Учебно-тренировочное занятие на развитие командной позиционной атаки в мини-футболе в предсоревновательный период | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 20.06.2022

Статья просмотрена: 143 раза

Библиографическое описание:

Хабибуллин, И. Р. Учебно-тренировочное занятие на развитие командной позиционной атаки в мини-футболе в предсоревновательный период / И. Р. Хабибуллин, О. В. Азовцева, В. А. Никитин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 416-419. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93338/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается пример тренировочного занятия для студенческих команд.

Ключевые слова: мини-футбол, разминка, игроки, специальная выносливость, подготовка.

Проблема позиционного нападения в юношеских, молодежных (соответственно и студенческих) командах обычно является приоритетной при подготовке команды в предсоревновательный период.

Более того, как показал последний Чемпионат мира по футзалу 2021 в Латвии, большинство сборных испытывало проблемы в этом компоненте.

Мы стараемся решать эту задачу объединением двух методов тренировок — «когнитивным» и «повторным». На первом этапе предсезонной подготовки используется «повторная модель» разучивания атакующих комбинаций по отдельности и в связках. Ниже приведен пример такой комбинации (Рис. 1, 2):

Связка комбинаций «Угловая атака на третьего и стенка»

Рис. 1. Связка комбинаций «Угловая атака на третьего и стенка»

Смена игроков по часовой стрелке

Рис. 2. Смена игроков по часовой стрелке

Детали упражнения. На правом фланге защитник 5 играет «стяжку» с игроком 1 с намерением сыграть «угловую атаку» со столбом 2, но в итоге переводит мяч на левый фланг игроку 6, куда смещается игрок 1. В итоге игроки 6 и 1 могут разыграть какой-либо вариант атаки: стенка, блок или параллель.

На Рис. 1 они играют «стенку». После завершающего удара, игроки меняются по кругу, чтобы были задействованы все игроки на разных позициях.

Эти комбинации в связках или по отдельности мы проводим в первой части УТЗ, отрабатывая детали и взаимодействия в двойках, тройках и четверках. К сожалению, эта модель тренировок не дала особой эффективности в соревновательном периоде в 2015–2017 гг, когда мы возглавили сборную УГНТУ по мини-футболу.

Это проявилось в предсказуемости действий наших игроков для соперников и плохой изобретательности игроков в стандартных ситуациях. Поэтому, в качестве дополнения, мы внедрили т. н. «когнитивный» (в нашем понимании «игровой») метод. В плане проведения УТЗ, это привело к появлению игровых упражнений, в основном в виде двусторонних игр, с различными сочетаниями 3х3,4х4, 4х3, 5х4. Ниже приведен пример игры 3х3:

Упражнение «3х3 на площадке 40 на 20 м, выход из прессинга с последующим ударом по любым воротам»

Игра 3х3 с выходом из зоны

Рис. 3. Игра 3х3 с выходом из зоны

Детали упражнения

Игра 3х3

– При выходе мяча за пределы площадки игра возобновляется от одних из ворот.

– Команда с мячом должна пересечь центральную линию, как будто она атакует противоположные ворота.

– После этого команда может атаковать любые ворота. Можно менять направление атаки, как только игроки команды с мячом увидят возможность создать численное преимущество.

– Например, когда команда пересекла центральную линию, у нее есть 4–6 секунд для удара по воротам (рис. 3)

Три команды по три игрока меняются каждые три минуты. Игроки на замене выполняют ОФП (пресс, ноги, отжимания, прыжковые).

Варианты

Ограничить количество передач для нанесения удара после пересечения центральной линии (максимум одна).

Сочетание этих двух методов в тренировочном процессе заключается в предложении игрокам использовать комбинацию, изучаемую «повторно», в игровой двусторонке. Можно использовать часть комбинации или связки. На примере связки «угловая атака-перевод мяча-стенка» (рис. 1) игроки могут в ходе тренировочного микроматча использовать только первую часть этой связки, а затем разыграть другой вариант.

Это все приветствуется, если идет обострение атакующих действий и присутствует логика в атаке.

На первоначальном этапе, особенно у новичков в команде, наблюдается часто следующая картина: игроки вроде действуют внешне правильно, передают мяч друг другу, делают забегание, ротацию, но никаких дивидендов это не приносит. В таких случаях мы просим их включать какую-либо «стандартную» комбинацию на определенном этапе и предлагаем на выбор несколько вариантов развития атаки (все это производится с помощью тактической доски и показом на поле). Далее, после завершения микроматча, происходит обсуждение итогов игры.

Таким образом, мы в ходе многолетней практики пришли к выводу, что наибольший прогресс в тактическом обучении игроков происходит при компиляции двух и более методов тренировки. Теоретически это было обосновано и ранее, но вся проблема заключается в практическом воплощении в жизнь.

Мы считаем, что нам это удалось и результаты сборной УГНТУ это подтверждают.

Сборная УГНТУ по мини-футболу является:

– победитель Универсиады среди вузов РБ 2016/2017, 2017/2018 и 2018/2019 гг, 2019/2021;

– чемпион Суперлиги АМФРБ 2016/2017;

– победитель Спартакиады — 2017 среди вузов минерально-сырьевого комплекса России (в С. Петербурге);

серебряный призер Спартакиады –2018 среди вузов минерально-сырьевого комплекса России (в Ухте).

