Переход системы высшего профессионального образования России на подготовку на уровнях бакалавриата и магистратуры предопределил необходимость разработки новых требований к Примерной основной образовательной программе, в которой четко прописаны результаты ее освоения в виде общекультурных и профессиональных компетенций. Смысловое содержание компетенций органично связаны с профессионально важными и значимыми качествами личности, необходимыми для эффективной профессиональной деятельности.
В психологии понятие «профессионально значимые качества» было введено В.Л. Марищуком. В работе «Психологические основы формирования профессионально значимых качеств», автор говорит, что способности к различным видам деятельности в большей степени характеризуются уровнем развития некоторых личностных черт, а также ряда показателей психических, психомоторных процессов, физических качеств. Обычно такие называют профессионально важными качествами» [3]. В дальнейшем они стали называться «профессионально значимыми качествами» и определялись как отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства, которые выражаются уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов, а также физические качества, способствующие успешному овладению любой профессией».
В целом, можно сказать, что профессионально значимые качества любого будущего специалиста – это личностные качества, которые будут обеспечивать успешность профессионального обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
Профессионально-значимые качества будущего художника-стилиста формируются в процессе обучения в соответствии со спецификой его профессиональной деятельности.
Структура процесса формирования профессионально значимых качеств личности будущих художников-стилистов включает следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, деятельностный [2].
Эффективными педагогическими средствами формирования профессионально значимых качеств личности студента являются: проблемное обучение, дифференцированный и личностно-ориентированный подходы, деловые игры, конкурсы [1].
Одежда является конечным продуктом нескольких отраслей производства, качество которого формируется на этапах изготовления материалов, создания модели и ее конструкции, конфекционирования и, собственно, процесса изготовления.
Художественное проектирование – сравнительно молодая область творчества. Общественная потребность в нем возникла только в 19 веке в связи с переходом производства изделий на машинную технологию и обслуживание массового рынка.
Объектами художественного проектирования выступают все изделия, изготавливаемые всеми накопленными к данному времени методами, в том числе и не выпускаемые серийно, как и изделия, по характеру своего назначения и форме не требующие специальной конструкторско-технологической проработки.
Костюм органично дополняет предметную среду, которая окружает человека и постоянно воздействует на него. Художник-стилист стремится к тому, чтобы форма костюма была содержательной, удобной, максимально согласованной с технологией производства.
Чтобы установить жизнеспособность вещи, художник-стилист рассматривает ее не изолированно, а в связи с человеком, которому она служит, и средой, в которой находится человек и другие вещи, т.е. как составную часть сложной системы человека – вещь – среда (эргономическая формула процесса художественного проектирования).
Художественно-конструктивное решение должно обладать такой совокупностью существенных признаков, которые в достаточной мере были бы решающими для создания образца изделия, определяли бы его внешний вид:
- художественно-конструктивное решение должно быть новым и отличаться от аналогов, известных в нашей стране и за рубежом;
- должно соответствовать требованиям технической эстетики – обладать художественной и информационной выразительностью, целостностью композиции, рациональностью формы, соответствовать требованиям эргономики;
- художественно-конструктивное решение изделия должно позволить изготавливать его в промышленных условиях при экономически целесообразных затратах на производство, использовании прогрессивных материалов и технологий промышленного изготовления, минимальном применении ручного труда;
- художественно-конструктивное решение, реализованное в изделии, в процессе его производства или эксплуатации должно давать положительный результат, под которым понимается экономический, социальный, технический или иной общественно-полезный эффект.
Художественная специфика костюмного проектирования определяется главным образом объектом его творчества, то есть непосредственно человеком. Образуя с ним единое целое, костюм не может быть представлен вне своей утилитарной функции. Свойства одежды обусловлены в ее создании учетом пропорциональных особенностей фигуры, половой принадлежностью, возрастом человека, а также частными деталями его внешности. В процессе художественного проектирования костюма художник-стилист в зависимости от решаемой задачи может эти черты подчеркнуть или, наоборот, завуалировать.
Костюм превращается в предмет высокой технологии, где на первый план выходит совершенная функция. Но какой бы функциональной ни была мода, какими бы функциональными приемами ни руководствовался ее создатель, он всегда остается творцом, изобретателем и художником.
На этапе художественного проектирования костюма художник-стилист разрабатывает художественный проект костюма производственного, бытового назначения, обеспечивая при этом высокий уровень утилитарных свойств и эстетических качеств изделий, предметов, соответствие их технико-экономическим требованиям и прогрессивной технологи производства, требованиям эргономики.
Он также осуществляет при помощи новых информационных технологий поиск наиболее рациональных вариантов решений элементов и компонентов формы. При этом художник-стилист осуществляет объемно-пространственное и графическое проектирование, разрабатывает композицию, находит стилистическое решение.
При работе с индивидуальным потребителем художник-стилист разрабатывает творческий эскиз модели в соответствии с индивидуальными антропологическими данными клиента. Также по желанию клиента художник может выбрать модель из различных информационных источников (интернет, журналы, буклеты, проспекты) и из базы данных САПР (при наличии ПК со специальными программами). В этом случае художник выполняет модификацию внешнего вида модели.
Параллельно с разработкой творческого эскиза проводится разработка технического эскиза модели. Технический эскиз включает технический рисунок модели в соответствии с антропологическими данными заказчика, а также конструктивные элементы, составляющие костюм.
Таким образом, мы можем сказать, что деятельность художника-стилиста носит интегрированный характер, включающий навыки как в художественной области, так и в технической.
В соответствии со спецификой деятельности профессионально-значимыми качествами профессии «Художник-стилист» будут являться:
инициативность;
оптимизм;
способность отстаивать свое мнение;
стремление к профессиональному росту;
внимание к деталям;
избирательность внимания;
концентрированность внимания;
способность к образному представлению предметов, процессов и явлений;
способность к зрительным представлениям;
способность к созданию образа по словесному описанию;
способность к переводу образа в словесное описание;
интуитивное мышление;
наглядно-образное мышление;
предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления;
творческое мышление;
тактильная память;
эмоциональная память;
память на образы предметного мира;
навыки точной манипуляции и ловкость;
твердость руки, устойчивость кистей рук;
умение грамотно выражать свои мысли;
умение импровизировать;
умение предвидеть результат;
чувство вкуса;
чувство гармонии;
развитый эстетический и художественный вкус.
Таким образом профессионально значимые качества художников-стилистов включают профессиональную направленность, сформированность представлений о психологических особенностях специальности, мотивацию достижений.
Литература:
Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. Издание 2-е / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Педагогическое общество России, 2005.
Дружинин В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.03. – Ленинград, 1982. – 351 с.