Вся история русского народа в мирных занятиях, в сражении с силами природы — это история земледелия. С тех пор, как осознал себя, россиянин был хлебопашцем. «Полянами», т. е. жителями полей называли себя первые славяне, населявшие теперь регионы Украины, где они ничем, кроме выращивания хлеба, не занимались.
Ключевые слова: хлеб, история, культура, человек.
Ни о чем так усердно не молятся испокон веков на земле, ни о чем другом не заботятся больше люди как о росте посеянного хлеба. Хлеб на стол — и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска.«Хлеб да соль!», — говорил русский человек вместо приветствия собравшимся за столом. Издавна велось: брось хлеб-соль на лес, пойдёшь — найдёшь , что означало: накорми первого встречного и незнакомого, но голодного, тогда, если тебе самому просить придётся — никто не откажет.
На Земле в каждом уголке планеты родятся все виды хлеба, если в порядке питательности, то это пшеница, рожь, овёс, гречиха, просо, полба, ячмень, рис и кукуруза.
Но земледелец может возделывать землю лишь тогда, когда ничто не мешает и от этого не отвлекает. Как хлеб боится природных бедствий, так хлебороб боится вражеского нападения и военных действий: или землёй заниматься. Ли воевать, что-то одно. Уяснив это, наши далёкие предки строили города — укреплённые места, селились под их стенами. Там крестьяне продолжали возделывать землю и кормить себя, а также других, тех, кто эти земли и работников на них защищал от врагов, которых на Руси всегда хватало. Много разных бед поджидает хлеб. Чего только не придумывали люди, чтобы предупредить или отвратить беды неурожая.
Но враги были не только в человечьем обличии. История знает о массовых гибелях городов и целых народов от голода, почти каждый год в какой-нибудь стороне был голод, раз в 3–4 года — в средней полосе и на севере: в 1023 г. (в Суздальской земле) и в 1071 г. (в Ростовской земле). Известно, что в 1600 г. Колокольню Ивана Великого при Годунове сложили голодающие работники — за еду, за утоление голода. В 1602, 1603 и 1604 гг. опустели целые области: люди продавались в рабство за прокорм, увеличивая массу рабов. То поля высыхали от жары, то вымерзали от холодов, то пропадали от дождей или вешних вод. В северных регионах к этим бедам добавлялись ранние морозы и продолжительные холода. Места, где природа скудна, бесхлебье посещало два-три раза в десять лет. Так, неурожаи были в 1722, 1733, 1734 годах, затем в 1742, 1748 т 1749, опять — в 1754 и т. д. До Петра Великого не принималось никаких мер к обеспечению населения продовольствием; Петр велел отписывать излишки хлеба, оставляя владельцам запасы на год и раздавая изъятое неимущим на семена. Екатерина II велела завести запасные магазины сначала в городах, а после и на селе.
От разного рода бедствий селения пустели, жители вынуждены были идти в поиске других, пригодных для земледелия земель. Населяли самые отдалённые регионы: вятские и пермские леса, Сибирь, берега Белого моря. Найдено было земли столько, что Россия стала самым обширным государством мира. А царство хлебных злаков заняло бывшие леса и болота вплоть до мёрзлой тундры. Так продолжалось вплоть до 1597 г., когда в судьбе россиян произошли крутые перемены: перевод крестьян сначала в стеснение, а затем, при Годунове, и вовсе в запрет на перемещения в другие земли. Всем было велено оставаться там, где застал указ.
Но, где бы не поселились русские люди, всюду возделывают они хлеба. Где обилен виноград, а снег бывает раза три в году и ненадолго, сеют рис — самое прихотливое хлебное растение, известное ещё Древней Руси под именем «сарачинского пшена» и способное родиться только в тёплых регионах. По другую сторону Кавказа, где уже бывают холода, пусть и непродолжительные, выпадает чаще снег, рис исчезает. Там культивируют кукурузу или маис. Там же сеют пшеницу. Она — главный продукт земледелия там, где климат умеренный, зима несуровая, а тепло примерно полгода. В отличие от ржи, пшеница терпелива к жаре и засухе. Рядом растят просо и полбу. Полба устойчивее пшеницы: не боится ни холода, ни зас ухи и растёт хорошо там, где пшеница погибает. Там ржаной хлеб — роскошь, им раньше даже не торговали.
