На обложке
изображена Мелани Кляйн (1882–1960), британский психоаналитик, стоявшая
у истоков детского психоанализа, игровой психоаналитической терапии
и теории объектных отношений.
Мелани родилась 30
марта 1882 года в Вене в еврейской семье, где было уже трое детей. Её
отец, Мориц Райцес, состоял во втором браке и был на пятнадцать лет старше
своей жены. К моменту рождения Мелани ему было более 50 лет.
В детские годы
особо близкие отношения сложились у Мелани со старшей сестрой Сидони.
Однако та умерла в возрасте девяти лет, и маленькая Мелани тяжело
переживала эту утрату. Через несколько лет умер брат Эммануэль, а когда
Мелани Кляйн исполнилось 18 лет, скончался и её отец, а спустя
несколько лет после отца — мать. Тяжёлые утраты детских лет вызвали
у Мелани глубокую депрессию, которая, по мнению хорошо знавших её людей,
с годами закрепилась в её мироощущении и характере. Мелани Кляйн
всю жизнь отличалась резким и неуживчивым характером, что невольно сужало
круг её последователей.
В 1903 году она
вышла замуж за инженера Артура Кляйна. Несколько лет изучала в Венском
университете искусство и историю, однако образование осталось
незавершённым. Вместе с мужем Мелани покинула Вену: они переехали в Словакию,
а затем в Силезию. В браке родилось трое детей, однако семейная
жизнь сложилась неудачно. Тяжёлый характер Мелани Кляйн помешал ей стать
хорошей матерью. Любви и взаимопонимания в отношениях с детьми
у неё не было. Её дочь Мелитта, тоже ставшая психоаналитиком, порвала
отношения с матерью и даже на ее похороны не явилась.
С 1910 по 1919 год
Кляйн проживала с семьёй в Будапеште. В 1914 году, находясь в депрессивном
состоянии, связанном со смертью матери и рождением третьего ребёнка, Кляйн
обратилась за помощью к психоаналитику Шандору Ференци. Пройдя у него
психоаналитический курс, М. Кляйн проявила интерес к психоанализу как
таковому.
Именно наблюдения
за играми собственных детей в 2–3-летнем возрасте привели её к выводу, что
именно на этот период приходится формирование эдипова комплекса.
В ходе изучения
наиболее агрессивных импульсов маленьких пациентов (зависть, жадность,
ненависть) Кляйн разработала технику работы с детьми, не утратившую
актуальности и в наши дни. Аналогом свободных ассоциаций в детском
психоанализе является игровая деятельность. Мелани придавала большое значение
переносам и контрпереносам, а также раскрыла основополагающее
значение расщепления детского сознания в самом раннем возрасте на
составляющие его основные понятия: «хороший» и «плохой».
Одна из наиболее
важных идей Мелани Кляйн состоит в том, что агрессия и любовь
выступают в качестве фундаментальных организующих сил психики. Агрессия
расщепляет психику, тогда как любовь её цементирует. Ребёнок (или взрослый)
будет агрессивно «расщеплять» мир, с тем чтобы отвергнуть то, что он
ненавидит, и сохранить то, чего он желает.
Кляйн полагала,
что суперэго присуще структуре личности от рождения и что ребёнок в ходе
своего развития проходит через параноидно-шизоидную позицию (связанную с деструктивными
импульсами) и депрессивную позицию (контроль либидо). Оба термина получили
широкое распространение в психоанализе.
Старший сын Мелани
Кляйн трагически погиб в горах, однако, по утверждению дочери Мелитты, он
покончил с собой, отчаявшись найти взаимопонимание с матерью.
В 1917 году Мелани
начала собственную психоаналитическую практику с анализа собственного
младшего сына, а затем пятилетнего мальчика, сына её знакомых.
В 1918 году она
приняла участие в работе пятого Международного психоаналитического конгресса,
где познакомилась с Зигмундом Фрейдом.
Мелани Кляйн вела
оживлённую полемику с дочерью Фрейда Анной по поводу пересмотра ряда
положений учения её отца, в особенности касающихся проявлений агрессии
в детском возрасте. Кляйновский психоанализ — единственная
неофрейдистская школа (помимо лакановской), принимающая существование влечения
к смерти. В результате длительных дискуссий между сторонниками Мелани
Кляйн и Анной Фрейд произошёл раскол в Британском психоаналитическом
обществе и образовались три группы психоаналитиков — кляйнинская,
фрейдовская и независимая.
После Второй
мировой войны М. Кляйн в основном работала как обучающий аналитик и как
супервизор, отказавшись от активной роли в жизни Британского
психоаналитического общества.
22 сентября 1960
года после перенесённой операции Мелани умерла от эмболии лёгочной артерии.
Среди
последователей Мелани Кляйн были такие психоаналитики, как Герберт Розенфельд,
Уилфред Бион, Бетти Джозеф, Ханна Сигал, Дональд Мельцер, Рождер Мани-Керл.