Жизнь современного человека год от года усложняется и причин, способствующих этому, в современном мире более чем достаточно: нарастающий экономический кризис, а вместе с ним и угроза остаться без работы, плохая экология, рост социальных проблем, информационное перенасыщение не способствуют хорошему самочувствию и радости жизни. Это происходит повсеместно. Не является исключением и город-курорт Анапа. Здесь, наряду с общеизвестными проблемами, появляется ряд других, более специфических, связанных с курортной направленностью: сезонность занятости для многих жителей региона, существенная перенаселенность в летние месяцы, превышающая численность населения в десятки раз, высокий уровень цен на товары и услуги, при низких материальных доходах, не могут не влиять на психологическое и физическое состояние горожан. Состояние праздничности, яркости жизни, формируемое отдыхающими, оказывает отрицательное влияние на неокрепшее сознание подростков и молодежи.
Рекламная продукция, заполонившая город, отнюдь не способствует росту самосознания, повышению культуры, ориентировке на нравственные ценности. Преобладает коммерческая реклама, информирующая о товарах, услугах и развлечениях. На первый план жизни, благодаря рекламе, выходят не моральные, а коммерческие ценности. Сегодня в моде эгоисты-одиночки, для которых весь мир производит блага, а не счастливая семья. С фразой «берегите любовь», у нас ассоциируются презервативы, в рекламе детского шоколада мультипликационные герои учат наших детей путём обмана и воровства получать лакомство. Социальная реклама, задача которой – привлечение внимания к проблемам, выполняя заказ, лишь ещё больше усугубляет ситуацию, выбивает человека из колеи, так как на нас, плюс ко всем бедам, смотрят печальные, а точнее, ужасные проекции смерти: от наркотиков, алкоголизма, картинки суицида, не родившиеся дети и тому подобное. Вдобавок, порой, и коммерческая реклама добивает нас нелепой информацией, преподнесённой в стиле морально разложившегося креатива. Но, в то же время, теоретические исследования подтверждают что, несмотря на то, что большинство рекламистов относится к рекламе лишь как к коммерческой деятельности, сама реклама играет в нашей жизни важную роль, и её место в социально-культурной сфере общества весьма велико. Ведь именно реклама, с её возможностями, является одним из важнейших факторов, влияющих на наше нравственное здоровье, на всеобщую культуру потребления. Так почему же на улицах любимого города мы видим совсем не то, что хотим, почему нам так не хватает позитивной рекламы, рекламы с «человеческим лицом». Почему рекламисты не занимаются этой проблемой. Ведь рассмотрев историю развития рекламы, от наскальных рисунков до того вида, в котором мы её знаем и наблюдаем сегодня, перед нами сложилось чёткое представление того, что эта деятельность всегда занимала важнейшее место в социально-культурной сфере общества. Почему же тогда в большинстве учебных материалах по рекламе этому разделу обычно отводиться совсем незначительное место.
На примере города-курорта Анапа мы рассмотрим деятельность рекламных агентств курорта, состояние рекламы и попытаемся определить ее место и роль в социо-культурном пространстве, а также предложим свои варианты решения этой проблемы, по настоящему актуальной и влияющей на формирование позитивной оценки жизни.
На территории города-курорта проживает 137658 человек, непосредственно в городе Анапе – 62 тысячи, из них 35 % – люди пожилого возраста, 28 % – подростки и молодежь и 37 % – лица экономически активного возраста. Основная направленность Анапы – курортная сфера, то есть – сфера услуг. Крупных промышленных предприятий в городе и районе нет, есть лишь небольшие перерабатывающие предприятия, в основном негосударственной формы собственности. Более 75 здравниц: санаториев, пансионатов и домов отдыха реализуют основную функцию – оздоровление и отдых иногородних граждан. За последние годы в городе резко возросло число частных гостиниц, гостевых домов, что способствовало увеличению притока отдыхающих и легло тяжким бременем на плечи местного населения. Индустрия отдыха требует повышенной информационной обеспеченности. Для рекламирования возможностей Анапы как курорта, располагающего широким спектром оздоровительных и развлекательных учреждений, необходима мощная информационная деятельность. На учете в ИФНС РФ по городу Анапа состоит 45 рекламных агентств, занимающихся разработкой рекламного продукта по всем направлениям жизнедеятельности курорта. Помимо этого, для организации сезонных рекламных акций, администрацией муниципального образования привлекаются крупнейшие рекламные агентства Краснодарского края и России, используются возможности федерального телевидения и прессы. Каково же состояние рекламы, в том числе и социальной, в городе-курорте Анапа? C целью изучения этого вопроса, мы разработали опросный лист, два вида анкет и провели мониторинг общественного мнения горожан и гостей курорта в части оценки состояния рекламы их глазами. Кроме этого, визуально ознакомились с рекламной продукцией различных агентств курорта: фирменными вывесками, панно, афишами, рекламными щитами, транспарантами-растяжками, витринной рекламой. Человеку хочется быть уверенным в том, что он не один в океане проблем, что его судьба не безразлична его городу, государству, окружающим. Мы часто пеняем на морально разлагающую рекламу, но она лишь отражение нашей реальности.