В полосе, где Оренбургская, Самарская и соседние с ними губернии, начиналось царство ржи. Её природой указан урожай там, где пшеница не вызревает. По соседству — овёс и гречиха. Овёс — корм и человеку, и лошади. Рожь меньше других боится морозов. Там же хорошо растёт ячмень, но его растили больше на пиво. В краях, где рожь родится плохо, и ячмень не вызревает, и его убирают недозрелым. В снопах зерно сушится на солнце.
Что касается яровых хлебов, то их называют общим именем — жито. На юге житом называли рожь, за Волгой и в Сибири жито — это и овёс, и гречиха, и пшеница, и ячмень. На севере Поволжья и в Архангельской земле жито — только ячмень, а в Твери и по верхней Волге — яровую сеяли только рожь.
Граница ржаных полей доходила почти до Архангельска, где больше сеяли уже ячмень. А на Кольском полуострове кончалось и ячменное царствие, дальше хлебные злаки не растут — только мхи и лишайники. Живущие на севере кочевые народы хлеба не знали. Основой их рациона была рыба и жир морских зверей.
В страхе неурожая крестьяне и сегодня, как встарь прибегают и к молитвам, и к обрядам, известным ещё с языческих времён. Вековой опыт и примеры предков, наученных голодом, заставили придумывать замены хлебам на случай голода. Чаще подмешивали в тесто древесную кору, особенно — сосновую, молодую, слои ещё не затвердевшей древесины, что нарастает весной и осенью. Она срезалась ножом лентами, в свежем виде была даже сладковата. Для хлеба ленты сушили над огнём, толкли в ступках и добавляли в муку. Хлеб получался очень горьким. Но на северах, особенно в Карелии, такое подспорье в хлебе было привычным. В других малохлебных местах в муку подмешивали лебеду, за что траву даже прозвали «мучником»: не то беда, что во ржи лебеда, а то беды, что ни ржи, ни лебеды».
Оболочка с зёрен — это отруби. Чем больше их отобрано — тем белее мука. Но и сами отруби содержат много питательных сил, для человека и скота.
Большая часть изб простых крестьян была крыта соломой — отходами от обмолота того же хлеба. Годилась только ржаная. И в избе — солома: ею набивали спальные тюфяки, завешивали окна зимой.
Века бродили люди в поисках земель, пригодных не столько для жизни, сколько безопасных и годных для земледелия. В Сибири покорили татарские орды, освоили степи за Окой, тамбовские, воронежские и донские, саратовские и оренбургские. Когда российской стала Новороссия, и туда двинулся народ с неблагодатного севера. На новых землях поселенцы вновь принимались возделывать пашни под хлеба, собирая столь хорошие урожаи, что излишки уже везли на продажу. Построив Петербург, император каналами соединил его с остальной Россией, чем положил начало торговле с заграницей. При этом действовало правило: выпуск хлеба за границу запрещался, когда на Москве за четверть ржи дают больше рубля, т. е. когда зерно дорожает на родине. При Екатерине Великой заграничная торговля оживилась, даже в неурожайные годы. Но ей препятствовали войны, затрудняя перевозку. Положение дел в России сподвигло европейцев заниматься не только разведением картофеля и овощей, но и хлебопашеством.
Литература:
- Гончаров Н. П., Кондратенко Е. Я. Происхождение, доместикация и эволюция пшениц // Информационный вестник ВОГиС: журнал. 2008. Т. 12, № 1/2. С. 159–179.
- Губанов И. А. Ячмень обыкновенный // Иллюстрированный определитель растений Средней России. В 3 т. М., товарищество науч. изд. КМК, ин-т технологических исследовани, 2002.
- Жуковский П. М. Культурные растения и их сородичи. Изд. 3-е, перераб. и доп. Л., «Колос», 1971. 752 с.
- Зерновые культуры // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М., Советская энциклопедия, 1969–1978.
- Максимов С. В. Куль хлеба и его похождения. М., Т8RUGRAM, 2018. 140 с.