Развитие системы образования требует от педагогической науки и практики изучения и внедрения новых методов обучения и воспитания. По своему содержанию, формам и методам работа в образовании не является неизменным, закостенелым феноменом. На современном этапе всё заметнее становится то, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений и навыков, не успевает за темпами их нарастания, недостаточно развивает способности, необходимые для самоопределения в современном мире, формирования у современного выпускника ценностного отношения к собственному развитию и образованию. Преодоление кризиса возможно при условии интенсивного реформирования образовательной отрасли на принципах нового подхода к роли знаний и процессов обучения и воспитания детей в условиях современного общества [2, с .50].
Исследовательская экспериментальная деятельность педагогов становится на сегодняшний день основным направлением реализации модернизации этих реформ в образовании и одним из существенных направлений перехода к модели инновационного развития в целом.
Современный этап модернизации системы образования характеризуется повышением внимания к личности, направленностью усилий педагогов на развитие творческого потенциала участников учебно-воспитательного процесса. Реализация новых векторов развития образования требует использования инновационных педагогических технологий, творческого поиска новых или усовершенствованных концепций, принципов, подходов к образованию, существенных изменений в содержании, формах и методах обучения, воспитания, управления педагогическим процессом в учебном заведении [4,с.99].
По мнению исследователей, новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые в том или ином объединении ещё не предлагались и не использовались, а и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменённых условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи воспитания и образования.
На изучение этих новых условий, анализ современных инновационных подходов к организации учебно-воспитательного процесса, формированию понимания важности использования инновационных подходов в собственной педагогической деятельности, как способа профессионального становления было направлено исследование, проведённое в Новоазовской ОШ №2.
Для определения профессиональной компетентности педагогов и соответствия творческого потенциала педагогического коллектива для внедрения инновационной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий в школе проведены диагностические исследования и анкетные опросы педагогов. Школьный психолог пользовалась следующим диагностическим инструментарием:
диагностическая карта оценки уровней готовности педагогов к инновационной деятельности;
показатели оценки готовности учителя к экспериментальной деятельности (О.Г. Козлова);
уровень сформированности инновационной деятельности (О.Г. Козлова);
опросный тест оценки качеств, необходимых для инновационной педагогической деятельности (Е.В. Макагон);
карта изучения и оценки уровня инновационной культуры педагогического работника (Е.В. Макагон);
карта экспертизы и оценки умений творческий и научно-экспериментальной деятельности (Е.В. Макагон).
По результатам диагностики выявлено , что высокий уровень готовности к исследовательской и экспериментальной деятельности имеют 65% учителей, средний – 31%, низкий – 4%.
Результаты диагностики педагогов указали на необходимость внесения коррекции в методическую работу ученого заведения по повышению профессиональной компетентности педагогов в овладении инновационными педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями на основе корпоративного обучения и самообразования, внедрения полученных знаний в практическую деятельность.
С целью повышения качестве подготовки специалистов, занимающихся информационно-методическим и научным обеспечением образовательного процесса и координации их деятельности при помощи ученых и методистов Донецкого областного института последипломного педагогического образования в Новоазовской ОШ №2 создан школьный научно-методический центр (ШНМЦ), в состав которого вошли представители администрации школы, руководители методических объединений, опытные учителя, сотрудники научно-методических учреждений и организаций, преподаватели высших учебных заведений. ШМНЦ осуществляет образовательную, информационно-методическую, организационную, консультационную поддержку педагогам.
Информатизация образования является неотъемлемой составляющей информатизации общества. Она отражает общие тенденции глобализации мировых процессов, выступает в роли определяющего базиса развития образования.
Использование информационных технологий в Новоазовской ОШ №2 направлено в первую очередь на:
формирование и развитие интеллектуального потенциала школы;
усовершенствование форм и содержание учебно-воспитательного процесса;
внедрение современных методов обучения и воспитания, которые дают возможность учитывать психофизиологические особенности каждого ребёнка, содействуют его личностному росту.
Создание информационной среды образовательного учреждения является ключевой задачей коллектива на пути перехода к информационному общества.
Регулирование процесса информатизации образования обеспечивается пакетом государственных нормативных документов, среди которых необходимо выделить Национальный проект «Открытый мир», Государственную целевую программу внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учебный заведений информационно-коммуникационных технологий «Сто процентов» на период до 2015 года и региональную программу «Создание единой информационной среды».
