Одной из самых ярких страниц истории туркменского народа является период существования Парфянского царства. Выгодное географическое расположение, а также благоприятные климатические условия способствовали возникновению на территории южного Туркменистана древних государств, одним из которых являлась Парфия. С распадом в 323 г. до н.э. империи А. Македонского территория юга Туркменистана вошла в состав государства Селевкидов. В середине III в. до н.э. Селевкиды ослабели в результате внутри династической борьбы. Данная территория была завоевана кочевыми племенами парнами, во главе которых стояли два брата Арсак (Аршак) и Тиридат. В 247 г. до н.э. Арсак был провозглашен царем нового государства. Эта дата и является временем основания Парфянского царства [1, c.237].
Со временем Парфия становится одной из могущественных мировых держав. Парфянские правители вели активную внешнюю политику, что способствовало превращению государства в империю. На западе владения Парфянской империи включали в себя и Месопотамию, в документах Вавилона парфянский царь Митридат I (171-138 гг. до н.э.) упоминается не просто как царь, а «царь царей» [2, c.97]. Выдающиеся военные успехи во многом обеспечивались тем, что у парфянских царей был прочный тыл, в виде процветающей экономики. Экономика Парфии носила многоотраслевой характер, но основу его составляло земледелие. Наряду с зерновыми культурами было развито виноградарство, огородничество. Климатические условия южного Туркменистана особенно благоприятно сказывались на развитии виноградарства. Парфяне изготавливали замечательное вино, которое хранили в больших кувшинах – хумах [3, c.20]. В результате археологических раскопок на развалинах Нисы – одной из столиц древней Парфии (18 км.от Ашхабада) – были найдены многочисленные хумы, где хранилось вино, зерно и т.д. [1, c.237]. Необходимо отметить, что территория южного Туркменистана, в том числе и Ниса, ещё в 40-е года ХХ века привлекала внимание ученых, археологов. Принимая во внимание тот факт, что данная территория по количеству и научной значимости исторических памятников материальной культуры занимала ведущее место в Советской Средней Азии, в Москве в 1945 г. было принято решение об учреждении Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедицией (ЮТАКЭ), которую возглавил профессор М.Е.Массон. В Ленинградском отделении Института истории материальной культуры Академии наук СССР был создан постоянный ученый Совет ЮТАКЭ. Согласно положению ЮТАКЭ для проведения полевых археологических работ, экспедиция приглашала специалистов из союзных республик, а также из головных институтов Москвы и Ленинграда. Благодаря работам ЮТАКЭ весь мир узнал о величии и могуществе Парфянского царства.
Большой интерес в изучении истории Парфии представляет культура данного государства. Слияние эллинистической и местной культур способствовало возникновению благоприятных условий для создания уникальных произведений искусств, среди которых знаменитые ритоны Нисы занимают особое место. Они изготавливались из многочисленных, насаженных на каркас пластин слоновой кости. Основной ствол ритона вертикален, конус же, плавно сужаясь книзу, довольно круто направляется в горизонтальное положение и завершается чаще всего фигурой фантастического существа: кентавра, крылатого человекобыка, грифона и т.д. Горловину ритона венчает карниз, под которым помещается широкая полоса фриза, украшенная барельефными композициями [4, с.5]. Фризы ритонов представляют огромный интерес для исторической науки, так как они являются уникальным источником в области изучения парфянской эпохи. На фризах нашли свое воплощение ритуальные обряды и жанровые сцены [7, c.112]. Ритоны Нисы изготавливались, в основном, по заказу парфянских правителей для царской семьи и приближенных царя, и использовались как пиршественные, ритуальные сосуды.
Ритоны Нисы уникальные произведения искусства, свидетельствующие о высоком развитии культурыПарфянского государства
Впервые ритоны были обнаружены в 1948 г. Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедицией, которая в течение нескольких лет проводила раскопки на развалинах Нисы. 25 сентября археологами были найдены фрагментированные части изделий из слоновой кости с изображениями [5,c.28]. Попытка осуществить хотя бы поверхностную расчистку обнаруженных предметов с помощью ланцета и кисточки оказалась затруднительной. Фрагменты крошились, кость расслаивалась и в ряде случаев превращалась в пыль. Благодаря реставрационным работам парфянские ритоны получили всемирную известность.
На трети всех найденных ритонов фриз посвящен изображениям 12 богов греческого Олимпа. Олимпийские боги расположены в обычном порядке: Зевс, Гера, Гефест, Афина, Арес, Афродита, Аполлон, Артемида, Деметра, Гермес, Гестия, Посейдон [5, с.156]. Их образы отвечают основному значению данного божества: Арес – воин, Гера – матрона, Афродита – нагая красавица. На изображениях по облику и специфическим атрибутам не трудно узнать отдельных богов. Зевс изображен со связкой молний, Посейдон изображен с трезубцем, Гефест с кочергой, Гестия с факелом и т.д.[5, с.157].
