Ключевые слова : творческая работа, мудрый филин, предметная область, живая природа, животный мир, рабочая программа, чтение .
Книги — это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
Френсис Бэкон
Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности — вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с её поиска в рамках одного текста или в разных источниках и заканчивая её интерпретацией и преобразованием [6, с.3].
По личному опыту мы можем сказать, что в первый класс дети приходят с разным уровнем читательских навыков. Всегда найдётся в классе ребёнок, который читает необходимое количество слов на уровне первого класса, а другой может не знать все буквы русского алфавита, из-за этого возникают трудности в усвоении материала.
Мы разработали рабочую программу «Школа мудрого филина», которая помогает обучить ребёнка чтению. Апробация разработанной программы проходила на базе МБУ ДО «Детского эколого-биологического центра» ЗАТО Железногорск Красноярского края, результат которой показал, что дети начинают читать слоги после изучения двух звуков (гласный + согласный; согласный + гласный). Работа по программе строилась на изучении букв русского алфавита с основой на объекты живой природы. Для лёгкого запоминания образа букв и их звуков на занятиях мы каждую букву превращали в животных, название которых начинается с изучаемого звука (рис.1). Исключением являются только Ъ, Ь, Й и Ы. Идея взята из книги «Азбука превращений» Д. С. Герасимовой. Только в азбуке буквы превращаются в разные предметы, а не только животных [3]. В нашей программе буквы превращаются только в животных.
Рис. 1.
Тематика занятий делится на группы по типам и классам: рыбы, насекомые, птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся, моллюски, ракообразные. Занятие делится на две части исследовательская + теоретическая и творческая.
Каждое занятие начинается со знакомства с одним из представителей животного мира. Если в живом уголке центра присутствует животное, которое мы изучаем, то ребёнок напрямую с ним контактирует: исследует его шерсть, повадки, питание. Если мы изучаем экзотические виды животных, то просматриваем видеоролик. Подбору видеороликов необходимо уделять особое внимание, так как мы работаем с детьми дошкольного возраста, поэтому содержание ролика должно быть соответствующим данному возрасту. При изучении темы «Змеи» буквы З и звука [з] мы наблюдали за ужом в живом уголке, а также использовали скелет ужа, который находится в коллекции центра. Основной акцент в программе мы делаем на изучении объектов живой природы, так как главными в жизни ребёнка до 6 лет являются два вида времяпровождения. Игра и деятельность, направленная на изучение новых знаний [7].
После изучения животных приступаем к изучению букв и звуков. Сначала пробуем букву превратить в животное. Как уже писалось выше, делается это для того, чтобы ребёнок смог запомнить образ буквы. Работаем с артикуляционным аппаратом. Каждое упражнение связано с животными [1]. После этого начинаем читать слоги из слоговой таблицы [2] (рис.2).
Рис. 2. Слоговые таблицы
Во время чтения слогов мы пользуемся упражнениями для развития межполушарных связей. Такие упражнения помогают ребёнку расслабиться и отдохнуть [5]. Например, нужно вычеркнуть цветочки и обвести крестики вначале правой рукой, потом левой (рис.3).
Рис. 3. Упражнение для развития межполушарных связей
Когда четыре буквы, обозначающие два гласных и два согласных звука, изучены, начинается прочтение слов с их использованием. Во время чтения необходимо контролировать, что ребёнок понимает, о чём он читает. На занятиях много времени уделяется работе на понимание прочитанного. Вначале это слова, потом небольшие предложения и тексты.
Творческая работа связана с содержанием первой части. Если мы изучаем жуков, букву Ж и звук [ж], то творческая работа заключается в изготовлении божьей коровки с использованием скорлупы грецкого ореха (рис.4). Каждая творческая работа предполагает использование разных материалов, каждое занятие не должно быть похожим на предыдущее. В этом случае, дошкольники приходят с вопросом: «А что же мы будем делать сегодня?».
Рис. 4. Творческая работа «Божья коровка»
Обязательная часть — оценивание деятельности ребёнка. Мы применяем разные способы.
Таблица достижений с картинками филина, которая является основным оценочным средством и остаётся в кабинете (рис.5).
Рис. 5. Таблица достижений
Для таблицы используем филинов, исходя из названия программы (рис.6). Филины могут быть с книгами, микрофоном, метлой и пр. Всё зависит от того, за что ребёнку выдаётся филин. Если он добился успехов в чтении, то с книжками. Если содержит своё рабочее место в порядке, то с метлой и т. д. В заполнении таблицы поощряются все ребята. Даже если ребёнок не достиг планируемых результатов на данном уроке, необходимо найти возможность поощрить его филином. Возможно, творческую работу он выполнил отлично. Тем самым, мы сможем избежать конфликтов между педагогом и ребёнком, а также конфликтов между детьми.
Рис. 6. Картинки филинов за работу на занятии
Но так как таблица остаётся в классе, а ребёнку очень хочется показать свои оценки родителям или знакомым, можно добавить использование наклеек со смайликами или животными на листах с выполненными ребёнком заданиями.
В заключение хочется отметить: если связать обучение чтению с изучением животного мира, у дошкольников повышается познавательный интерес к обучению. Так как мудрый филин руководит школой, дети с интересом выполняют порученные им задания. По данной программе, при ежедневных занятиях, ребёнок сможет научиться читать за 1,5 месяца.
В дальнейшем планируем разработать универсальный лэпбук (интерактивная папка с кармашками, вставками, замочками — сравнительно новое средство обучения, пришедшие к нам из США), которым можно будет пользоваться на всех занятиях. А также планируем выпустить методическое пособие с разработками занятий. В 2020 году мы представляем нашу работу на «Образовательном форуме» г. Железногорска Красноярского края.
Литература:
- Бардышева Т. Ю., Костыгина В. Н.. Упражняем язычок. — Б.: Карапуз, 2019. 64 с.
- Буряк М. В. Слоговые таблицы. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2020.32 с.
- Герасимова Д. С. Азбука превращений. — М.: Лабиринт, 2016. 64 с.
- Трясорукова Т. П. Рабочая тетрадь: Развитие межполушарных связей. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. 78 с.
- Чернова Е. И., Тимофеева Е. Ю. Пальчиковая гимнастика: пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. — Санкт- Петербург: Корона-Принт, 2018. 128 с.
- Чуракова Н. А., Малаховская О. В. Методическое пособие, литературное чтение. — М.: Академкнига/Учебник, 2014. 232 с.
- Обучение детей // Kukuriku. URL: https://kukuriku.ru/obuchenie/okruzhayushhij-mir/ (дата обращения: 19.04.2020)