Балетмейстер Николай Тарасов: мастер сохранения и передачи хореографического наследия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 20.06.2022

Статья просмотрена: 275 раз

Библиографическое описание:

Ефремов, Н. А. Балетмейстер Николай Тарасов: мастер сохранения и передачи хореографического наследия / Н. А. Ефремов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 567-568. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93263/ (дата обращения: 15.11.2024).



Творчество балетного педагога не умирает никогда: оно передаётся от поколения к поколению, совершенствуется в мастерстве каждого следующего танцовщика, обретает новые черты, органично вплетая их в полученные при обучении навыки. Такая преемственность традиций характерна для балетного педагога советской школы классического танца Николая Ивановича Тарасова.

Ключевые слова: хореография, балетмейстер, педагог, танец, балет, творчество, искусство, наследие.

Школа может быть самым близким, надёжным и полезным творческим другом хореографа любой специальности, если она хорошо им усвоена и познана.

Н. И. Тарасов

Николай Тарасов (1902–1975) родился в семье танцовщика Большого театра. Отец первым заметил способности сына к танцу и тем определил его профессиональную судьбу. Далее, в годы обучения, своими педагогами Тарасов считал Н. Г. Легата[1] и Н. П. Домашева[2]. В те далёкие годы балетное искусство России переживало сложные противоречивые времена. Новаторские спектакли создавали Горский и Фокин, Павлова и Карсавина, Нижинский прославлял русское искусство по всему миру на гастролях. Поколению Тарасова выпало с первых же артистических шагов встретиться с очень взыскательной аудиторией.

Легат был питомцем петербургского балетного училища. Будучи сам учеником П. Гердта[3], он интуитивно понимал потребности каждого учащегося в классе. Индивидуальный подход — это его педагогическое преимущество перед коллегами. Он один мог так точно подметить, что и кому требуется для совершенства.

Домашев — один из выдающихся танцовщиков московской школы своего времени, блестящий виртуоз техники, по которой его можно сравнить только с Нижинским — «царём воздуха» [1, с. 64]. Кроме того, Домашев прославился как мимический актёр, что позволяло создавать неповторимые образы характерных постановок.

Начинающий танцовщик Тарасов, будучи очевидцем хореографических экспериментов Горского[4] и совершенством мастерства Гельцер[5], открывал для себя новые горизонты характерного танца и задумывался о будущей профессии педагога. На формирование Тарасова-мастера и после — Тарасова-педагога большое влияние оказал и Тихомиров[6], придавший мужскому танцу новую, законченную форму: мужественное начало, свободную пластику дуэтного исполнения. Выступление с уже прославленными и только ещё начинающими балеринами, среди которых Тарасов неизменно слыл очень надёжным и «удобным» партнёром, познание сложного репертуара, тайн и законов профессии формировали танцовщика как крупнейшего деятеля балета и будущего педагога.

Тарасов начал педагогическую деятельность почти одновременно с исполнительской: в 1020-м он стал артистом балета Большого театра, а в 1923-м впервые вошёл в класс как балетмейстер, и до 1960-го обучал науке классического танца студентов Московского хореографического училища.. Таким образом, с 1923 и по 193в гг., когда закончилась его сольная сценическая карьера, Тарасов был одновременно и премьером Большого, и сценическим педагогом. За сорок лет педагогической деятельности Тарасов воспитал не одно поколение артистов балета, постоянно реформируя и совершенствуя методику преподавания. На его долю выпало быть художественным руководителем и директором художественной школы в тяжёлые военные и послевоенные годы. В Васильсурске, куда была эвакуирована школа, он проявил в полной мере организаторский талант, умение находить выход из, казалось бы, безнадёжных ситуаций, сохраняя при этом человеческое достоинство каждого воспитанника и проявляя неизменное благородство и выдержку. Только благодаря Тарасову школа в годы войны не прекратила занятия.

