В статье рассматриваются проблемы использования животного мира в формировании моральных качеств у детей старшего дошкольного возраста, в частности роль и место воспитателей ДДУ в данном процессе, основы технологического подхода к деятельности.
Ключевые слова: моральные качества, животный мир, технологический подход, процесс формирования моральных качеств, дети старшего дошкольного возраста.
В годы независимости последовательно осуществляется коренное реформирование всех сфер социально-экономической жизни. Формирование, способное самостоятельному, творческому мышлению, высоконравственной личности, квалифицированных кадров считается важнейшим фактором успешной реализации данного обновления. Это ставит перед образованием все новые задачи.
В Законе Республики Узбекистан “Об образовании” и Национальной программе по подготовке кадров определены основные направления деятельности по коренному реформированию сферы образования.
Дошкольное образование является важным звеном непрерывного образования. Именно в этом возрасте начинают формироваться знания, умения и навыки личности в социально-экономической, идеологической, политической, экологической, культурной и других областях. В становлении мировоззрения, морально-нравственных качеств данный возрастной период занимает особое место. Воспитуемый, как дома, так и в семье овладевает первичными знаниями об общественных отношениях, их организации и содержании, формируют определенные навыки.
Успешное решение проблемы формирования моральных качеств у детей, в частности, старшего дошкольного возраста, непосредственно связано с качеством подготовки педагогических кадров. Профессиональное мастерство и опыт педагогов-воспитателей имеет решающее значение для формирования у воспитуемых моральных качеств. Правильный подход к своим функциям, чувство ответственности обеспечивает эффективность формирования у детей таких положительных качеств, как бережное отношение к окружающей среде, соблюдение режима дня, правильная организация взаимоотношений со сверстниками, уважение дружбы.
В современных детских дошкольных учреждениях (ДДУ) уделяется особое внимание осознанию воспитуемыми сущности первичных научных знаний. Передача подрастающему поколению экономических знаний, способствующих определению ценности продукции, оборудования или предметов, и особенно природных знаний, обеспечивающих формирование отношения к окружающей среде, осознанию его положительных и отрицательных последствий требует от педагогов, осуществляющих деятельность в ДДУ прочного усвоения основ современных знаний, соответствующих практических навыков и умений.
Актуальным требованием современности является вооружение воспитателей-педагогов ДДУ современными знаниями, в частности педагогическими и информационными технологиями. В последнее время осуществлен ряд научно-методических работ в данном направлении. Семинары-тренинги, проводимые в целях вооружения воспитателей ДДУ современными педагогическими технологиями, формирования навыков и умений эффективного использования информационных технологий, творческого отношения к деятельности стали важным шагом на пути положительного решения основных задач, стоящих перед работниками области.
Использование животного мира в формировании у детей дошкольного возраста моральных качеств является целенаправленным педагогическим процессом. Основной целью организации данного процесса состоит в формировании таких моральных качеств, как сознательное, бережное отношение к животному миру; практических навыков рационального природопользования. Оптимальное решение данных функций предусматривает решение следующих задач:
1. Глубокое осознание воспитателями ДДУ актуальности и общественного значения морального воспитания.
2. Создание благоприятных условий для получения воспитателями детских дошкольных учреждений сведений о животном мире в контексте воспитания моральных качеств детей.
3. Вооружение воспитателей-педагогов знаниями в области использования животного мира в формировании морально-нравственных качеств детей дошкольного возраста.
4. Формирование у воспитателей ДДУ положительного отношения к использованию животного мира в процессе морально-нравственного воспитания детей-дошкольников.
Эффективность процесса использования животного мира в воспитании моральных качеств детей дошкольного возраста зависит от следующих факторов:
1. Осведомленность воспитателей о животном мире как средстве формирования моральных качеств у детей.
2. Способность воспитателей определять традиции, отражающие идеи организации морально-нравственной деятельности детей.
Разработка плана и проекта деятельности, направленной на формирование воспитателями ДДУ морально-нравственных качеств дошкольников.
Умение воспитателей создавать необходимые условия, позволяющие обеспечить последовательность и непрерывность организации морального воспитания детей-дошкольников.
Умение педагогов ДДУ рационально организовать процесс формирования моральных качеств у детей дошкольного возраста на основе народных традиций и др.
