Традиционная технология обучения в военном вузе (от знания к умениям), основанная на логике науки, должна быть дополнена новыми технологиями, основанными на закономерностях познавательной деятельности. Главной фигурой в учебном процессе становится сам курсант, выступающий не как объект, а как субъект обучения. Переход школы от авторитарной (традиционной) педагогики к адаптивной предполагает, несколько этапов:
- внедрение личностно ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.
Внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс требует не только адаптации курсанта, его психологической готовности к новым способам обучения, но и изменение отношения педагога к процессу обучения, изменения стиля поведения так, чтобы имела место ситуация, в которой курсант учится сам, а преподаватель осуществляет управление обучением.
Задача современной военной школы и педагогов направлена на освоение и внедрение педагогических технологий, позволяющих достигать гарантированных педагогических результатов.
Динамично изменяющиеся требования к современным специалистам определяют необходимость переосмысления теоретических подходов и практических решений, связанных с профессиональной подготовкой курсантов. Большое значение приобретает в связи с этим расширением и углубление инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования, разработка механизмов внедрения новшеств в практику работы преподавателей кафедр военных вузов. Все более возрастает общественно значимая роль инноваций и обмена современного опыта в системе профессионального образования военной школы и во всей образовательной системе.
Инновационная деятельность в системе образования обладает своими специфическими особенностями, как в научной теории, так и в педагогической практике. Следует отметить, что далеко не все педагоги уделяют достаточное внимание этому моменту [1, с.49-54].
Инновационный подход к делу способствует раскрытию творческого потенциала преподавателей вуза, обеспечивает эффективную деятельность учреждений высшего профессионального образования, как в режиме функционирования, так и в режиме развития. А это, в свою очередь, создает условия для приоритетного развития системы в целом. Инновации охватывают содержание образования, технологии обучения и воспитания, организационные формы, методы управления [4, с.29-37].
Изучение положительного опыта инновационной деятельности в вузах МВД РФ позволяет выделить пять основных организационно-педагогических условий ее осуществления:
1. Инновационная деятельность ведется на основе специально разработанной инновационной программы учебного заведения;
2. Внедрение нововведений не ущемляет права участников учебного процесса, не влияет на их здоровье и развитие;
3. Инновации востребованы педагогическим коллективом;
4.Отношения между преподавателями и курсантами строятся на принципе сотрудничества;
5. Участие педагогов в инновационной деятельности обусловлено положительной мотивацией, готовностью к позитивным переменам в учебно-воспитательном процессе [4, с.33-35].
Важная роль в успешном осуществлении инновационной деятельности принадлежит руководителю образовательного учреждения, который, прежде всего, определяет, соответствуют ли педагогические и материально-технические возможности вуза целям и задачам инновации.
Основным документом является план совершенствования учебно-материальной базы образовательного учреждения. Разработка такого плана включает в себя ряд последовательных этапов. На подготовительном этапе осуществляется поиск, обработка и анализ научно-педагогической и методической информации, обобщение собственного опыта, определение педагогического потенциала образовательного учреждения, создание необходимых условий (инновационных программ, методических рекомендаций), определение состава участников инновационной деятельности и их функций. На втором этапе определяется содержание инновационной деятельности и ее приоритетные направления, разрабатываются критерии определения эффективности результатов; методы диагностики, анализа, коррекции, определяется материальное обеспечение и составляется смета расходов. На третьем этапе продумывается система управления инновационной деятельностью. В идеале следует стремиться к тому, чтобы продуктом инновационной деятельности являлось не частичное, а системное обновление учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. Большая часть проводимых инноваций имеет локальный характер и часто относится к изучению отдельных учебных дисциплин, применению конкретных методов и средств.
