Творчество балетного педагога не умирает никогда: оно передаётся от поколения к поколению, совершенствуется в мастерстве каждого следующего танцовщика, обретает новые черты, органично вплетая их в полученные при обучении навыки. Такая преемственность традиций характерна для балетного педагога советской школы классического танца Николая Ивановича Тарасова.
Ключевые слова: хореография, балетмейстер, педагог, танец, балет, творчество, искусство, наследие.
Школа может быть самым близким, надёжным и полезным творческим другом хореографа любой специальности, если она хорошо им усвоена и познана.
Н. И. Тарасов
Николай Тарасов (1902–1975) родился в семье танцовщика Большого театра. Отец первым заметил способности сына к танцу и тем определил его профессиональную судьбу. Далее, в годы обучения, своими педагогами Тарасов считал Н. Г. Легата[1] и Н. П. Домашева[2]. В те далёкие годы балетное искусство России переживало сложные противоречивые времена. Новаторские спектакли создавали Горский и Фокин, Павлова и Карсавина, Нижинский прославлял русское искусство по всему миру на гастролях. Поколению Тарасова выпало с первых же артистических шагов встретиться с очень взыскательной аудиторией.
Легат был питомцем петербургского балетного училища. Будучи сам учеником П. Гердта[3], он интуитивно понимал потребности каждого учащегося в классе. Индивидуальный подход — это его педагогическое преимущество перед коллегами. Он один мог так точно подметить, что и кому требуется для совершенства.
Домашев — один из выдающихся танцовщиков московской школы своего времени, блестящий виртуоз техники, по которой его можно сравнить только с Нижинским — «царём воздуха» [1, с. 64]. Кроме того, Домашев прославился как мимический актёр, что позволяло создавать неповторимые образы характерных постановок.
Начинающий танцовщик Тарасов, будучи очевидцем хореографических экспериментов Горского[4] и совершенством мастерства Гельцер[5], открывал для себя новые горизонты характерного танца и задумывался о будущей профессии педагога. На формирование Тарасова-мастера и после — Тарасова-педагога большое влияние оказал и Тихомиров[6], придавший мужскому танцу новую, законченную форму: мужественное начало, свободную пластику дуэтного исполнения. Выступление с уже прославленными и только ещё начинающими балеринами, среди которых Тарасов неизменно слыл очень надёжным и «удобным» партнёром, познание сложного репертуара, тайн и законов профессии формировали танцовщика как крупнейшего деятеля балета и будущего педагога.
Тарасов начал педагогическую деятельность почти одновременно с исполнительской: в 1020-м он стал артистом балета Большого театра, а в 1923-м впервые вошёл в класс как балетмейстер, и до 1960-го обучал науке классического танца студентов Московского хореографического училища.. Таким образом, с 1923 и по 193в гг., когда закончилась его сольная сценическая карьера, Тарасов был одновременно и премьером Большого, и сценическим педагогом. За сорок лет педагогической деятельности Тарасов воспитал не одно поколение артистов балета, постоянно реформируя и совершенствуя методику преподавания. На его долю выпало быть художественным руководителем и директором художественной школы в тяжёлые военные и послевоенные годы. В Васильсурске, куда была эвакуирована школа, он проявил в полной мере организаторский талант, умение находить выход из, казалось бы, безнадёжных ситуаций, сохраняя при этом человеческое достоинство каждого воспитанника и проявляя неизменное благородство и выдержку. Только благодаря Тарасову школа в годы войны не прекратила занятия.
Уже как сложившийся и признанный педагог, Тарасов был непосредственным участником создания балетов Петипа, Горского, Тихомирова и Голейзовского. На его глазах сложился творческий почерк и стиль Чабукиани и Григоровича. Ученик Тарасова, основатель династии артистов балета, народный артист СССР Марис Лиепа, вспоминая годы своего обучения у мастера, неизменно отмечал его тактичную педагогическую манеру, склонность к анализу комбинаций совместно с учениками. Он приучал мыслить педагогически, так как знал, что творческая жизнь многих артистов балета продолжается в педагогической деятельности. «Мы, кому посчастливилось учиться у Тарасова, никогда не слышали громкого, раздражительного голоса, окриков, язвительно-насмешливых замечаний. Его выдержанность, внутренняя собранность, воспитанность навсегда останутся для нас примером» — писал Лиепа [5, с. 11]. Изыскания по методике преподавания Тарасов изложил в сценарии учебного фильма «Методика классического танца». В 1940 г. в соавторстве с коллегами создал первую книгу — «Методика классического тренажа», а в 1971 г. — первое издание книги «Классический танец». Сегодня во всех хореографических училищах нашей страны и мира преподают выпускники педагогического факультета ГИТИСа — ученики основателя факультета Николая Ивановича Тарасова.
Планируя свои занятия, создавая методические пособия и книги по теории классического танца, Тарасов учитывал и живую практику театров, и строгие академические законы рисунка танца, и требования времени.
Став артистом, а затем и педагогом, Тарасов сумел не только соединить в лучшей комбинации московскую и петербургскую школы классического танца, традиции их обучения, но и создать новое, отвечающее требованиям времени, как в мастерстве исполнителя, так и балетмейстера.
Жизнь, как всегда, предъявляет к искусству всё новые требования. Возможно, спустя годы, коррективы с дополнениями необходимо будет вносить и в академически безупречную программу Тарасова. Но фундамент, основа такого сложнейшего предмета как балетное искусство, останутся, хочется верить, такими, как их задумал, описал и подтвердил практикой талантливый автор.
Литература:
- Бочарникова Е. В., Мартынова О. М. Московское хореографическое училище. М., «Искусство». 1954. 143 с.
- Валукин М. Е. Эволюция движений в мужском классическом танце. М., «ГИТИС», 2007. 248 с.
- Мориц В. Э., Тарасов Н. И., Чекрыгин А. И. Методика классического танца. СПб., «Лань®: Планета Музыки», 2009. 382 с.
- Стручкова Р. С. Наши наставники. // Театральная жизнь. 1977, № 23.
- Тарасов Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. М., «Искусство». 1981. 479 с.
- Эльяш Н. И. Русская Терпсихора. М., «Советская Россия». 1965. 231 с.
[1] Легат Николай Густавович (1869-1937) - русский танцовщик, балетмейстер и педагог балета. Представитель династии артистов балета Легат-Обуховых. Заслуженный артист Императорских театров.
[2] Домашёв Николай Петрович (1861-1916) - Артист балета, педагог, с 1885 года первый танцовщик Большого театра; обладал виртуозной техникой. С 1898 - педагог Московского театрального училища,
[3] Гердт Павел Андреевич (1844-1917) - русский артист балета и педагог, с 1865 года ведущий танцовщик Мариинского театра.
[4] Горский Александр Алексеевич (1871-1924) –русский артист балета и балетмейстер; считается одним из реформаторов балета. Привнес в танец законы драмы и ощущение полной достоверности происходящего.
[5] Гельцер Екатерина Васильевна (1876-1962) - русская балерина, крупнейшая «звезда» советского балета 1920-х годов.
[6] Тихомиров Василий Дмитриевич (1876-1956) -русский и советский артист балета и балетмейстер.