В статье делается попытка проанализировать драматическое произведение А. Н. Островского «Гроза», выстраивающая своё художественное целое посредством всякого рода контрастов (нравственных, психологических и бытовых), достигающих философского уровня.
Ключевые слова: роман, пьеса, сюжет, конфликт, трагедия.
В 1859 году Островским была написана одна из замечательных пьес, в то время, когда театральная реформа была необходима. По словам Островского «игра актеров гораздо важнее для зрителей, а текст пьесы можно читать дома». Тем самым писатель подготавливал публику к разнице между пьесами для спектаклей и пьесами для чтения. Но старые традиции были еще сильны. Сам автор определял жанр «Гроза» как драму. Сначала нужно разобраться в терминологии. Драма характеризуется серьезным, преимущественно бытовым сюжетом, стилем, приближенным к реальной жизни. На первый взгляд, в «Грозах» много драматических элементов. Это, конечно, повседневная жизнь. Невероятно четко прописаны нравы и быт города Калинова. Складывается полное впечатление не только об отдельно взятом городе, но и обо всех провинциальных городках. Не случайно автор указывает на условность сцены: необходимо показать, что существование жителей типично. Различие в социальных свойствах народа: от поступков и характера каждого героя во многом определяются его социальным статусом.
«Гроза» Островского оказала значительное влияние на русское общество. В этом отношении особенно примечательна героиня Катерины. Благодаря пьесе и Катерине Островский стал популярен как в стране, так и за границей, а сама Катерина осталась «лучем солнца в темном царстве». Критика спорит о многих чертах Катерины, но она остается важным женским персонажем, сотворенное бытие которого переплетается с Анной Карениной.
Катерина была тем трагическим началом и отчасти Кабанихи. В трагедии был заложен сильный идейный конфликт, борьба, закончившаяся смертью главной героини или нескольких персонажей. Образ Катерины изображен сильным, чистым и честным человеком, который стремился к свободе и справедливости. Не по своему желанию Катя выходит рано замуж, но смогла до некоторой степени влюбить в себя бесхребетного мужа. Часто в мыслях Кати летают мысли, что могла бы она летать. Главной героини хотелось ощущать ту внутреннюю легкость, которая была с ней до вступления в брак. Атмосфера постоянных скандалов и ссор душила и теснила Катю. Она не может ни соврать, хоть Варвара и говорит, что вся семья Кабановых держится на лжи, ни замять правду. Катя влюбляется в Бориса, потому что изначально и она, и читатели кажутся такими же, как она. У девушки была последняя надежда спастись от разочарования в жизни и в людях — побег с Борисом, но юноша отказался от Кати, действуя подобно другим обитателям чуждого Катерине мира.
Чехов, напротив, оптимистично и хорошо относится к женщинам, рассказывая в своих произведениях об их воспитании посредством психологического анализа. Все его женские образы являются проводниками чеховской объективности и повествовательного метода, раскрывая его личность и философию. Другие критики, однако, считают, что женщины разного происхождения изображены с иронией и что из-за его несколько отрицательного отношения к женщинам многие женщины-критики не любили Чехова. Чехов как бы хочет помочь женщинам улучшить свое положение в жизни (свои права и образование). Критика пыталась доказать, что Чехов не любил своих женских персонажей за то, что в юности они производили на него негативное впечатление. Критики Чехова также признавали, что в ранние годы он создавал слабых и беспомощных женщин. Критика к концу девятнадцатого века стала замечать, что изображаются более сильные женщины. Таким образом, чеховская Олинка была отмечена как идеальная женщина, противопоставленная в том числе эмансипированным женщинам. Было также подчеркнуто, что термин «идеалистическая женщина» стал более регулярной частью лексикона.
События в драме А. Н. Островского «Гроза» разворачиваются на берегу Волги, в вымышленном городе Калинове. В произведении приводится перечень действующих лиц и их краткие характеристики, но их все же недостаточно для того, чтобы лучше понять мир каждого героя и раскрыть конфликт пьесы в целом. В «Грозах» Островского не так уж много главных героев.
Трагедия «Грозы» вытекает из своеобразной системы ценностей общества, где был изображен народ того времени. В пьесе символизируются ценности той системы, поддерживаемые старым поколением, той самой несгибаемой свекровью Катерины, Кабаничей, и ее коллегой-мужчиной Дикой, усваивается всеми, в том числе и самой Катериной, которая не избегает ни физических, ни психологических уз своего окружения в социальной среде. В этих событиях Катерине не остается как принять свою кончину с фаталистической покорностью. Страх главной героини перед природным явление «грозой» был иррационален, но он символизировал то, что критик И. А. Овчинина назвала «страхом собственной совести, ужасом, что она должна умереть не в благодатном состоянии» [1]. По замечаниям Р. А. Писа Катерина «чувствует себя обязанной искупить свой грех, исповедоваться в нем и покаяться перед всеми, включая свекровь как своего Немезиду, своего ослабевшего мужа и всех людей в городе. Ее вина, проистекающая из преданности христианскому учению, побеждает ее временную оплошность, позволившую регулировать ее жизнь внешними, а не внутренними санкциями». Несмотря на это Катерина нашла в себе силы нарушить табу. Главная героиня не смогла жить с чувством вины, приняв религиозные заповеди, продолжавшие удерживать ее в жутком самоконтроле [3].
В пьесы изображен контраст между двумя рушащимися веками: отсталой Россией Петра Великого и грядущей эпохой романтизма. Ценности старшего поколения, в пьесы изображены, уходящими корнями далеко в семнадцатый век, а мировоззрение молодого поколения более близки к девятнадцатому. Молодежь показывает свои эмоции гораздо более открыто; они нерешительны, порой даже вспыльчивы — тем самым они «романтичны». Эта шкатулка с ценностями, собравшая в себя кусочки русской культуры шестнадцатого, семнадцатого, восемнадцатого и девятнадцатого веков, существующих близко друг к другу [3].
Таким образом, пьеса «Гроза», отражает реалистическую картину старомодной русской патриархальной жизни. В пьесе мы наблюдаем один из пронзительных, но в тоже время простых когда-либо сделанных психологических анализов русской души. Катерина предстаёт перед нами хрупкой и подавленной своей утомленностью, но несмотря на это, Катерина выступает в роли той бунтовщицы, которая хочет быть свободной и не ужесточенной жизнью. На наш взгляд, само отношение Катерины, не было безнадежным, так как этот бунт был в духе целой страны, в котором была та надежда на конец столетнего крепостничества в русской истории народа.
Литература:
- Овчинина И. А. А. Н. Островский. Этапы творчества. — М.: Энциклопедия сёл и деревень, 1999. — 220 с.
- Островский А. Н. Полн. собр. соч.: в 16 т. — М.: ГИХЛ, 1950–1953. — Т. 2. — 407 с.
- Peace, R. A. “A. N. Ostrovsky’s The Thunderstorm: The Dramatization of Conceptual Ambivalence.” Modern Language Review 84, no. 1 (1989): 99–110.