В статье рассмотрена проблема безопасности при транспортировке углеводородов путём использования трубопроводов.
Ключевые слова: магистральный трубопровод, окружающая среда, транспортировка углеводородов, перевозка.
Большинство стран для своей жизнедеятельности нуждается в углеводородах, а неравномерное расположение основных мировых запасов и сложность добычи полезных ископаемых делает экспорт странами с развитой производственной системой добычи нефти самым эффективным решением проблемы доступности для мирового рынка. Таким образом становится актуальным вопрос повышения эффективности систем транспортировки нефти и газа.
Методика выбора оптимального способа транспортировки углеводородов опирается на производственные, экономические и экологические факторы.
Самым распространённым в мире способом транспортировки углеводородов считается перевозка железнодорожным транспортом, на этот метод приходится половина всех перевозок. Четверть всех перевозок происходит автомобильным транспортом, треть — водным, куда входят речные и морские перевозки. В России основной объём углеводородов транспортируется магистральными трубопроводами. На территории Российской Федерации менее 10 % перевозимого продукта доставляется с помощью железнодорожного транспорта, около 5 % путём автомобильных перевозок.
Проблемой магистральных нефте- и газопроводов является исключительная экологическая опасность этого метода транспортировки для окружающей среды. Несмотря на затраты для поддержания трубопроводов в рабочем состоянии, этот метод остаётся самым рентабельным и экономически эффективным для предприятий на территории Российской Федерации.
Глобальные разливы нефти являются проблемой мирового масштаба, проблемы при транспортировке углеводородов оборачиваются экологическими катастрофами. «14 мая 2021 года внутрипромысловый трубопровод диаметром 219 миллиметров прорвало на Карамовском нефтяном месторождении в Пуровском районе ЯНАО, произошла утечка 3 тысяч кубических метров нефти. При этом жидкость объемом лишь 0,85 тонны разлилась на 250 квадратных метрах. 29 мая 2020 года один из трубопроводов в Норильске получил повреждения из-за резкой просадки опор фундамента, в итоге вылилось около 21 тысячи тонн топлива». [4]
К таким последствиям приводит техническое состояние оборудования. Необходимость в обеспечении эффективной и надежной работы систем трубопровода во многом определяется именно транспортировкой по магистральным нефтепроводам нефти и газа. Срок эксплуатации у 55 % основных фондов магистральных нефтепроводов на территории Российской Федерации уже истек, более половины магистральных трубопроводов нуждаются в постоянном мониторинге состояния из-за высокой вероятности повреждений. Различные внештатные ситуации, происходящие на линейных объектах данной отрасли, могут не только нанести существенный ущерб экономике, вследствие потерь продукта и нарушения непрерывного процесса производства в смежных отраслях, но и могут загрязнять окружающую среду. Впоследствии большинство аварий оборачиваются необратимым влиянием на окружающую среду, ухудшением состояния почв, воды и смертью животных. Поэтому, при транспортировке нефти и газа высокого давления нужно в обязательном порядке обеспечить надежность магистральных трубопроводов.
Согласно статистике, на территории Российской Федерации в результате аварий магистральных трубопроводов происходит утечка более полумиллиона тонн углеводородов в год. Последствия разливов нефтепродуктов отражаются на приземном слое атмосферы, почвенно-растительном комплексе и рельефе местности, на фауне, на поверхностных и подземных водах. К наиболее подверженным риску воздействия нефти относятся:
– рабочие нефтяной вышки;
– работники службы спасения, ликвидирующие последствия аварии;
– представители водной фауны;
– люди, живущие или работающие вблизи территории разлива.
Последствия разлива нефти имеют кратковременные и долгосрочные воздействия на здоровье человека. Экологическая обстановка промышленных районов влияет на уровень жизни населения и распространённость отдельных видов заболеваний, таких как злокачественные опухоли, заболевания репродуктивной системы и болезни аутоиммунного характера.
Для решения проблемы предприятия применяют и непосредственно внедряют компьютерные системы, способные обрабатывать и хранить информацию об объектах и процессах. Геоинформационные системы (ГИС) являются одним из направлений информационной технологии, которые ориентированы на работу с пространственно-привязанной информацией. «Геоинформационные системы позволяют обнаруживать проблемные участки и идентифицировать подверженные риску объекты за счет использования аэрокосмических снимков и информации из учетных систем. Наиболее эффективно сочетание с данными полевых обследований, которые привязываются к основной базе данных посредством координат, получаемых с GPS-приемников». [5] Резюмируя выше сказанное, внедрение ГИС позволяет повысить безопасность процесса эксплуатации трубопроводов и предотвратить утечку нефтепродуктов за счёт просчёта риска аварийной ситуации на линейной части нефтепровода.
Проблемой внедрения инновационных технологий для отечественных компаний станет капитальные затраты, необходимые для финансирования введения и эксплуатации инновационных технологий, позволяющих минимизировать отрицательное влияние на окружающую среду. Для этого необходима экологическая и экономическая оценка эффективности функционирования нефте- и газопроводов. Необходимо осуществление обоснованного и правильного выбора наиболее эффективных мер по охране окружающей среды, учитывающих особенности:
– природы территории логистических путей;
– технического обслуживания оборудования;
– производственного процесса;
– экономических факторов.
От принятия мер по охране окружающей природной среды на время «жизни» магистральных нефтепроводов, с этапа проектирования и в течение всего эксплуатационного срока, зависят экологическая сохранность территории местоположения трубопровода и целостность самого нефтепровода, его надёжность и непрерывная работа.
Литература:
- Мазур И. И. Экология строительства объектов нефтяной и газовой промышленности. М.: Недра, 1991.-279 с.
- Кармазинов Ф. В. и др. Вода, нефть, газ и трубы в нашей жизни. М.: Наука и техника, 2005.-296 с.
- РД-153–39.4–056–00 Правила технической эксплуатации магистральных нефтепроводов.
- Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня»»
- Андрианов В. Ю. «ГИС и GPS в нефтегазовой отрасли»