В представленной статье поднимается довольно актуальная проблема современного образования, связанная с эмоциональным выгоранием педагога в условиях инклюзивного образования. Так как современная система образования практически постоянно подвергается различным изменениям, это обстоятельство требует адаптации к новым условиям и от преподавателей, что непременно сказывается на их психолого-эмоциональном здоровье. Данные изменения, в свою очередь, влияют на качество предоставляемых образовательных услуг и на образовательный процесс в целом.
Ключевые слова: профессиональная деятельность педагогов, эмоциональное выгорание, инклюзивное образование.
The presented article raises a rather urgent problem of modern education related to the emotional burnout of a teacher in an inclusive education. Since the modern education system is almost constantly undergoing various changes, this circumstance requires adaptation to new conditions from teachers, which certainly affects their psychological and emotional health. These changes, in turn, affect the quality of educational services provided and the educational process as a whole.
Keywords : professional activity of teachers, emotional burnout, inclusive education.
В силу стремительно развивающейся системы образования, профессия педагога подвергается постоянным изменениям, связанным в первую очередь с адаптацией к новым условиям образования и педагогического процесса в целом. Как правило, различного рода изменения повышают требования к работникам образования. К таким требованиям относятся качество предоставляемых образовательных услуг, а также уровень компетентности работников образования. Дополнительные нагрузки такого плана негативно сказываются на психическом и психологическом здоровье педагогов.
На фоне этого, достаточно мало времени и внимания уделяется мероприятиям, направленным на сохранение здоровья преподавателей, которые сопутствовали бы снижению риска возникновения «эмоционального выгорания» и появления кризиса профессии в целом.4, с.225
Педагогическая практика показывает, что сегодня довольно часто прослеживается факт потери к личности ребенка, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения.
Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность: подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость.10, с.128
Одним из первых отечественных исследователей, который занялся проблемой выгорания, является Бойко В. В. «Эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека». Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая, определяется органическими причинами — свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями.
Как показывают исследования в данной области, первопричиной возникновения синдрома выгорания является психологическое и душевное переутомление. Оно возникает в случае, когда требования в течение продолжительного времени преобладают над ресурсами человека. В результате, нарушается состояние равновесия, и оно неизбежно приводит к выгоранию.
Также развитию эмоционального выгорания способствуют как внешние, так и внутренние факторы. Классифицировать данные факторы можно следующим образом: внешними факторами являются специфика профессиональной педагогической деятельности, характеризующийся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциональных факторов, как объективных, так и субъективных, которые воздействуют на труд педагога и могут вызвать сильное напряжение и стресс.
К внутренним факторам относят личностный фактор, который проявляется в неудовлетворенности своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Также одним из основных негативных факторов, влияющих, на формирование синдрома эмоционального выгорания является дефицит времени. Это приводит не только к эмоциональной, но и к физической перегрузке и, как правило, к появлению психосоматических заболеваний.
Развитие синдрома зависит от комбинации профессиональных, личностных и организационных факторов стресса. В зависимости от той или иной доли составляющей процесса, будет различаться и динамика развития синдрома.
Как правило, синдром эмоционального выгорания наблюдается далеко не у всех работников образований. Педагоги, устойчивые к профессиональному выгоранию отличаются тем, что они обладают способностью формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.6
Поскольку профессия педагога входит в группу риска выгорания, это говорит о том, что каждый работник этой сферы должен заботиться о себе, открывая для себя методы саморегуляции. К саморегуляции относится комплекс мероприятий, направленный на управление своим психоэмоциональным состоянием, воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления дыханием и мышечным тонусом. Она помогает снять эмоциональную напряжённость, активировать свою деятельность, восстановить силы.
Профессиональное выгорание не является чем-то неизбежным. Чтобы не стать жертвой синдрома, нужно, прежде всего, правильно относиться к себе, другим людям и своей работе. Необходимо предпринимать определённые шаги по его профилактике, которые могут предотвратить, ослабить или исключить возникновение выгорания. Нужно приумножать и пробуждать личностные ресурсы, помогающие преодолевать жизненные и рабочие стрессы. Если степень риска выгорания велика, наряду с приёмами самопомощи целесообразно обратиться за поддержкой к специалистам-психологам.
Литература:
- Аввакумова Е. И. Подготовка педагогов различных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2017. — № 25. — С. 274–277.
- Агавелян, P. O. Социально-перцептивные процессы личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности: Дисс. д-ра психол. наук / Р. О. Агавелян. Новосибирск, 2010.168 с
- Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении [Текст] / В. В. Бойко. — СПб, 2019. — 278 с
- Долгова В. И., Шаяхметова В. К., Образцова Е. В. Психолого-педагогическая коррекция эмоционального выгорания воспитателей ДОУ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 44. — С. 222–231.
- Домрачева С. А. Изучение эмоционального выгорания педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 18. — С. 71–75.
- Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к педагогической деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск, 2012.
- Клюева О. Как повысить стрессоустойчивость педагогов? / О. Клюева// Справочник руководителя школьного учреждения.-20125. — № 6. [Электронный ресурс] Доступ из системы «Актион МЦФЭР»
- Мерзлякова Д. Р. Социальные коммуникации и профессиональное «выгорание» // Коммуникативная природа человека: Материалы Росс, науч.-теор. конф. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2006. — С. 108–110.
- Митина JI.M., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М., 2001. — 192 с.
- Михальченко К. А. Инклюзивное образование — проблемы и пути решения / К. А. Михальченко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — 256 с.
- https://www.b17.ru/article/professionalnoe_vygoranie_pedagogov/