Система педагогического контроля является основой для получения комплекса информации о деятельности и подготовленности студента. Под педагогическим контролем понимают совокупность параметров, средств, методов, организационно-методических мероприятий по оценке эффективности средств и методов обучения знаниям, умениям и навыкам. Основными методами педагогического контроля являются педагогические наблюдения и контрольные упражнения (контрольные нормативы).
Цель исследования – совершенствование системы педагогического контроля дисциплины «Плавание (физическая культура)» у студентов.
Задачи исследования:
Определить взаимосвязь оценок практических нормативов и заданий с посещаемостью и итоговой рейтинговой оценкой.
Определить уровень показателей практических нормативов и заданий относительно рейтинговой оценки.
Оптимизировать контрольные нормативы и задания по временному критерию.
Методы исследования:
анализ и обобщение научно-методической литературы;
педагогическое наблюдение;
тестирование;
методы математической статистики (корреляционный и регрессионный анализ).
Результаты исследования:
В табл. 1. приведены коэффициенты корреляции между значениями практических нормативов, посещаемостью и итоговой рейтинговой оценкой. Контрольные нормативы взаимосвязаны, как с посещаемостью, так и итоговой интегральной оценкой.
Высокие коэффициенты корреляции между показателями контрольных нормативов и посещаемостью говорят о возможности получения высоких оценок при высокой посещаемости занятий студенток. Сильная взаимосвязь длины дистанции при часовом плавании с посещаемостью занятий (+724). Это говорит о том, что чем больше занятий посетят студентки, тем выше у них будет тренированность и больше длина дистанции при часовом плавании.
Средняя по величине взаимосвязь посещаемости занятий наблюдается с такими показателями контрольных нормативов, как техника плавания способом брасс (+652), техника плавания способом на боку (+627), техника плавания способом дельфин (+623), техникой транспортировки утопающего и выноса его на бортик бассейна (+520), длиной ныряния (+507) и скоростью проплывания дистанции 100м вольный стиль (+562).
Низкая взаимосвязь посещаемости и показателей контрольных нормативов отмечается в технике способов кроль (+364) и на спине (+302). Это связано с тем, что данные способы плавания изучаются в начале дисциплины «Плавание (физическая культура)» и тренированность студенток более низкая по сравнению с окончанием обучения при выполнении часового плавания.
При отсутствии вступительных экзаменов в вуз по плаванию к занятиям приступают студентки со слабой плавательной подготовленностью или вообще не умеющие плавать. Однако высокая посещаемость занятий является гарантом выполнения практических нормативов и овладения содержанием учебной дисциплины.
Взаимосвязь оценок контрольных нормативов с интегральной итоговой оценкой говорит о вкладе того или иного норматива в интегральную оценку. Наиболее сильная взаимосвязь наблюдается с показателями техники плавания брассом (+810), показателем транспортировки утопающего и выноса его на берег (+767), скоростью проплывания дистанции 100м вольным стилем (+752), длиной дистанции при часовом плавании (+843). Остальные показатели имеют среднюю по величине взаимосвязь с итоговой интегральной оценкой.
Актуальность
Учебная дисциплина «Плавание (физическая культура)» включает в себя комплекс требований по усвоению знаний, умений и навыков, а также контрольные нормативы по их освоению. Актуальным является вопрос определения критериев освоенности контрольных умений, знаний и педагогических навыков у студентов-юношей.
Новизна
Реформирование системы физкультурного образования, изменение требований образовательных стандартов вызывает необходимость совершенствования, повышения вариативности учебных программ в рамках стандартных требований. Базовые (основные) требования к специалисту по физической культуре должны оставаться неизменными.
Задачи исследования:
Определить взаимосвязь оценок контрольных нормативов и заданий с посещаемостью и итоговой рейтинговой оценкой.
Определить уровень показателей контрольных нормативов и заданий относительно рейтинговой оценки.
Оптимизировать контрольные нормативы и задания по временному критерию.
Методы исследования:
анализ и обобщение научно-методической литературы;
педагогическое наблюдение;
тестирование;
методы математической статистики (корреляционный и регрессионный анализы).
Результаты исследования:
Таблица 1
Взаимосвязь оценок контрольных нормативов с посещаемостью и итоговой рейтинговой оценкой у студенток (51чел.) и студентов (58чел.)