Уже как сложившийся и признанный педагог, Тарасов был непосредственным участником создания балетов Петипа, Горского, Тихомирова и Голейзовского. На его глазах сложился творческий почерк и стиль Чабукиани и Григоровича. Ученик Тарасова, основатель династии артистов балета, народный артист СССР Марис Лиепа, вспоминая годы своего обучения у мастера, неизменно отмечал его тактичную педагогическую манеру, склонность к анализу комбинаций совместно с учениками. Он приучал мыслить педагогически, так как знал, что творческая жизнь многих артистов балета продолжается в педагогической деятельности. «Мы, кому посчастливилось учиться у Тарасова, никогда не слышали громкого, раздражительного голоса, окриков, язвительно-насмешливых замечаний. Его выдержанность, внутренняя собранность, воспитанность навсегда останутся для нас примером» — писал Лиепа [5, с. 11]. Изыскания по методике преподавания Тарасов изложил в сценарии учебного фильма «Методика классического танца». В 1940 г. в соавторстве с коллегами создал первую книгу — «Методика классического тренажа», а в 1971 г. — первое издание книги «Классический танец». Сегодня во всех хореографических училищах нашей страны и мира преподают выпускники педагогического факультета ГИТИСа — ученики основателя факультета Николая Ивановича Тарасова.

Планируя свои занятия, создавая методические пособия и книги по теории классического танца, Тарасов учитывал и живую практику театров, и строгие академические законы рисунка танца, и требования времени.

Став артистом, а затем и педагогом, Тарасов сумел не только соединить в лучшей комбинации московскую и петербургскую школы классического танца, традиции их обучения, но и создать новое, отвечающее требованиям времени, как в мастерстве исполнителя, так и балетмейстера.

Жизнь, как всегда, предъявляет к искусству всё новые требования. Возможно, спустя годы, коррективы с дополнениями необходимо будет вносить и в академически безупречную программу Тарасова. Но фундамент, основа такого сложнейшего предмета как балетное искусство, останутся, хочется верить, такими, как их задумал, описал и подтвердил практикой талантливый автор.

Литература:

  1. Бочарникова Е. В., Мартынова О. М. Московское хореографическое училище. М., «Искусство». 1954. 143 с.
  2. Валукин М. Е. Эволюция движений в мужском классическом танце. М., «ГИТИС», 2007. 248 с.
  3. Мориц В. Э., Тарасов Н. И., Чекрыгин А. И. Методика классического танца. СПб., «Лань®: Планета Музыки», 2009. 382 с.
  4. Стручкова Р. С. Наши наставники. // Театральная жизнь. 1977, № 23.
  5. Тарасов Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. М., «Искусство». 1981. 479 с.
  6. Эльяш Н. И. Русская Терпсихора. М., «Советская Россия». 1965. 231 с.

[1] Легат Николай Густавович (1869-1937) - русский танцовщик, балетмейстер и педагог балета. Представитель династии артистов балета Легат-Обуховых. Заслуженный артист Императорских театров.

[2] Домашёв Николай Петрович (1861-1916) - Артист балета, педагог, с 1885 года первый танцовщик Большого театра; обладал виртуозной техникой. С 1898 - педагог Московского театрального училища,

[3] Гердт Павел Андреевич (1844-1917) - русский артист балета и педагог, с 1865 года ведущий танцовщик Мариинского театра.

[4] Горский Александр Алексеевич (1871-1924) –русский артист балета и балетмейстер; считается одним из реформаторов балета. Привнес в танец законы драмы и ощущение полной достоверности происходящего.

[5] Гельцер Екатерина Васильевна (1876-1962) - русская балерина, крупнейшая «звезда» советского балета 1920-х годов.

[6] Тихомиров Василий Дмитриевич (1876-1956) -русский и советский артист балета и балетмейстер.

Основные термины (генерируются автоматически): артист балета, балетный педагог, педагогическая деятельность, танец, требование времени.


Похожие статьи

Творческий процесс постановщика танца

В данной статье анализируется творческий процесс постановщика танца, отмечается, что он работает над персонажами, поэтому прежде, чем начать работу должен разобраться во взаимоотношениях и характерах действующих лиц и сочетать единство пластического ...

Творчество и педагогическая деятельность народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова

В статье рассматривается материал об Чингизе Ахмарове, который до сих пор чрезвычайно разрознен, малодоступен и не систематизирован. Изучается художественное наследие и его жизнь, а так же педагогическая деятельность художника, талантливого живописца...

Ровесники эпохи. Специфика поэтической манеры А. Дементьева и Н. Добронравова

В статье рассмотрены и сопоставлены специфические манеры песенной поэзии А. Дементьева и Н. Добронравова как одних из самых ярких представителей поэтов-песенников. Современники, они по-разному отражали в своих произведениях одни и те же культурно-ист...

