Традиционно значительное влияние на эффективность сельскохозяйственного производства оказывает проводимая в отношении предприятий аграрного сектора государственная налоговая политика.
С 1 января 2004 года вступила в действие Глава 26.1. Налогового Кодекса Российской Федерации «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)».
До этого времени, а именно с 1 января 2002 года, действовал закон, согласно которому предлагалось введение фиксированной ставки налога за гектар сельскохозяйственных угодий, находящихся в пользовании.
Анализ показал, что при его введении предприятия, имеющие высокий уровень производства, сокращают сумму уплачиваемых налогов, а предприятия со слабой экономикой должны были платить еще большие налоги.
В результате был принят закон о Едином сельскохозяйственном налоге (ЕСХН), который заменяет собой уплату четырех налогов [1]:
- налог на прибыль;
- налог на имущество;
- единый социальный налог;
- НДС.
Возможность применять ЕСХН – это самая главная льгота в настоящее время для сельскохозяйственных предприятий.
Следует выделить и проблемы, касающиеся возможности применения субъектами аграрного сектора экономики ЕСХН.
Согласно ст. 346.2 НК РФ сельскохозяйственные товаропроизводители вправе перейти на применение ЕСХН если по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором субъект подает заявление о переходе на уплату ЕСХН, доход от реализации сельскохозяйственной продукции составил не менее 70% с общего дохода от реализации товаров (работ, услуг).
Практически это означает, что в течение первого года деятельности сельскохозяйственные товаропроизводители лишены возможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Вызывает недоумение экономическая целесообразность такого исключения, принимая во внимание, что именно в начале своей деятельности сельскохозяйственные товаропроизводители наиболее нуждаются в поддержке. В связи с этим представляется важным разработать подход, позволяющий применять этот специальный налоговый режим и в первый год деятельности.
Малопривлекательным для использования сельскохозяйственными производителями ЕСХН является и то что несоответствие данному критерию, выявленное по результатам деятельности за налоговый период, обязывает налогоплательщика перейти на общий режим налогообложения. В течение 30 дней после окончании налогового периода экономический субъект обязан произвести перерасчет своих налоговых обязательств в соответствии с общим режимом налогообложения, а также произвести уплату исчисленных сумм налогов.
Учитывая несовершенство организации ведения бухгалтерского и налогового учета в сельском хозяйстве, момент перехода с одного режима налогообложения на другой может быть весьма сложным не только с фискальной, но и с организационной точки зрения. Ставить сельскохозяйственных производителей в столь жесткие рамки является нецелесообразным.
Для предприятий, не перешедших на уплату ЕСХН, есть возможность применить льготу по налогу на прибыль. Эта льгота была введена Федеральным законом от 06.08.01 № 110-ФЗ. Эти Законом была введена глава 25 «Налог на прибыль организаций». Льгота постоянно продлевалась и сейчас выглядит следующим образом:
- в 2004 – 2012 годах – 0 процентов;
- в 2013 – 2015 годах – 18 процентов;
- начиная с 2016 года – в соответствии с пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации 20 процентов.
По налогу на добавленную стоимость льгот для сельхопредприятий очень мало. Точнее только одна (цитата из НК РФ-Статья 149.п.3):
Не подлежит налогообложению на территории Российской Федерации реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70 процентов, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы.
Статьей 241 НК РФ для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей предусмотрены пониженные ставки ЕСН.
На земельный налог как таковой льготы для сельхозпроизводителей на федеральном уровне не предусмотрено. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей предусмотрены льготы по транспортному налогу [2].
Следует отметить, что наличие налоговых льгот для сельскохозяйственных организаций не всегда приносит желаемый результат вследствие отсутствия альтернативы или из-за недоработок, препятствующих их региональному применению.
Рассматривая особенности налогообложения холдингов, прежде всего, следует отметить, что налоговое законодательство не признает холдинг самостоятельным субъектом налоговых правоотношений.
Согласно ч. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Прежде всего, особый практический интерес вызывает вопрос об ответственности участников холдинга (основного и дочерних обществ) по налоговым обязательствам друг друга.