Контрольные нормативы |
Пол |
Посещаемость (час.) |
Рейтинговая оценка (балл) |
1. Техника – кроль (балл) |
ж |
364 |
498 |
м |
305 |
563 |
|
2. Техника – на спине (балл) |
ж |
302 |
562 |
м |
338 |
614 |
|
3. Техника – брасс (балл) |
ж |
658 |
810 |
м |
312 |
476 |
|
4. Техника – дельфин (балл) |
ж |
623 |
590 |
м |
507 |
862 |
|
5. Техника на боку (балл) |
ж |
627 |
649 |
м |
313 |
448 |
|
6. Транспортировка (балл) |
ж |
520 |
767 |
м |
157 |
393 |
|
7. Ныряние (м) |
ж |
507 |
543 |
м |
143 |
580 |
|
8. Часовое плавание (м) |
ж |
724 |
843 |
м |
427 |
835 |
|
9. Скорость проплывания100м вольный стиль (м/сек.) |
ж |
562 |
752 |
м |
336 |
560 |
|
10. Учебная практика (балл) |
ж |
438 |
611 |
м |
471 |
456 |
Взаимосвязь показателей учебной (на студентах) и производственной (на школьниках) практик с интегральной итоговой оценкой – средняя по величине (+ 611 и +624), а с посещаемостью занятий она несколько ниже (+438 и +446).
В таблице 2 приведены градации оценок показателей контрольных нормативов у студентов, рассчитанные на основании регрессионных уравнений относительно итоговой рейтинговой оценки.
Расчетные значения некоторых нормативов приводятся в табл. 2. Нормативы рассчитаны на основании статистических значений средних показателей за несколько лет, а также на основании экспертной оценки техники плавания.
Таблица 2
Время тестирования контрольных заданий в программах второго и третьего поколений
Контрольные задания |
Программа 2-го поколения (12л–88п-36 практика) 1семестр – 8 час. в неделю - зачет
|
Программа 3-го поколения (8л–64п-0 практика) 2семестра – 4 час. в неделю - экзамен
|
1.Техника - кроль |
30мин. |
15мин. |
2.Техника – на спине |
30мин |
15мин. |
3.Техника - брасс |
30мин |
15мин. |
4.Техника - дельфин |
30мин |
- |
5.Техника на боку |
30мин |
15мин. |
6.Транспортировка |
30мин. |
15мин. |
7.Ныряние |
30мин. |
15мин |
8.Часовое плавание |
60мин |
15мин. (тест Купера) |
9.Время 100м в/стиль |
90мин. |
90мин. |
Общее время |
360мин.(8 час.) |
195мин.(4,25 час.) |
При переходе к новым учебным планам и программам третьего поколения объем дисциплины был сокращен на 2 часа лекционных, 24 часа практических занятий и ликвидирована производственная практика (36 час.). В связи с этим возникла острая необходимость, не теряя основ содержания дисциплины, оптимизировать систему педагогического контроля по временному критерию. Было решено уменьшить длину проплываемой дистанции при оценке техники с 50м до 25м. Результаты на данных дистанциях имеют очень высокую взаимосвязь и определяются анаэробным энергообеспечением [1]. Аналогично был снижен показатель общей выносливости с часового плавания до 15-минутного (тест Купера), данные показатели определяются аэробными источниками и тесно связаны между собой [1].
Таблица 3
Распределение часов по разделам темам дисциплины «Плавание»
в программах второго и третьего поколений
Наименование разделов и тем
|
Программа 2 поколения (12л–88п-36 практика) 1семестр – 8 час/нед. – зачет |
Программа 3 поколения (8л–64п-0 практика) 2семестра – 4 час/ нед. – экзамен |
1.Введение в дисциплину |
2л. |
2пр. |
2.Техника безопасности при организации и проведении занятий, соревнований и праздников на воде |
4пр. |
4пр |
3.Техника спортивных способов и методика обучения (учебная практика) |
4л+54пр. |
4л+42пр. |
4.Прикладное плавание и спасение тонущих |
2л+16пр. |
2л+16пр. |
5.Начальная тренировка в плавании |
2л+ 12пр. |
нет |
6.Плавание в системе физического воспитания |
2л |
2л |
7.Педагогическая практика |
36пр. |
нет |
В табл. 3 приведены коэффициенты корреляции между показателями контрольных нормативов и скоростью проплывания дистанции 100м вольный стиль (специальная выносливость), а также длиной дистанции при часовом плавании (общая выносливость). Более высокие коэффициенты корреляции у студенток отмечаются с длиной дистанции при часовом плавании (общая выносливость) по сравнению со скоростью проплывания дистанции 100м вольный стиль (специальная выносливость). Это говорит о том, что для студенток более характерна техника для длинных дистанций, имеющая высокую экономичность.
Из программы третьего поколения был также изъят раздел «Начальная тренировка в плавании», что позволило оставить основные задачи дисциплины [2. 3].