Творческий поиск художников Вьетнама периода обновления (1986–2010)

Школа современного искусства Вьетнама придерживалась инновационных идей в создании работ, происходило формирование современной эстетической мысли. Всемирно известные художники вернулись к изучению примитивного, народного и национального искусства, ра...

Инновационные направления узбекского боевого искусства при постановке исторических произведений

Данная статья посвящена вопросам сценического движения, боя, и пластики, кои являются основой сценического действия актера. А также информирует о современных методах использования национального боевого искусства в постановках исторических произведени...

Особенности Самарского зодчества XVI века

Только зная историю развития своего народа и родного края люди способны определить, что будет полезным для них и для общества в будущем. Самара прошла славный путь от сторожевой крепости-заслона времен кочевников до города-миллионера, крупного промыш...

Культура исполнительской интерпретации

В данной статье отражена проблема воспитания культуры интерпретации музыкальных текстов в профессиональной подготовке исполнителя-интерпретатора. В настоящее время, когда сочинение музыки уступает место ее исполнению, на первый план выходит исполните...

Абстрактный балет Джорджа Баланчина

Статья описывает творчество выдающегося хореографа и режиссера Джорджа Баланчина в жанре абстрактного балета. Баланчин считается одним из важнейших представителей современного балета и создал множество знаменитых произведений, объединивших классическ...

Импровизация как одна из форм развития хореографического искусства

В данной статье рассматривается природа импровизации в контексте хореографического искусства. Автор приходит к выводу о том, что импровизация и хореография — равноправные партнеры в танце, играющие различные, но одинаково важные роли. Процесс формиро...

Театральная деятельность как средство художественно-эстетического развития в ДОУ

Неоднократно доказано, что дошкольный возраст — это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе оз...

Похожие статьи

Творческий процесс постановщика танца

В данной статье анализируется творческий процесс постановщика танца, отмечается, что он работает над персонажами, поэтому прежде, чем начать работу должен разобраться во взаимоотношениях и характерах действующих лиц и сочетать единство пластического ...

Творчество и педагогическая деятельность народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова

В статье рассматривается материал об Чингизе Ахмарове, который до сих пор чрезвычайно разрознен, малодоступен и не систематизирован. Изучается художественное наследие и его жизнь, а так же педагогическая деятельность художника, талантливого живописца...

Ровесники эпохи. Специфика поэтической манеры А. Дементьева и Н. Добронравова

В статье рассмотрены и сопоставлены специфические манеры песенной поэзии А. Дементьева и Н. Добронравова как одних из самых ярких представителей поэтов-песенников. Современники, они по-разному отражали в своих произведениях одни и те же культурно-ист...

Творческий поиск художников Вьетнама периода обновления (1986–2010)

Школа современного искусства Вьетнама придерживалась инновационных идей в создании работ, происходило формирование современной эстетической мысли. Всемирно известные художники вернулись к изучению примитивного, народного и национального искусства, ра...

Инновационные направления узбекского боевого искусства при постановке исторических произведений

Данная статья посвящена вопросам сценического движения, боя, и пластики, кои являются основой сценического действия актера. А также информирует о современных методах использования национального боевого искусства в постановках исторических произведени...

Особенности Самарского зодчества XVI века

Только зная историю развития своего народа и родного края люди способны определить, что будет полезным для них и для общества в будущем. Самара прошла славный путь от сторожевой крепости-заслона времен кочевников до города-миллионера, крупного промыш...

Культура исполнительской интерпретации

В данной статье отражена проблема воспитания культуры интерпретации музыкальных текстов в профессиональной подготовке исполнителя-интерпретатора. В настоящее время, когда сочинение музыки уступает место ее исполнению, на первый план выходит исполните...

Абстрактный балет Джорджа Баланчина

Статья описывает творчество выдающегося хореографа и режиссера Джорджа Баланчина в жанре абстрактного балета. Баланчин считается одним из важнейших представителей современного балета и создал множество знаменитых произведений, объединивших классическ...

Импровизация как одна из форм развития хореографического искусства

В данной статье рассматривается природа импровизации в контексте хореографического искусства. Автор приходит к выводу о том, что импровизация и хореография — равноправные партнеры в танце, играющие различные, но одинаково важные роли. Процесс формиро...

Театральная деятельность как средство художественно-эстетического развития в ДОУ

Неоднократно доказано, что дошкольный возраст — это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе оз...

Задать вопрос