. А. Орехова. — Санкт-Петербург: Речь, 2002. — 112 c. — Текст: непосредственный.
6. Шварц, Л. А. Изменение цветоощущения в эмоциональных состояниях / Л. А. Шварц. — Текст: непосредственный // Проблемы физиологической оптики. — Москва: Академия наук СССР, 1948. — С. 314–320.