Изучив мнение жителей и гостей города по поводу той рекламы, которая их окружает, мы узнали, чего им не хватает в ней. Для корректировки пожеланий и предложений респондентов мы провели опрос 25-ти рекламных агентств (т.е. более половины зарегистрированных в г-к Анапа), что дало возможность оценить общее состояние рекламы в городе и социальной рекламы в частности (охват 103 человека). Результаты этого опроса представляют немаловажный интерес, так как отражают взгляд на рекламы «изнутри». Свободными графами анкеты воспользовалось 15 % респондентов. В целом ситуация неоднозначна. Анализ обработанных анкет свидетельствует о том, что рынок рекламы в городе стабильный, более половины фирм не боятся иногородней конкуренции и обеспечены собственной производственной базой, что говорит о технической зрелости. Велик спектр предлагаемых услуг, с хорошим качеством рекламного продукта. 7 рекламных агентств принимали участие в краевых и всероссийских фестивалях рекламы и получили высокую оценку своей продукции, что не может не радовать нас, как потребителей. В то же, только 15% респондентов довольны качеством предоставляемых ими рекламных услуг. «Частично» удовлетворены изготовляемой продукцией 80%, 5% качество своих работ оценивают отрицательно. Практически все участники анкетирования единогласны в мнении о положительном воздействии новых рекламных технологий на создание более привлекательного облика родного города.
На вопрос нужна ли единая программа развития рекламы в городе, большинство выделило сразу два ответа – «Должна быть», и «Да, если она будет содействовать росту профессионализма и поможет убрать недостойную рекламу».
Конечно, мы понимаем, что охватить все возможные варианты ответов практически невозможно, но, тем не менее, это не помешало респондентам, как из числа потребителей, так и из числа изготовителей рекламного продукта, выразить своё мнение достаточно полно. По результатам исследования, у нас сформировалось стойкое убеждение, что равнодушных к жизни города людей очень мало и степень озабоченности жителей о том, что им приходиться созерцать, достаточна высока.
В ответах рекламоизготовителей встречаются противоречия: только 5% неудовлетворенны моральной стороной современной рекламы. Обращалось внимание и на тот факт, что зачастую сами заказчики рекламы не заботятся о культурном и моральном содержании: «Лишь бы работало», поэтому вся ответственность лежит на самих клиентах. Принять во внимание мнение специалистов категорически отказываются, что свидетельствует о социальной незрелости, коммерциализации нравов и принципов.
Имея эти данные и правильно их, применив, можно существенно изменить ситуацию на рынке рекламы, придав ей нужное направление и тем самым, повысив роль и значение в формировании позитивной оценки жизни.
Вторая анкета носила общий характер и предусматривала сбор информации о возрастном и социальном статусе опрашиваемых, а также их отношении к видам наружной рекламы и ее востребованности. В опросе приняло участие 163 человека, в возрасте до 65 лет, наиболее активными оказались молодые люди и представительницы женского пола, девушки. Обработав результаты опроса, мы получили следующие данные:
- не интересуются рекламой всего 8% респондентов;
- замечают только самую яркую рекламу – 59%;
- не нравится реклама города 51% респондентов;
- удовлетворены состоянием рекламы 20%, участвовавших в опросе;
- идею регулирования рекламным процессом в городе поддержало 98%;
- лишь 2% участников ответили, что в этот процесс лучше не вмешиваться.
Аналогичными были и результаты исследования, которое проводилось:
а) в МУЗ «Детская поликлиника» (среди персонала и пациентов, охват – 73 человека);
б) в филиале РГСУ в г.Анапе среди студентов 5-го курса факультета социальной работы, управления и рекламы (охват – 35 человек);
в) на улицах города (охват 119 человек, из них: 43 респондента – жители города,76 – гости курорта).
Радует тот факт, что большинство считает, что реклама нужна, она может и должна украсить город, и поддерживают внедрение новых технологий в рекламе. Большая часть респондентов считает необходимым разработку единой программы развития рекламной деятельности для того, чтобы весь город гармонично смотрелся, и чтобы город избавился от недостойной рекламы. Особое внимание заслуживают ответы в графе иное, так как это проявление общественной инициативы. Люди в этих строках поднимали вопросы нравственности рекламы, вульгарности и безответственности лиц, которые этим занимаются.
Студенты филиала РГСУ в г. Анапе акцентировали внимание на практически отсутствующую социальную рекламу.
Эта тема, как оказалась, волновала не только будущих специалистов социальной сферы, но и горожан. Респонденты предлагали увеличить рекламную нагрузку именно на социальную направленность; продукция этого вида должна радовать глаз, помогать расслабиться; в рекламе должна преобладать детская направленность, так как Анапа – детский курорт.
Гости города заострили внимание на том, что в Анапе недостаточно информации о зрелищных и развлекательных возможностях курорта.
В то же время, все участники анкетирования отметили значимость рекламы в жизни общества, несмотря на то, что не всегда вид рекламного продукта способствует формированию вкуса и может доставить эстетическое удовольствие.
Таким образом, проведенный опрос помог нам определиться в вопросах, которые легли в основу исследования.
Люди хотят видеть рекламу, но не в таком виде, хочется более человечной, если так можно сказать, рекламы. Жителям города нравится видеть не просто информацию, которая стремится пробиться в сознание, а наблюдать эстетическое творение. Желание увидеть больше рекламных материалов с социальным подтекстом, один из участников опроса объяснил доходчиво и просто: «Ведь для себя же делают, для своих соседей, друзей, родственников…»
Анализируя результаты анкетирования, мы убедились, что обществу не хватает эмоционально-тёплой рекламы, рекламы с социальным подтекстом.
Конечно, проведенные исследования общественного мнения полностью не отвечают на все вопросы о месте рекламы в социально-культурной сфере общества, но анкета ясно выделяет ряд проблем между человеком и его творением – рекламой. И эта проблема требует изучения не только на местном, но и на более высоком уровне. Проблема рекламы и общества требует детальной проработки, так как от позиции этой профессии: просто продавать или ещё и воспитывать культуру потребления в человеке, формировать его жизненные ценности, напрямую зависит будущее благополучие страны.