В статье рассматриваются различные сайты, которые можно использовать для применения технологии формирующего оценивания в средней школе.
Ключевые слова: ФГОС, формирующее оценивание, ИКТ-инструменты.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования в основе обучения лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий:
— формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
— активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
— построение образовательной деятельности с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физических особенностей, обучающихся [1].
Во время учебного процесса важность представляют и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования [1].
Для данного исследования интерес представляют следующие пункты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, а также ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, в познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции) [1].
Отсюда следует, что современный учащийся должен обладать умениями и навыками к саморефлексии в качестве результата обучения, а также владеть ИКТ — компетенциями. В данной статье будет рассмотрено возможное решение одновременно нескольких требований к метапредметным результатам.
Так как финалом каждого урока является этап рефлексии, рассмотрим такую технологию, как формирующее оценивание.
Формирующее оценивание — это оценивание в процессе обучения, когда устанавливается обратная связь об успехах и недостатках, а также анализ умений, знаний, ценностных установок, коммуникативных умений учащегося [2, с. 171]. Неотъемлемая часть учебного процесса, которая способствует мотивации к дальнейшей учебе, развитию самостоятельности и ответственности в обучении — это осмысление учащимися результатов своего обучения. [5, с. 118]. Формирующее оценивание способствует мотивированию учащегося к обучению, постановке образовательных целей и определению путей их достижения [4, с. 6]. Таким образом, данный вид оценивания является инструментом для рефлексии и для учителя, и для ученика [4, с. 15].
Рассмотрим сайт «Тильда». На рис. 1 представлен пример создания одностраничного сайта, на котором размещены примерные вопросы согласно технологии формирующего оценивания. При нажатии кнопки “отправить” все ответы будут отправлены на указанный адрес электронной почты.
Рис. 1 [3]
Google Forms являются популярным инструментом для создания опросов и также подходят для использования в рамках технологии формирующего оценивания. На рис. 2 представлен примерный вариант с такими же вопросами, как и на рис. 1.
Рис. 2 [6]
Таким образом, с помощью представленных ресурсов существует возможность коллаборации ИКТ-инструментов и технологии формирующего оценивания, что позволит проводить более углубленный этап рефлексии на уроке, который будет соответствовать современным требованиям ФГОС.
Данные инструменты еще не были протестированы экспериментальным путем в рамках уроков в школе. В процессе апробации будет проведён мониторинг результатов, а также оценка инструментов на возможность достижения целей технологии формирующего оценивания.
Литература:
- ФГОС. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 16.06.2022).
- Бойцова Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе // ЧиО. 2014. № 1 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formiruyuschee-otsenivanie-obrazovatelnyh-rezultatov-uchaschihsya-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 17.06.2022).
- Оцени свою работу на уроке. URL: http://reviewforthecourseofenglish.tilda.ws/ (дата обращения: 17.06.2022).
- Крылова О. Н. Технология формирующего оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие. / О. Н. Крылова, Е. Г. Бойцова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2015. — 128 c.
- Богданова С. Ю., Каверина О. А. Самооценивание и взаимооценивание в процессе подготовки к ЕГЭ по иностранным языкам // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2018. № 4 (100). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootsenivanie-i-vzaimootsenivanie-v-protsesse-podgotovki-k-ege-po-inostrannym-yazykam (дата обращения: 31.05.2022).
- Google Forms. URL: https://www.google.ru/intl/ru/forms/about/ (дата обращения: 17.06.2022).