В статье рассмотрена важность применения цифровых инструментов в образовательной среде современной школы. Акцент делается на преимуществах, которые несет с собой цифровизация. Требованием времени, прописанном в ФГОС, является использование электронных ресурсов. В работе показаны результаты, которых удалось достичь с введением цифровой среды в МАОУ «Полилингвальный образовательный комплекс Адымнар-Алабуга».
Ключевые слова: цифровизация, инновация, модернизация, образовательная организация, современная школа, ФГОС.
The article discusses the importance of using digital tools in the educational environment of a modern school. The emphasis is on the benefits that digitalization brings. The time requirement prescribed in the Federal State Educational Standard is the use of electronic resources. The work shows the results that were achieved with the introduction of the digital environment in the MAOU «Polylingual educational complex Adymnar-Alabuga».
Keywords: digitalization, innovation, modernization, educational organization, modern school, Federal State Educational Standard.
Традиционные средства обучения уже не способны удовлетворить задачи, которые стоят перед образованием сегодня. В свою очередь, цифровые технологии могут способствовать:
– активной вовлеченности обучающихся в процесс обучения (причем сама вовлеченность будет как интеллектуальной, так и эмоциональной);
– дифференциации процесса обучения («отстающие» школьники смогут добиться высоких устойчивых результатов, также становится возможным выработать специальную программу и подобрать задания для детей с особенностями восприятия и поведения);
– усилению работы с одаренными детьми (благодаря объему информации и разнообразию программ, «сильным» школьникам можно подобрать задания повышенной сложности, что будет стимулировать их на дальнейшее и глубокое изучение материала);
– сокращению времени подготовки к занятиям (учителя могут воспользоваться готовыми материалами, кроме того, станет легче проверять усвоенность темы: благодаря онлайн тестам, каждый школьник будет решать индивидуальный вариант, что предотвратит списывание, итоги работы появятся на экране, компьютер сам подготовит отчет по слабым и сильным местам каждого учащегося, что уменьшит время, которое затрачивал учитель на проверку работ школьников);
– увеличению доступных образовательных ресурсов.
Цифровизация — одно из важнейших направлений развития образования. Постепенно школы переходят на цифровую среду. Инновация и модернизация сделала доступными разнообразные мультимедийные материалы, которые могут применять в своей работе учителя современной школы. В открытом доступе можно найти мультимедийные сценарии уроков, обучающие видео- и аудиоматериалы, онлайн тесты, обучающие игры, 3D-программы, виртуальные экскурсии, электронные библиотеки и многое другое. Однако часто эти материалы остаются без должного внимания. Имея в своем распоряжении обширные цифровые материалы, учителя все же предпочитают традиционные формы и методы работы.
Чтобы инструменты цифровизации использовались максимально плодотворно, школам необходимо предоставить свободный доступ к электронному образовательному контенту. Это будет способствовать углублению личностно-ориентированного подхода в обучении, так как учебный процесс будет выстраиваться с учетом способностей и потребностей каждого ученика.
В ФГОС прописаны требования относительно использования в образовательном процессе электронных ресурсов. Работа с электронными ресурсами формирует у обучающихся самостоятельность и развивает критическое мышление, так как им приходится ориентироваться в большом объеме информации, вычленять из нее главное. Задача учителя — выстроить траекторию обучения, направить ученика, предоставить различные достоверные источники информации.
МАОУ «Полилингвальный образовательный комплекс Адымнар-Алабуга» одну из своих основных задач видит во внедрении инструментов цифровизиации в образовательный процесс. Для этого проводится обширная работа по обучению учителей применению и разработки цифровых инструментов, использованию Икт-технологий.
Чтобы внедрить цифровые ресурсы в образовательную среду школы, была разработана и опубликована образовательная площадка, на которой содержатся разнообразные материалы (видеоматериалы, онлайн тестирование, образовательные игры, подборка проверенных и достоверных интернет-источников, электронные учебники и многое другое) не только для обучающихся и педагогов, но также и для родителей.
Особым условием работы стала разработка инструментов для обратной связи по всем предметам школьного цикла: как для текущей оценки, так и для итоговой аттестации.
Проведя опрос школьников, и проанализировав их ответы, мы пришли к выводу, что для них учиться стало интереснее, уровень мотивации обучения повысился, особенно привлекательными для детей были образовательные игры и цифровые симуляторы. Учителя также отметили, что у них высвободилось время для творческого поиска, что они стали меньше времени и сил тратить на подготовку уроков и на проверку знаний школьников.
Литература:
- Алиева Э. Ф., Алексеева А. С., Ванданова Э. Л., Карташова Е. В., Резапкина Г. В. Цифровая переподготовка: обучение руководителей образовательных организаций // Образовательная политика. — 2020. — № 1 (81). — С. 54–61.
- Уваров А. Ю. На пути к цифровой трансформации школы. — М.: Образование и информатика, 2018–120 с.
- Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М. В. Кузьмина и др. — Киров: ИРО Кировской области, 2019. — 47 с.