В статье рассматривается пример тренировочного занятия для студенческих команд.
Ключевые слова: мини-футбол, разминка, игроки, специальная выносливость, подготовка.
Проблема позиционного нападения в юношеских, молодежных (соответственно и студенческих) командах обычно является приоритетной при подготовке команды в предсоревновательный период.
Более того, как показал последний Чемпионат мира по футзалу 2021 в Латвии, большинство сборных испытывало проблемы в этом компоненте.
Мы стараемся решать эту задачу объединением двух методов тренировок — «когнитивным» и «повторным». На первом этапе предсезонной подготовки используется «повторная модель» разучивания атакующих комбинаций по отдельности и в связках. Ниже приведен пример такой комбинации (Рис. 1, 2):
Рис. 1. Связка комбинаций «Угловая атака на третьего и стенка»
Рис. 2. Смена игроков по часовой стрелке
Детали упражнения. На правом фланге защитник 5 играет «стяжку» с игроком 1 с намерением сыграть «угловую атаку» со столбом 2, но в итоге переводит мяч на левый фланг игроку 6, куда смещается игрок 1. В итоге игроки 6 и 1 могут разыграть какой-либо вариант атаки: стенка, блок или параллель.
На Рис. 1 они играют «стенку». После завершающего удара, игроки меняются по кругу, чтобы были задействованы все игроки на разных позициях.
Эти комбинации в связках или по отдельности мы проводим в первой части УТЗ, отрабатывая детали и взаимодействия в двойках, тройках и четверках. К сожалению, эта модель тренировок не дала особой эффективности в соревновательном периоде в 2015–2017 гг, когда мы возглавили сборную УГНТУ по мини-футболу.
Это проявилось в предсказуемости действий наших игроков для соперников и плохой изобретательности игроков в стандартных ситуациях. Поэтому, в качестве дополнения, мы внедрили т. н. «когнитивный» (в нашем понимании «игровой») метод. В плане проведения УТЗ, это привело к появлению игровых упражнений, в основном в виде двусторонних игр, с различными сочетаниями 3х3,4х4, 4х3, 5х4. Ниже приведен пример игры 3х3:
Упражнение «3х3 на площадке 40 на 20 м, выход из прессинга с последующим ударом по любым воротам»
Рис. 3. Игра 3х3 с выходом из зоны
Детали упражнения
Игра 3х3
– При выходе мяча за пределы площадки игра возобновляется от одних из ворот.
– Команда с мячом должна пересечь центральную линию, как будто она атакует противоположные ворота.
– После этого команда может атаковать любые ворота. Можно менять направление атаки, как только игроки команды с мячом увидят возможность создать численное преимущество.
– Например, когда команда пересекла центральную линию, у нее есть 4–6 секунд для удара по воротам (рис. 3)
– Три команды по три игрока меняются каждые три минуты. Игроки на замене выполняют ОФП (пресс, ноги, отжимания, прыжковые).
Варианты
– Ограничить количество передач для нанесения удара после пересечения центральной линии (максимум одна).
Сочетание этих двух методов в тренировочном процессе заключается в предложении игрокам использовать комбинацию, изучаемую «повторно», в игровой двусторонке. Можно использовать часть комбинации или связки. На примере связки «угловая атака-перевод мяча-стенка» (рис. 1) игроки могут в ходе тренировочного микроматча использовать только первую часть этой связки, а затем разыграть другой вариант.
Это все приветствуется, если идет обострение атакующих действий и присутствует логика в атаке.
На первоначальном этапе, особенно у новичков в команде, наблюдается часто следующая картина: игроки вроде действуют внешне правильно, передают мяч друг другу, делают забегание, ротацию, но никаких дивидендов это не приносит. В таких случаях мы просим их включать какую-либо «стандартную» комбинацию на определенном этапе и предлагаем на выбор несколько вариантов развития атаки (все это производится с помощью тактической доски и показом на поле). Далее, после завершения микроматча, происходит обсуждение итогов игры.
Таким образом, мы в ходе многолетней практики пришли к выводу, что наибольший прогресс в тактическом обучении игроков происходит при компиляции двух и более методов тренировки. Теоретически это было обосновано и ранее, но вся проблема заключается в практическом воплощении в жизнь.
Мы считаем, что нам это удалось и результаты сборной УГНТУ это подтверждают.
Сборная УГНТУ по мини-футболу является:
– победитель Универсиады среди вузов РБ 2016/2017, 2017/2018 и 2018/2019 гг, 2019/2021;
– чемпион Суперлиги АМФРБ 2016/2017;
– победитель Спартакиады — 2017 среди вузов минерально-сырьевого комплекса России (в С. Петербурге);
– серебряный призер Спартакиады –2018 среди вузов минерально-сырьевого комплекса России (в Ухте).
Литература:
- Хабибуллин И. Р., Красулина Н. А., Греб А. В. Годичный цикл подготовки студенческих команд в мини-футболе: Учебное пособие / — Уфа: УГНТУ,2019. — 171 с.
- Мини-футбол в УГНТУ. Программирование розыгрыша стандартных положений на этапе спортивной специализации. [Текст] / И. Р. Хабибуллин и др.-EurasiaScience, сборник статей IX международной научно-практической конференции. — Уфа, 2017.–30–33 с.
- Проминский В. А. Футзал. Современный метод подготовки / В. А. Проминский, Н. И. Ковеня. — Кострома: ГУИПП «Кострома», 2002.
- Руководство УЕФА для тренеров по футзалу. Учебное пособие для тренеров / под ред. Хосе Венансио Лопес Йерро.- Ньон, Швейцария: Изд-во УЕФА, 2017.–202с.
- Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики [Текст] / И. Р. Хабибуллин и др.- XII Международная научно-практическая конференция. ФГАОУВПО Северо-Кавказский федеральный университет.-Уфа, 2015., — 202–203 с.