В ходе исследования уровень сформированности навыков и умений воспитателей в области организации морального воспитания детей посредством ознакомления с животным миром определялось на основании следующих критериев:
1. Чувство педагогами педагогической потребности использования животного мира в формировании у детей дошкольного возраста моральных качеств.
2. Владение воспитателями современными знаниями о животном мире.
3. Уровень творческого отношения к использованию животного мира в формировании моральных качеств у детей-дошкольников.
Эффективность использования животного мира в формировании моральных качеств у детей дошкольного возраста зависит от различных факторов:
1. Объективные факторы:
а) наличие в детском дошкольном учреждении соответствующих условий для использования животного мира в процессе морального воспитания (живой уголок, аквариум, животные, работа кружков и др.);
б) наличие современных технических средств, позволяющих использование в процессе занятий информационных технологий;
в) обеспеченность ДДУ специальной литературой (учебными пособиями, методическими рекомендациями, средствами наглядности, альбомами, различными макетами, муляжами, орудиями труда и др.) по использованию животного мира в моральном воспитании.
2. Субъективные факторы:
а) осознание воспитателями как общественная необходимость использования животного мира в формировании моральных качеств детей-дошкольников;
б) заинтересованность администрации ДДУ от создания соответствующих условий в данной области;
в) сформированность у воспитателей практических навыков использования животного мира в формировании моральных качеств у детей;
г) заинтересованность воспитателей в изучении и обмене передовым опытом в деле использования животного мира в моральном воспитании детей дошкольного возраста, навыки работы над собой, рефлексии своей деятельности;
д) умение воспитателей ДДУ, связанные с целевым использованием возможностей местной фауны в формировании моральных качеств детей;
ж) сформированность умений налаживания сотрудничества с семьей, общественностью в реализации данного процесса и др.
В ходе исследования также обоснована эффективность технологического подхода к педагогической деятельности, направленной на использование животного мира в организации морального воспитания детей дошкольного возраста.
На основе анализа источников по современным педагогическим технологиям определены компоненты технологического подхода к организации педагогического процесса, направленного на моральное воспитание детей на основе ознакомления с животным миром:
1. Точное определение целей (в частности, правильное определение частных целей в рамках общей).
2. Правильное определение задач использования животного мира в процессе воспитания.
3. Отбор целесообразного с научно-методической точки зрения содержания знаний о животном мире.
4. Адекватность методов, применяемых на занятиях по моральному воспитанию, задаче эффективной реализации поставленных задач.
5. Правильный с научно-методической точки зрения отбор средств воспитания.
Конкретизация роли и задач активных субъектов занятий – воспитателей и воспитуемых в процессе занятий, организованных посредством животного мира.
7. Результативность процесса занятий, направленных на изучение животного мира.
8. Целесообразность форм и методов контроля, направленных на определение эффективности деятельности воспитуемых.
9. Научно-практическая обоснованность ожидаемых результатов.
Организация на основе технологического подхода процесса использования животного мира для формирования у детей моральных качеств гарантирует достижение поставленных целей.
В заключении можно отметить, что использование животного мира в процессе организации морального воспитания детей дошкольного возраста является сложным педагогическим процессом, и зависит от ряда факторов. Успешная реализация данного процесса должна осуществляться в двух направлениях: вооружение воспитателей детских дошкольных учреждений знаниями, навыками и умениями в области использования животного мира в формировании моральных качеств; разработки и внедрения технологического подхода в организации данного процесса.
Литература:
Каримов И.А. Баркамол авлод Ўзбекистон тараққиётининг пойдевори. – Т.: Ўзбекистон, 1998.
Каримов И.А. Ўзбекистон буюк келажак сари – Т.: Ўзбекистон, 1998.
Бабанский Ю.Б. Ҳозирги замон умумтаълим мактабларида ўқитиш методлари. –Т.: Ўқитувчи, 1990. –158 б.
Григорянц А.Г. Атрофимиздаги табиат билан таништириш. – Т.: Ўзбекистон, 1988. –34 б.
Йўлдошев Ж.Г. Таълим янгиланиш йўлида. –Т.: Ўқитувчи, 2000. – 207 б.