Главной преградой для внедрения образовательных инноваций в вузовскую практику, по нашим наблюдениям, служит качественное состояние преподавательского корпуса, уровень его компетентности. Например, новые технологии обучения требуют от вузовского преподавателя (помимо профессиональной компетентности в своей предметной области) педагогического мастерства. Вот список тех новых педагогических знаний и умений, которые требуют от преподавателя развивающие технологии обучения:
- умения диагностировать цели обучения и воспитания;
- в полном объеме знать учебный предмет и его научные основы;
- умения переструктурировать учебный материал с индуктивного изложения в логику индуктивно-дедуктивного проблемного изложения целой темы, а не одного урока;
- умения моделировать в учебном процессе (в его целях, содержании, формах, методах и средствах обучения) профессиональную деятельность будущего специалиста;
- умения организовать самостоятельную работу курсантов для подготовки к семинару, практическому занятию и т.п.;
- умения свободно владеть активными методами обучения;
- умения обеспечить благоприятный психологический климат, сотрудничество преподавателя и студента;
- умения комплексировать современными техническими средствами обучения.
Инновации в содержании и технологии обучения продолжают относиться к разряду малоизученных дидактических явлений. И иногда здесь практика даже опережает теорию.
Анализ некоторых аспектов инновационного подхода в образовательном процессе ВУЗов позволяет сформулировать ряд обобщающих положений.
1. Инновационные технологии обучения в большинстве случаев представляет собой средство моделирования профессиональной деятельности современного специалиста.
2. Чем больше и качественнее внедряется в учебный процесс инновационное содержание и технологии, тем полнее и адекватнее можно моделировать профессиональную деятельность будущих специалистов.
3. Инновационный подход в построении обучения позволяет с большей эффективностью решать сложнейшие учебно-воспитательные задачи.
Инновационные технологии обучения следует рассматривать как средство, с помощью которого направления модернизации образования могут быть претворены в жизнь. Наибольшее развитие сейчас получают технологии обучения, основанные на личностном и деятельностном подходах [1, с. 42-45].
Таким образом, овладевая умениями вносить инновационные изменения в свою педагогическую деятельность, осознавая наиболее уязвимые ее стороны и обладая знаниями о целесообразных методах работы, преподаватель все более совершенствуется в профессиональном плане, улучшает качество взаимодействия с курсантами в собственно образовательных и межличностных отношениях. А это, в свою очередь, обеспечивает инновационное развитие образовательного учреждения в целом, системы высшего профессионального образования.
Инновации как многомерное явление в области образования имеют свою главную направленность – качественное обновление педагогической деятельности. Внедрение инноваций в образовательный процесс предметно проявляется в соответствующих функциях инновационных технологий:
- моделировании профессиональной деятельности как педагогической системы обучения;
- развитии профессиональных способностей обучаемых в интерактивной форме;
- совершенствовании качества учебно-воспитательного процесса.
Надо отметить, что в основе педагогической инновации лежит инновационный процесс, в котором инновационная деятельность педагога носит проектировочный характер и направлена на создание нового вида педагогической практики, развивающейся на базе научно обоснованных педагогических идей и технологий, В результате возникает необходимость в педагоге-новаторе. Следовательно, развитие методологической культуры профессорско-преподавательского состава в области педагогической инноватики становится необходимым компонентом повышения их квалификации, в том числе посредством самообразования.
Таким образом, процесс внедрения в образовательные учреждения новых образовательных стандартов надо рассматривать как целостный процесс, имеющий инновационный характер и построенный на основе системно-деятельностного подхода, воспроизводящийся на более высоком уровне в ходе обновления стандартов. В результате этого достигается основная цель – повышение качества высшего профессионального образования и уровня подготовки курсантов.
Литература:
Буркова Н.Г., Додонова Л.А., Пимчев С.П. Образование для изменения качества жизни // Специалист. 2003. № 2. – С. 39-64.
Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление, т. 1 и 2. – М.: Издательствово Внешторгиздат, 2004. – 165 с.
Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями.– М.: Издательство Экономика, 2006. – 139 с.
Румянцева З.П. Менеджмент организации. – М.: Издательство ИКФА-М, 2004. – 167 с.