Кроме того, введение новых требований к прохождению дисциплины «Плавание (физическая культура)» в соответствии с образовательными стандартами нового поколения потребовало привести в соответствие общее время на изучение дисциплины с другими контрольными нормативами.
Сокращение времени на изучение дисциплины с 88 часов до 64 часов практических занятий, с 12 часов до 8 часов теоретических занятий, учебной практики с 12 до 8 часов и ликвидация производственной практики повлияло на коррекцию контрольных нормативов. Так введены предложения по изменению контрольных нормативов по технике спортивного плавания, а также преобразование норматива “непрерывное плавание” в тест Купера.
Таблица 4
Градации оценок расчетных значений контрольных нормативов относительно рейтинговой оценки у студентов
Контрольные нормативы |
Отлично |
Хорошо |
Удовл. |
1. Ныряние |
Более 18 |
18 – 14 |
Менее 14 |
Более 21 м |
21 м – 18 м |
Менее 18 м |
|
2. 100м в/стиль(мин. сек.) |
Менее 2.23,5 |
2.23,5 – 2.53,5 |
Более 2.53,5 |
Менее 1.46,5 |
1.46,5 – 1.57,5 |
Более 1.57,5 |
|
3. Часовое плавание |
Более 1800 |
1800 – 1300 |
Менее 1300 |
Более 2350 |
2350 – 1750 |
Менее 1750 |
|
4. Тест Купера (12-минутное плавание) (м) |
Более 350 |
350 – 250 |
Менее 250 |
Более 450 |
450 – 350 |
Менее 350 |
Таблица 5
Взаимосвязь показателей контрольных нормативов с результатом на 100м вольный стиль и часовым плаванием у студенток (51чел.) и студентов (58чел.)
Контрольные нормативы |
пол |
Показатели специальной и общей выносливости |
|
Время 100м в/стиль (м/сек) |
Часовое плавание (балл) |
||
1. Техника – кроль(балл) |
ж |
446 |
558 |
м |
490 |
259 |
|
2. Техника – на спине (балл) |
ж |
444 |
605 |
м |
478 |
376 |
|
3. Техника – брасс (балл) |
ж |
401 |
740 |
м |
429 |
410 |
|
4. Техника – дельфин (балл) |
ж |
472 |
617 |
м |
662 |
440 |
|
5. Техника на боку (балл) |
ж |
462 |
599 |
м |
590 |
402 |
|
6. Транспортировка (балл) |
ж |
409 |
737 |
м |
525 |
363 |
|
7. Ныряние (м) |
ж |
507 |
639 |
м |
553 |
301 |
В процессе проведенного исследования были выявлены взаимосвязи показателей контрольных нормативов с посещаемостью занятий, интегральной итоговой оценкой, рассчитаны градации оценок относительно интегральной итоговой оценкой; уменьшены временные затраты на педагогический контроль. Все это позволило с наименьшими затратами для содержания дисциплины «Плавание (физическая культура)» перейти к программам третьего поколения [3].
При анализе контрольных нормативов по технике плавания и временными нормативами у студентов-юношей выявлена наиболее высокая взаимосвязь между техническими нормативами и контрольным временем на дистанции 100 м вольным стилем. Наибольшую освоенность техники плавания студенты-юноши проявляют на дистанции 100 м вольным стилем.
Выводы:
Установлена взаимосвязь посещаемости занятий и итоговой интегральной оценкой по дисциплине с контрольными нормативами.
Рассчитаны градации контрольных нормативов для оценки разделов дисциплины «Плавание (физическая культура)».
Наиболее информативными контрольными нормативами для студентов-юношей являются контрольные упражнения по технике плавания и время проплывания дистанции 100 м.
Литература:
Морозов С.Н. Использование данных анализа результатов в практике спортивного плавания: Метод. разработка для студентов курса специализации. М., ГЦОЛИФК, 1978, – 16с.
Афанасьев В.З., Булгакова Н.Ж., Кремлева М.Н., Морозов С.Н. . Плавание и методика преподавания: Программа по циклу дисциплин «Базовые виды спорта» для вузов физической культуры. Специальность 521900 «Бакалавр физической культуры». М., РИО РГАФК, 1997, – 16с.
Морозов С.Н., Афанасьев В.З., Исаева Л.Н., Колесов А.Д., Павлова Т.Н., Табакова Е.А. Плавание (Теория и методика обучения базовым видам физкультурной деятельности и спорта). Рабочая программа для направления подготовки – 050100. Педагогическое образование, профиля подготовки – Физическая культура, квалификация (степень) выпускника – бакалавр. М., РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК), 2012, – 17с.