Первое впечатление – несомненность греческого сюжета. Однако при пристальном рассмотрении становится очевидным абсолютно негреческая природа самих изображений. Элементы местных традиций наглядно вырисовываются даже в таких сугубо эллинских сюжетах, как изображение олимпийских божеств. Многие изображения на ритонах Нисы, при всей их несомненной принадлежности к греческому сюжету несут на себе самобытный отпечаток местной, парфянской культуры. Это касается некоторых деталей одежды, стиля, причесок. Например, напоминающие парфянские и бактрийские шлемы Афродиты и Ареса, высокие прически у богинь с «парфянским валиком» надо лбом. Присутствие восточных браслетов, обхватывающих предплечья у Афродиты и Афины, характерно для изображений греческих богинь на фризах ритонов Нисы. Эта деталь украшения чужда греческим традициям. Между тем такие браслеты достаточно типичны для образов парфянских богинь [5, с. 159]. Греческие боги, введенные парфянскими царями и принятые в среде правящей верхушки, были отождествлены на местной почве с локальными божествами. Смешанность греко-азиатских божеств было довольно характерно для эпохи эллинизма. Такое слияние образов могло обеспечить утверждение олимпийских божеств в Парфии, если не в широких народных массах, то, по крайней мере, в аристократической среде.
При создании образов олимпийских богов резчики ритонов видимо пользовались определенными традиционными образцами. Например, изображение Геры на ритонах очень далеко от традиционного облика супруги Зевса, созданного греческим искусством, где она представлена обычно в диадеме или накинутом на голову покрывале. Гера ритонов круглолица, с мелкими чертами лица, с большими глазами. На голове своеобразный головной убор в виде распахнутых крыльев. Этот головной убор совершенно не греческий по типу. Возможно, он состоит в определенной связи с птицами парфянской богини. Данный головной убор сохранился в восточной традиции в течение столетий [5, с.161].
греческих божеств
Интерес представляет тот факт, что покровительница садов и дичи, жизни и воды Артемида, изображенная на ритонах, обута не в греческие сандалии, а в сапожки. [5, c.161]. Элементы местных традиций нашли свое отражение во внешнем облике мужских образов олимпийских богов. Художественная концепция главы Олимпа передана резчиками с чрезвычайной выразительностью: величие позы, красота развитого мужского тела, горделивый взгляд, связка молний, как атрибут Громовержца. Изображение Зевса на ритонах не имеет прямых параллелей с античными скульптурами. Для него характерны некоторые своеобразные детали: например, вместо обычных для олимпийца ниспадающих до плеч царственных локонов мы видим сравнительно короткие, разделанные крупными прядями волосы. Борода и усы, как у Зевса, так и у Посейдона пострижены так, что губы открыты. Подобный стиль стрижки и в наши дни распространен среди туркменских старейшин [5, с.158]. Для женских образов характерна не греческая строгость, а восточная «луноликость». Лица женщин обычно круглы и полны. Полнота подчеркивается двумя условными жировыми складками на шее. Брови дугообразны, взгляд округленных с сильно выраженными веками глаз устремлен вперед. Возраст никак не подчеркнут; лица девы-воительницы – Афины и матери – Деметры почти однотипны. Стиль их напоминает ту группу терракот парфянской эпохи из Южного Туркменистана с неподвижным выражением лиц, которая была связана с местными народными культами [5,с.158].
Таким образом, античное искусство Туркменистана, развивая древние местные традиции, испытывало заметное влияние эллинизма, соединило в себе лучшие черты восточных и западных культур. В этом отношении ритоны Нисы с изображением греческих божеств являются ярким свидетельством взаимопроникновения и взаимодействия высоких художественных культур Запада и Востока.
Литература:
Историко-культурное наследие Туркменистана. – Стамбул, 2000. – 381 с.
История Туркменской ССР. – А.,1959. – Т. 1. – 545 с.
Массон В.М. Туркменистан в зеркале мировой истории. – А.,2001. – 31 с.
Массон М.Е. Пугаченкова Г.А. Парфянские ритоны Нисы. – А.,1956. – 328 с.
Труды Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции. – А.,1959. – Т.4. – 270 с.
Гундогдыев О. Прошлое туркмен. – М., 1998. – 625 с.
Юсупов Х. Страницы истории Туркменистана. – М., 1997. – 182 с.