Обучение педагогических кадров по программе «Курс Microsoft по цифровым технологиям» дало возможность повысить уровень информационно-коммуникационной компетентности педагогов учебного заведения, мотивировать их для поисковой, управленческой, исследовательской деятельности, образовательный трансформаций в сфере новейших технологий.
Для усовершенствования научной и профессиональной подготовки педагоги школы принимают участие в областных постоянно действующий семинарах «Организационно-педагогические условия внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс школы», «Успешный мультимедийный проект: от идей до реализации» и районном семинаре-практикуме «Современные средства обучения как актуальное направление в формировании субъектности социально-компетентного выпускника».
С целью активизации и повышения уровня осведомлённости педагогов продолжено изучение теоретико-концептуальных основ инновационной деятельности. В процессе работы временных творческих групп прорабатывались вопросы внедрения информационных технологий в воспитательный процесс. Предложенная система включает следующие уровни:
жизнеебеспечение и физическая защита (система телефонной связи, озвучивания, контроля доступа, точного времени, пожарной сигнализации и аварийного оповещения);
информационно-коммунакационный (доступ к сети Интернет, электронная библиотека, конференц-система, информационное табло, школьный телецентр, веб-сайт школы);
образовательный (обучающая программная среда, программное обеспечение, коллекция виртуальных лабораторных работ, электронные учебники и энциклопедии, программы обработки данных);
управления образовательным процессом (учёт загрузки учителей, создание расписания уроков и сетки воспитательных занятий, автоматизированные рабочие места директора школы, заместителя директора школы, практического психолога);
программно-аппаратные и традиционные способы обучения (программно-технические способы дистанционного обучения, интегрированные программно-технические лабораторные, традиционные технические способы обучения).
Расширение информационного образовательного пространства школы происходит поэтапно:
участие во внедрении программ дистанционного обучения;
апробация электронных учебников, пособий, видеоматериалов (каталог видеотеки включает 3000 хроникальных, документальных, художественных фильмов, учебных и научно-популярных программ, открытых уроков, внеклассных мероприятий, концертов, экскурсионно-краеведческих экспедиций, авторских видеофильмов по предметам, видеотека ситуативных фильмов для проведения этических бесед и обсуждений).
создание компьютерной базы детского населения образовательного округа, что даёт возможность оперативно отслеживать и решать вопросы предоставление дошкольного, общеобразовательного и внешкольного образования, обеспечения социальной защиты детей и подростков.
Внедрение дистанционных услуг в учебно-воспитательный процесс позволяет сформировать образовательную среду, в которой достаточно широкий круг учеников имеет возможность принимать участие в реализации совместных с различными общественными организациями социальных, экологических и творческих проектов.
Школа работает в системе Интернет, имеет электронную почту, собственный сайт, подключена ко Всеукраинской сети Рейтинг, целью которой является быстрое и одновременное информирование всех участников образовательного пространства о событиях, происходящих в учебном заведении.
Накопление приобретенного педагогического опыта по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий, количественный и качественный анализы, системное оценивание эффективности внедрения функционально-прогностической модели развития учебного заведения, распространение опыта работы по данной проблеме через публикации в прессе, дают право утверждать о создании оптимальных организационно-педагогических условий внедрения информационно-коммуникационных технологий в школьном образовательном пространстве для активной самостоятельной работы учеников, творчества педагогов, гибкой организации ученого процесса, создания сетевых образовательных сообществ, в которых учащиеся имеют возможность достигать образовательных результатов, позволяющих полноценно подготовиться к жизни в высокоинформационном обществе.
Литература:
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
Куликова С.В. Взаимоотношение традиций и инноваций как методологический ориентир исследования инновационных процессов. // Пед.образование и наука. – 2005. – №1. – С. 47 – 54.
Меерович М.И., Глазунова М.А., Шрагина Л.И. ТРИЗ – педагогика и учитель будущего // Постметодика. – 2000. – № 5.
Образовательные технологии. / Под. общ. ред. А.М. Пехоты. – К., 2001. – С. 91–108.
Паламарчук В. Инновации в современном образовании // Завуч.-2006.-№10.– С.1-4.
Паламарчук В.Ф. Педагогические инновации: мифы и реалии // Директор школы, лицея, гимназии. – 2002. – № 3.
Подласый И.П., Подласый А.И. Педагогические инновации // Ридна школа.–1998. – № 12.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997.
Слободчиков В.И. Инновационное образование // Шк. технологии. – 2005. – №2.–С.4-12.
Хуторский А.В. Методологические основания педагогической инноватики // Шк. технологии. – 2005.– №4. – С.16-20.