В данной статье автор затрагивает важнейшую проблему современного образования — направленность на цифровизацию. Цифровая среда уже начала формироваться в некоторых школах, однако, по-прежнему в большинстве учебных заведений в приоритете традиционные способы обучения. Разработка и применение инструментов цифровизации в современной школе позволяет качественно повысить уровень образования. Именно это и доказывается в статье на примере проведенного эксперимента.
Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, образовательная организация, современная школа, модернизация.
In this article, the author touches upon the most important problem of modern education — the focus on digitalization. The digital environment has already begun to take shape in some schools, however, traditional teaching methods are still a priority in most educational institutions. The development and application of digitalization tools in a modern school allows you to qualitatively improve the level of education. This is exactly what is proved in the article by the example of the experiment.
Keywords: digitalization, digital technologies, educational organization, modern school, modernization.
Современный век — век цифровых технологий. Цифровизация проникает во все сферы деятельности, люди XXI века уже не представляют свою жизнь без технологий и Интернета. Однако в образовательной деятельности, в особенности в школах наблюдается отставание от требований времени, требований цифровизации.
Актуальность заявленной темы определяется тем, что многие школы в практической деятельности до сих пор не используют те эффективные цифровые инструменты, которые в обычной деятельности, в повседневной жизни активно используют не только взрослые, но и дети.
Разработка и применение инструментов цифровизации в современной школе:
Во-первых, позволяют сделать обучение индивидуально направленным: цифровые технологии дают возможность спроектировать персональную программу обучения.
Во-вторых, становится возможным привлечь огромное количество разнообразных материалов для обучения (существуют множество образовательных онлайн платформ, где предоставлен большой объем методических и учебных материалов).
В-третьих, появляется возможность сделать процесс обучения интерактивным (используемые для обучения программы вносят момент занимательности и соревновательности, школьники напрямую смогут отслеживать свой рейтинг и уровень освоенности программного материала, увидят, где у них имеются пробелы в знаниях и смогут самостоятельно ставить цели и задачи дальнейшего изучения предмета), что повышает мотивацию к обучению.
Итак, разработка и применение инструментов цифровизации в современной школе дает возможность использовать в процессе обучения широкий набор технологий, а также внедрить игровые, проектные, коллективные и многие другие методики, построенные на основе использования цифровых инструментов.
На базе МАОУ «Полилингвальный образовательный комплекс Адымнар-Алабуга» была проведена опытно-экспериментальная работа по внедрению инструментов цифровизации. Сам эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Во время констатирующего этапа необходимо было выявить уровень знаний школьников по основной образовательной программе. Выборкой исследования стали учащиеся 9 А и 9 Б классов. При этом один класс — 9 А — численностью 23 человека стал контрольной группой, а 9 Б, также в количестве 23 человека, экспериментальной. Изначально были проанализированы результаты обучения за предыдущий год, было отмечено, что уровень знаний по предметам у обучающихся обоих классов приблизительно на одном уровне.
Уровень знаний 9 А класса:
– абсолютная успеваемость 100 % (23 человека);
– качественная успеваемость 39 % (9 человек).
Уровень знаний 9 Б класса:
– абсолютная успеваемость 100 % (23 человека);
– качественная успеваемость 30 % (7 учащихся).
Во время формирующего этапа были разработаны и внедрены цифровые учебно-методические комплексы по русскому языку, литературе, математике, обществознанию и истории для 9 классов. 100 % школьников экспериментального класса были зарегистрированы на виртуальной образовательной площадке и работали с разработанными по основным предметам цифровыми ресурсами.
Реализация эксперимента началась с сентября 2021 года. Сам проект рассчитан на год, но уже сейчас видны первые результаты проделанной работы. Школа стала функционировать на качественно новом уровне. Были подобраны и разработаны специальные цифровые учебно-методические материалы, которые во многом стали заменять традиционные средства обучения. Особенностью было то, что большинство разработок обладают искусственным интеллектом и могут подстраиваться под потребности обучающихся, под их уровень знаний. Задача учителя заранее определить сложность заданий для каждого школьника, чтобы программа могла скомплектовать вопросы, исходя из потребностей каждого. Подобный подход позволил обучающимся, отстающим в обучении, подтянуть свои знания, а сильным — углубить их. Также специальные задания были подобраны для школьников, имеющих особенности восприятия.
Внедрение инструментов цифровизации позволило сделать оценивание объективным.
Огромная работа была проведена с преподавателями по обучению их использования новых методов преподавания с помощью цифровых инструментов. Был разработан небольшой курс, занятия проходили раз в неделю по пятницам. Во время занятий, которые были не только теоретические, но и практические, учителя смогли освоить, а также разработать собственные цифровые инструменты обучения, которые позже активно внедряли в учебный процесс.
Во время контрольного этапа эксперимента была проведена повторная диагностика знаний обучающихся контрольного и экспериментального классов. На этот раз был использован специально разработанный для этого комплекс заданий по всем предметам. Тестирование проходило онлайн, каждый школьник сидел за персональным компьютером и работал самостоятельно. Задания выпадали в случайном порядке, что позволило исключить возможность списывания друг у друга. По завершению тестирования программа посчитала уровень знаний по каждому предмету. Знания школьников экспериментальной группы оказались на порядок выше знаний контрольного класса.
Уровень знаний 9 А класса:
– абсолютная успеваемость 91 % (21 человек);
– качественная успеваемость30 % (7 школьников);
– 2 обучающихся не смогли сдать тест.
Уровень знаний 9 Б класса:
– абсолютная успеваемость 100 % (23 человека);
– качественная успеваемость 52 % (12 учащихся).
Мы видим, что уровень знания пройденного материала у школьников экспериментальной группы выше. Все это позволило нам сделать вывод, что применение цифровых инструментов во время обучения в школе позволяет качественно улучшить усвояемость учебного материала обучающимися, а также повышает их заинтересованность в обучении.
Таким образом, инструменты цифровизации могут и должны применяться в современной школе, дополняя традиционные способы обучения.
Литература:
- Использование современных цифровых технологий как требование реализации деятельностного подхода в обучении [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.niro.nnov.ru/?id=49907
- Калимуллина О. В., Троценко И. В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. — 2018. — № 3. — С. 61–72.