Защита прав потребителей предполагает установление прав потребителей, механизм защиты прав и ответственность за нарушение прав потребителей. Закон «О защите прав потребителей» один из первых рыночных законов, непосредственно связанных с преобразованием экономики. Необходимость принятия специального закона возникла из-за того, что все прежние правовые нормы были направлены на приоритет интересов производителя, а немногочисленные правовые нормы в области защиты прав потребителей были заблокированы ведомственными нормами и практически отсутствующей работой.
Ключевые слова: нарушение прав, иск, жалоба, судебная защита, потребитель.
Каждый человек постоянно сталкивается с необходимостью приобретения товаров для своих бытовых нужд. Также покупки носят постоянный характер, следовательно, каждый покупатель хоть раз сталкивался с проблемой некачественного товара, задержки в его поставке или другим нарушением его прав как потребителя. Для защиты рядовых граждан от недобросовестных изготовителей или продавцов был принят Закон «О защите прав потребителей».
Есть несколько способов защиты прав потребителей, однако, особое внимание нужно уделить именно судебной защите прав потребителя, поскольку нередко продавцы и изготовители товаров отказывают добровольно исполнить обоснованные претензии граждан в досудебном порядке, рассчитывая, что только небольшая часть людей из тех, кто к ним обратился, будет отстаивать свои интересы в суде.
В случае отказа продавца (изготовителя, поставщика услуг) от добровольного удовлетворения требований потребителя полностью или частично, потребитель вправе обратиться в суд за защитой своих прав.
Поэтому любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд в установленном законодательством порядке для защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод или охраняемых законом интересов, а суд примет гражданский иск по заявлению заинтересованного лица на защиту своих прав, свобод и интересов, а в предусмотренном законом случае по требованию лица на защиту прав, свобод и интересов других людей.
По российскому законодательству иски о защите прав потребителей имеют альтернативную подсудность. Это означает, что потребитель свободен в выборе суда для подачи иска. Таким образом, иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд: по месту жительства или пребывания истца; по месту нахождения продавца (юридический адрес); по месту заключения договора или месту исполнения договора.
Отталкиваясь от цены иска, определяется суд: цена иска до ста тысяч рублей — мировой суд, выше ста тысяч рублей — районный суд.
Одной из основных проблем судебной защиты прав потребителя, несомненно, является срок рассмотрения дела. Иногда, рассмотрение ничем не осложнённого иска о защите прав потребителей может затянутся минимум на год. С одной стороны, есть, наверное, единственный плюс для потребителей — неустойка продолжает «капать», но с другой стороны даже этот «плюс» теряет свою значимость, ведь суды, даже без явки и наличия заявления противной стороны о снижении неустойки, уменьшают ее до минимума. Хотя применение статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее ГК РФ) по делам о защите прав потребителей возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым.
Благодаря своему статусу потребитель имеет право требования ряда возмещений.
Законом «О защите прав потребителей» предусмотрены следующие механизмы защиты: возмещение понесённого ущерба, компенсация морального вреда, взыскание неустойки и штрафа, компенсации при обнаружении недостатков или сроков выполнения работ, услуг.
Чтобы суд удовлетворил компенсацию морального вреда, нужно доказать факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинённых нравственных страданий; степени вины причинителя вреда. При определении размера учитываются требования разумности и справедливости.
Однако, тут появляется ещё одна проблема — занижение размера указанной компенсации в разы. Проблема определения размера компенсации морального вреда считается центральной проблемой института морального вреда. Эта проблема приводит к повышению степени судейского усмотрения и зачастую — к абсолютно разным суммам компенсации в идентичных случаях.
В случае удовлетворения требований потребителя суд ко всему прочему взыскивает с противной стороны штраф в размере 50 % от удовлетворённой суммы. К сожалению, назначение судьями этого штрафа происходит не всегда. Суды часто не назначают штрафы, обосновывая это тем, что потребитель не направлял досудебную претензию ответчику.
Однако, в 2019 Верховный суд РФ вынес Определение № 36-КГ19–8, в котором указал, чтоотсутствие претензионного порядка не влечет отказа во взыскании штрафа за невыплату неустойки добровольно. При удовлетворении требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Верховный суд РФ указывает, что взыскание штрафа при удовлетворении требований потребителей является обязанностью суда при условии того, что истец не отказался от иска в результате добровольного удовлетворения его требований ответчиком при рассмотрении дела».
Альтернативным путём защиты и восстановления прав потребителей служит обращение в специальные общественные объединения, которые выполняют функции по контролю за соблюдением прав граждан.
Закон «О защите прав потребителей» даёт таким общества право участвовать в разработке требований к товарам, проводить экспертизу качества товаров, распространять информацию о правах потребителей и прочее.
Подводя итог, судебная защита прав потребителей имеет свои недостатки:
– долгие судебные разбирательства;
– снижение компенсаций морального вреда и неустоек;
– незаконные отказы во взыскании штрафов.
Указанные проблемы можно решить путём:
– внесения изменений и дополнений в действующее законодательство;
– выработкой четких разъяснений высшими судами обоснованности сумм морального вреда;
– введением дополнительных мер по недопущению несоблюдения судами позиций высших судов.
Литература:
- Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителе». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (Дата обращения:13.01.2022);
- «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022)URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (Дата обращения: 13.01.2022);
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021).URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (Дата обращения: 13.01.2022);
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131885/ (Дата обращения:13.01.2022);
- Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 ноября 2019 г. N 36-КГ19–8.