Холдинговые отношения по своей правовой природе ближе всего к конструкции "основное общество (товарищество) – дочернее общество" (ч. 1 ст. 105 ГК РФ). В соответствии с гражданским законодательством, дочернее общество не отвечает по долгам основного общества, равно как и основное общество по общему правилу не отвечает по долгам дочернего общества (ч. 2 ст. 105 ГК РФ). Указанный принцип применяется, в том числе, и к налоговым обязательствам.
Правовой институт консолидированного налогоплательщика, который мог бы урегулировать налоговый аспект именно холдинговых отношений и наделить холдинг частичной налоговой правосубъектностью, долгое время отсутствовал [3].
Только с 1 января 2012 года в НК РФ появился фактически отдельный налоговый режим для холдинговых компаний. Пока он рассчитан только на самые-самые крупные компании РФ: один только порог по выручке составляет 100 млрд руб. в год (Подпункт 2 п. 5 ст. 25.2 НК РФ). По расчетам самого Минфина, этот режим в 2012 г. смогут применять около 10 – 15 крупнейших промышленных и банковских групп страны.
Главный стимул для создания консолидированной группы – консолидированная уплата налога на прибыль.
Тем не менееусловия для создания консолидированной группы очень жесткие, так:
- головная организация должна непосредственно или косвенно владеть долей не менее 90% в каждой организации группы;
- совокупная сумма основных налогов (НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ), уплаченная в предыдущем году, должна быть не менее 10 млрд руб.;
- объем выручки за тот же год – не менее 100 млрд руб.;
- совокупная стоимость активов группы на 31 декабря предыдущего года должна быть >= 300 млрд руб.
Тем не менее, со временем эти критерии могут быть снижены [3].
Обращая внимание на международный опыт можно отметить общую черту в налогообложении аграрного сектора России и развитых стран – это льготный характер налогообложения отрасли. Но льготный характер налогообложения в развитых странах имеет конкретную мотивацию. Льготы распространяются на тех производителей, которые в силу специфики организации производства получают меньший, по сравнению с производителями других отраслей производства, доход. Поскольку производство в сельском хозяйстве за рубежом в основном организовано в виде семейных ферм, то применение льгот определяется именно этой спецификой. Льготный характер налогообложения в развитых странах дифференцирован: мелкий производитель пользуется льготным режимом, крупный производитель – нормальным.
Изучение налоговой политики в сельском хозяйстве еще раз свидетельствует о необходимости сочетания уровня развития села и размера налогообложения.
При спаде экономического развития сумма налоговых изъятий должна быть минимальной – тогда образуются инвестиционные возможности для сельскохозяйственных товаропроизводителей; при экономическом подъеме размер налогов должен возрастать.
Отечественные исследования и опыт ряда зарубежных стран свидетельствуют о необходимости изменить существующую систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Особое внимание следует уделять дифференциации налогообложения.
Именно дифференцированный подход позволит обеспечить более плавный переход к новой системе налогообложения, выявлять и своевременно устранять отдельные ее недостатки. Исходя из специфики сельскохозяйственного производства и неоднородности аграрных предприятий, недопустимо использовать одинаковый подход для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей. Резкие, не адаптированные к конкретным условиям производства, изменения и нововведения могут существенно ухудшить и без того слабое материальное положение сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Сложный механизм налогообложения сельского хозяйства, так или иначе, должен приспосабливаться и к новому уровню производительных сил, и к постоянно изменяющейся практике хозяйствования. Причем он неплохо зарекомендовал себя в качестве инструмента выхода из тяжелых кризисных ситуаций, инструментом стабилизации экономики и ее динамичного ускорения [4].
Литература:
Единый сельскохозяйственный налог: плюсы и минусы. Электронный ресурс: http://gras.oryol.ru/Inform/exp/END-eshn.html.
Налоговый консультант, Москва. Электронный ресурс: http://www.buhonline.ru/forum/index?g=posts&t=343.
Налоговое планирование www.pnalog.ru.
Ефимова Е.А. Мировой опыт социального регулирования в системе налогообложения аграрного сектора экономики / Научный журнал КубГАУ, №74(10), 2011 г.