В статье автор предлагает метод обработки образовательных результатов учащихся на примере программы Python для выявления уровня мотивации учащегося.
Ключевые слова: мотивация, python, педагогика, психология.
В последнее время учителям все чаще приходится работать за компьютером и следить за динамикой образовательных результатов учащихся в электронных журналах. Глядя на оценки учеников, учитель, в первую очередь, исследует уровень мотивации ученика. Мотивация ученика — это увлеченность ребенка, способность с внутренним удовольствием учиться и развиваться, чтобы достичь определенной цели.
Спад оценок ученика говорит о многом: проблемы в семье, непонимание школьной программы, болезнь, внутренние психологические проблемы. Не всегда ребенок может себя контролировать [3]. Школьный учитель, как наставник учащегося, должен отслеживать динамику, чтобы понимать, почему складывается тот или иной образовательный результат. Также это и в интересах карьеры педагога, так как плохая успеваемость может говорить о том, что ребенок не понимает научный язык учителя, или же наставник проявляет свою некомпетентность. Так или иначе ухудшение результатов ребенка — это большая проблема, которую нужно решать сразу, как только она выявляется.
Чтобы учителю было проще следить за динамикой образовательных результатов своих учеников, автор статьи написал программу, способную визуализировать рост или спад успеваемости ребенка, выводящую мини-отчет о среднем балле учащегося и рекомендуемой оценке за тот или иной аттестационный период. Графика и вышеперечисленных данных достаточно, чтобы судить о мотивации школьника [2]. Обратимся к коду программы (листинг 1).
Листинг 1: программа мониторинга динамики успеваемости учащегося
Теперь стоит разобраться, что здесь написано, и как это работает. В 1 строке программы автор импортировал математическую библиотеку matplotlib, которая хранит в себе функции для построения и вывода графика, основанного на массивах данных. Строках 2 и 3 инициализируются те самые массивы, о которых говорилось в прошлом предложении. Первый массив (далее список) будет хранить в себе данные о виде оценки (кол, двойка, тройка, четверка, пятерка, только на самом графике все это представлено в виде чисел) — ось OY, а второй список — данные о номере работы по порядку календарно-тематического планирования (самостоятельная работа № 1, проверочная работа, контрольная, на графике это будет также отображено в виде чисел). В строке 4 инициализируется переменная, которая будет в себе хранить сумму оценок для того, чтобы в строке 21 рассчитать средний балл по формуле среднего арифметического. В строках 5 выводится программное приветствие учителя, а в строках 6, 7 и 8 вводятся данные, которые нужны для расчетов и дальнейшего формирования отчета. В строках 9–13 происходит заполнения списков данными для формирования в дальнейшем графика, а в строчках 14–20 используются функции библиотеки matplotlib, для проектирования, оформления и вывода графика [1]. В строке 21 формируется отчет, который выводит следующие данные: имя ученика, количество его оценок, средний балл за период аттестации и текущую рекомендованную оценку. В программе учтено и то, что, при наличии у школьника менее трех оценок, средняя оценка и, как следствие, рекомендованная, не выводятся, а появляется сообщение о том, что у ребенка не аттестация.
Не аттестация также как и плохие, и хорошие оценки является уровнем мотивации ребенка, на что учителю следует найти первопричину и разобраться вместе с ребенком с данной проблемой.
Следует проверить, как работает программа на практике. Представим, что нам нужно проверить мотивированность ученика Александра. У него всего 5 оценок за четверть: 2, 4, 3, 5, 5. Введем данные значения в программу (рисунок 1), и запустим ее (рисунок 2, 3):
Рис. 1. Ввод данных для построения графика и вывода отчета
Рис. 2. Динамика роста успеваемости ученика
Рис. 3. Отчет по ученику после ввода данных для обработки результатов
На рисунке 2 видно, что оценки у ученика растут, и не смотря на плохие оценки в начале четверти, ребенок смог повысить свою успеваемость, и, как следствие, рекомендованная оценка 4 (рисунок 3).
Конечно, учитель не может полностью утверждать, что у ребенка сейчас все хорошо, судя по оценкам, но мотивированность ученика видно визуально на графике. Это значит, что, несмотря на какие-либо проблемы, школьник справляется со своими трудностями, потому что ему нравится предмет, потому что он хочет преуспеть в этой науке, а низкое оценочное начало четверти может говорить о том, что ребенок, возможно, либо не понимал ту или иную тему по дисциплине, либо был расслаблен, что для начала четверти вполне обосновано.
Отслеживание мотивации ученика — одна из главных задач учителя. За этим кроются его внутренние проблемы и образовательный результат [4].
Литература:
- Андриенко, Д. С. Решение физических графических задач по кинематике в 9-м классе с использованием языка программирования Python / Д. С. Андриенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 285–288. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90877/ (дата обращения: 18.06.2022).
- Стариченко, Б. Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера / Б. Е. Стариченко. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2004. — 218 c. — Текст: непосредственный.
- Шульгина, Е. В. Почему происходит снижение и потеря мотивации к обучению у школьников. Что с этим делать. Рекомендации психологов / Е. В. Шульгина. — Текст: электронный // Образовательная социальная сеть nsportal: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2013/01/14/pochemu-proiskhodit-snizhenie-i-poterya-motivatsii-k (дата обращения: 18.06.2022).
- Щинкевич, Г. В. Приемы и методы, позволяющие повысить мотивацию учащихся / Г. В. Щинкевич. — Текст: электронный // Урок.РФ: [сайт]. — URL: https://урок.рф/library/priemi_i_metodi_pozvolyayushie_povisit_motivatciyu_uch_084733.html (дата обращения: 18.06.2022).