Литература:

  1. Хабибуллин И. Р., Красулина Н. А., Греб А. В. Годичный цикл подготовки студенческих команд в мини-футболе: Учебное пособие / — Уфа: УГНТУ,2019. — 171 с.
  2. Мини-футбол в УГНТУ. Программирование розыгрыша стандартных положений на этапе спортивной специализации. [Текст] / И. Р. Хабибуллин и др.-EurasiaScience, сборник статей IX международной научно-практической конференции. — Уфа, 2017.–30–33 с.
  3. Проминский В. А. Футзал. Современный метод подготовки / В. А. Проминский, Н. И. Ковеня. — Кострома: ГУИПП «Кострома», 2002.
  4. Руководство УЕФА для тренеров по футзалу. Учебное пособие для тренеров / под ред. Хосе Венансио Лопес Йерро.- Ньон, Швейцария: Изд-во УЕФА, 2017.–202с.
  5. Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики [Текст] / И. Р. Хабибуллин и др.- XII Международная научно-практическая конференция. ФГАОУВПО Северо-Кавказский федеральный университет.-Уфа, 2015., — 202–203 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игрок, центральная линия, ворот, деталь упражнения, игра, команда, минерально-сырьевой комплекс России, связка.


Похожие статьи

Учебно-тренировочное занятие на развитие командного позиционного блока в мини-футболе в предсоревновательный период

В статье рассматривается пример тренировочного занятия для студенческих команд.

Учебно-тренировочное занятие на развитие командной позиционной защиты в волейболе в предсоревновательный период

В статье рассматриваются оборонительные действия в игре в волейбол и пример тренировочного занятия для студенческих команд.

Учебно-тренировочное занятие для подготовки игроков к соревнованиям по волейболу в предсоревновательный период

В статье рассматривается пример учебно-тренировочного занятия для правильной подготовки игроков к соревнованиям для студенческих команд в игре в волейбол.

Учебно-тренировочное занятие на развитие командной атаки в волейболе в предсоревновательный период

В статье рассматривается техника нападения для студенческих команд.

Развитие скоростно-силовых качеств у студентов в учебно-тренировочной группе

В статье показана эффективность проведения тренировочной работы в учебно-тренировочной группе футболистов методом микроцикла преимущественно скоростно-силовой направленности.

Развитие координационных способностей средствами баскетбольного фристайла

В статье рассматриваются упражнения баскетбольного фристайла — нового уличного направления с использованием баскетбольного мяча, как средство развития координационных способностей юных баскетболистов на внеурочных занятиях по баскетболу. Также резуль...

Специальная силовая подготовка студентов по мини-футболу

Тренировка силы давно стала обычной практикой для большинства видов современного спорта, включая футбол. Кроме тактико-технических навыков, высокий уровень силовых показателей является одним из главных факторов, влияющих на достижение высоких результ...

Интеграция спорта в систему физического воспитания студентов в процессе спортивно-ориентированного подхода

Рассмотрено использование элементов технологии применения мини-футбола в процессе физического воспитания студентов.

Развитие интеллектуальных способностей в баскетболе у учащихся 13–15 лет

В статье предоставлена информация о развитии интеллектуальных способностей в баскетболе у учащихся 13–15 лет. Проведен эксперимент и проанализованы результаты на баскетбольной команде учащихся 13–15 лет.

Развитие скоростно-силовых способностей баскетболистов 13–15 лет

Работа посвящена развитию скоростно-силовых способностей баскетболистов 13–15 лет при помощи упражнений на развитие взрывной силы. Показано, что разработанная тренировочная программа может быть эффективным средством их подготовки.

Похожие статьи

Учебно-тренировочное занятие на развитие командного позиционного блока в мини-футболе в предсоревновательный период

В статье рассматривается пример тренировочного занятия для студенческих команд.

Учебно-тренировочное занятие на развитие командной позиционной защиты в волейболе в предсоревновательный период

В статье рассматриваются оборонительные действия в игре в волейбол и пример тренировочного занятия для студенческих команд.

Учебно-тренировочное занятие для подготовки игроков к соревнованиям по волейболу в предсоревновательный период

В статье рассматривается пример учебно-тренировочного занятия для правильной подготовки игроков к соревнованиям для студенческих команд в игре в волейбол.

Учебно-тренировочное занятие на развитие командной атаки в волейболе в предсоревновательный период

В статье рассматривается техника нападения для студенческих команд.

Развитие скоростно-силовых качеств у студентов в учебно-тренировочной группе

В статье показана эффективность проведения тренировочной работы в учебно-тренировочной группе футболистов методом микроцикла преимущественно скоростно-силовой направленности.

Развитие координационных способностей средствами баскетбольного фристайла

В статье рассматриваются упражнения баскетбольного фристайла — нового уличного направления с использованием баскетбольного мяча, как средство развития координационных способностей юных баскетболистов на внеурочных занятиях по баскетболу. Также резуль...

Специальная силовая подготовка студентов по мини-футболу

Тренировка силы давно стала обычной практикой для большинства видов современного спорта, включая футбол. Кроме тактико-технических навыков, высокий уровень силовых показателей является одним из главных факторов, влияющих на достижение высоких результ...

Интеграция спорта в систему физического воспитания студентов в процессе спортивно-ориентированного подхода

Рассмотрено использование элементов технологии применения мини-футбола в процессе физического воспитания студентов.

Развитие интеллектуальных способностей в баскетболе у учащихся 13–15 лет

В статье предоставлена информация о развитии интеллектуальных способностей в баскетболе у учащихся 13–15 лет. Проведен эксперимент и проанализованы результаты на баскетбольной команде учащихся 13–15 лет.

Развитие скоростно-силовых способностей баскетболистов 13–15 лет

Работа посвящена развитию скоростно-силовых способностей баскетболистов 13–15 лет при помощи упражнений на развитие взрывной силы. Показано, что разработанная тренировочная программа может быть эффективным средством их подготовки.

Задать вопрос