Рассматривая современную обстановку дел, происходящих в государстве, отчётливо виден факт постепенного перестраивания гражданского законодательства, и существенным является влияние того, чтобы не было негативных инцидентов, важно уделить внимание работающей системе юридических фактов, которые в свою очередь обезопасят гражданскую систему. При изучении ст. 8 ГК РФ было определено, что нельзя четко выстроить систему юридических фактов, в них нет отлаженной структуры В этой связи актуальной становится тема юридические факты в гражданском праве. Стоит выстроить систему возникновения, изменения, прекращения гражданских правоотношений, так на мой взгляд список юридических фактов должен быть массивным и включающим все возможные ситуации. Слаженная структура юридических фактов гражданского права сможет разрешить проблемы с правовыми разногласиями и выделит способы рационального применения юридических фактов, позволит понять причину правовых коллизий, создаст возможность эффективного правоприменения.
Ключевые слова: юридический факт; система юридических фактов в гражданском праве.
Currently, civil legislation is changing significantly, in this regard, it is necessary to develop a coherent system of legal facts in civil law. It is impossible to build a system of facts investigated by the author from the norms of Article 8 of the Civil Code of the Russian Federation. In this regard, it seems important, first of all, to clearly define the grounds for the emergence, modification, termination of civil legal relations, since the list of legal facts should be exhaustive. A clear system of legal facts of civil law will allow to solve the cause of legal conflicts, will create the possibility of effective law enforcement.
Keywords: legal fact; system of legal facts in civil law.
Первоначально в своей статье стоит сказать о том, что гражданско-правовые нормы как самостоятельный элемент сами по себе не служат причиной возникновения гражданских правоотношений. Какое бы ни было правоотношение, оно возникает в связи с жизненными ситуациями, которые могут зависеть или не зависеть от воли людей. Именно эти жизненные обстоятельства и есть юридические факты. Такие факты являются юридическими, потому что в нормах права содержатся указание на них. Кроме того, они являются основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений.
Следовательно, юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, признанные нормами права и закрепленные в законодательстве, с которыми связано возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
При этом необходимо отметить, что, по мнению многих авторов, любое правоотношение носит индивидуализированный характер, что является персонифицированным выражением взаимодействия между его субъектами. Данные субъекты правоотношения являются носителями субъективных прав и обязанностей. Следует согласиться с точкой зрения В. М. Сырых, который считает, что правоотношение — это «индивидуализированная связь, которая возникает на основе правовых норм между гражданами и иными лицами в форме субъективных прав и юридических обязанностей и поддерживается принудительной силой государства» [6].
Если говорить о гражданском правоотношении, то для его возникновения также необходимо наличие обстоятельств, предусмотренных правовыми нормами, а именно наличие гражданских юридических фактов.
Закон содержит норму, общее правило, модель, определяющие содержание правовых отношений. Чтобы норма заработала, применялась, необходимо наличие предусмотренных ею оснований, под которыми понимаются фактические обстоятельства, именуемые юридическими фактами, на основе которых возникают права и обязанности».
Таким образом, «юридические факты выступают в качестве связующего звена между правовой нормой и гражданским правоотношением. Без юридических фактов не устанавливается, не изменяется и не прекращается ни одно гражданское правоотношение».
Интересный вопрос — типология фактических систем. В порядке первого приближения Р. О. Халфина их подразделяет на открытые и закрытые. Открытые допускают появление элементов, прямо не предусмотренных действующим законодательством. Согласно ГПК РФ ст. 264. суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций [3].
Суд рассматривает дела об установлении:
1) родственных отношений;
2) факта нахождения на иждивении;
3) факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти;
4) факта признания отцовства;
5) факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении;
6) факта владения и пользования недвижимым имуществом;
7) факта несчастного случая;
8) факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти;
9) факта принятия наследства и места открытия наследства;
10) других имеющих юридическое значение фактов [5].
Закрытыми являются фактические системы, элементный состав которых установлен исчерпывающе (например, юридически факты в уголовном законодательстве).
Существующие в настоящее время фактические системы не всегда оптимальны и нуждаются в совершенствовании. Использование системных связей юридических фактов в известной мере — резерв правового регулирования.
К возможным направлениям совершенствования больших фактических систем относится стыковка юридических фактов (составов). Например, основанием для оплаты проезда в командировке является предъявление проездного билета. Он снабжен для этого специальными реквизитами. Таким образом, билет выполняет двоякую функцию — проездного и отчетного документа. В данном случае видно, что «стыковка» позволила сократить отчетность и документооборот, упростила правовое регулирование.
В ряде случаев юридические факты и составы одних правоотношений не просто стыкуются, а непосредственно привязываются к юридическим фактам и составам других правоотношений.
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов [7].
Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества.
В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов [10].
Решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.
Таким образом исходя и вышеизложенного можно составить такую схему (рис. 1).
Рис. 1
Литература:
- Баринов О. В. Юридические факты в советском трудовом праве. Канд. дисс. — Л.: Нева, 2021. — С. 71.
- Гревцов Ю. И. Проблемы теории правового отношения.- Л., 2020.- С.83 1 УК РФ ст.14 ч.1 1 Семейный Кодекс РФ ст.19 ч.2
- Исаков В. Б. Юридические факты в советском праве. — М.: Юридическая литература, 2020. — С. 21.
- Исаков В. Б. Юридические факты в советском праве. — М.: Юридическая литература, 2021. — С. 22–23.
- Красавчиков О.А Юридические факты в советском гражданском праве. М.,2020.
- Матюхин А. А. Нормативные условия осуществления норм советского права // Вестник МГУ. Серия «Право». — 2021. — № 6. — С. 67.
- Теория государства и права/ Под. ред. М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева.- М., 2020.-С.327
- Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 1992 г. «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду» (Ведомости РФ, 1992, N 43, ст. 2429).
- Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» (СЗ РФ, 2002, N4, ст. 251).
- Черданцев А. Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2020. С.301–302