Ключевые слова: формирование навыков техники чтения, английский язык, ФГОС, анализ УМК, ИКТ.
Для того, чтобы определить какие упражнения, в каком количестве и качестве предлагаются учащимся начальной школы для обучения навыкам техники чтения мы проанализировали УМК «Spotlight английский в фокусе 2». [Быкова, 2011]. Данный УМК состоит из учебника, рабочей тетради, сборника упражнений, книги для учителя и мультимедийного приложения. УМК имеет модульную организацию.
Учащиеся в течение года проходят следующие модули:
Модуль 1: School days! — научить называть и описывать предметы школьной мебели, школьные предметы, а также использовать время Present Simple.
Модуль 2:Family moments! — научить говорить о членах семьи, вести диалог на заданную тематику, обучить использованию множественного числа имён существительных.
Модуль 3:All the things I like! — научить называть предметы сервировки стола, называть продукты, выражать свои предпочтения к еде, введение грамматического правила some/any.
Модуль 4:Come in and play! — научить называть предметы мебели, названия комнат, практическое применение такого грамматического материала, как артикли a/an и местоимения that/those.
Модуль 5: Furry friends! —научить называть части тела человека, описывать животных, а также применять конструкцию have/has got, can, а также представить материал об irregular plurals.
Модуль 6: Home, sweet home! —научить описывать локацию с использованием предлогов места, использовать конструкцию there is/there are.
Модуль 7: A day off! —научить описывать ситуации, происходящие прямо сейчас, используя новое время Present Continuous.
Модуль 8: Day by day! —повторение времени Present Simple для описания действий, происходящих каждый день.
Изучив данный УМК касательно темы нашего исследования — формирование навыков техники чтения на начальном этапе обучения иностранному языку, мы пришли к выводу, что данный УМК содержит в себе некоторое количество упразднений, направленных на развитие умений чтений. Однако упражнения представлены в недостаточном количестве, для качественной работы над навыками техники чтения. Мы проанализировали учебник, рабочую тетрадь и сборник упражнений на наличие упражнений, направленных на формирование навыков техники чтения. [Быкова, 2011]
Результаты вы можете видеть в таблице:
Таблица 1
Модуль |
Учебник |
Рабочая тетрадь |
Сборник упражнений |
|
[i:], [e]-распределить слова по столбикам |
отсутствуют |
[i:], [e]-распределить слова по столбикам |
|
[ei], [æ]- распределить слова по столбикам |
отсутствуют |
[ei], [æ]- распределить слова по столбикам |
|
чтение скороговорки на звуки [ai], [i]; распределить слова по столбикам [ai], [i] |
отсутствуют |
[ai], [i] — распределить слова по столбикам |
|
чтение скороговорки на звуки [o], [əʊ] распределить слова по столбикам [o], [əʊ] |
отсутствуют |
распределить слова по столбикам [o], [əʊ] |
|
чтение скороговорки на звуки [ai], [i] распределить слова по столбикам [ai], [i] |
отсутствуют |
распределить слова по столбикам [ai], [i] |
|
чтение скороговорки на звуки [ʌ], [u:] распределить слова по столбикам [ʌ], [u:] |
отсутствуют |
распределить слова по столбикам [ʌ], [u:] |
|
распределить слова по столбикам [n], [ŋ] |
отсутствуют |
распределить слова по столбикам [n], [ŋ] |
|
чтение буквы с и буквосочетания сh — распределить слова по столбикам [k], [s], [tʃ] |
отсутствуют |
чтение буквы с и буквосочетания сh — распределить слова по столбикам [k], [s], [tʃ] |
Что касается ИКТ, то можно сделать вывод, что упражнений, направленных на формирование навыков техники чтения с использованием ИКТ в данном УМК «Английский в фокусе 2» не имеется. В мультимедийном приложении к УМК упражнений направленных на формирование навыков техники чтения так же нет. [Быкова, 2011]
Так же следует отметить, что упражнения, представленные в данном УМК, не отличаются разнообразием. Упражнения однородны и не в полной мере формируют у учащихся навыки техники чтения. Их количество минимизировано, и удельный вес в модуле они составляют минимальный, что не является правильным, так как с нашей точки зрения, формирование навыков техники чтения — является одной из самых важных задач на начальной ступени обучения по причине того, что большая часть информации, которую получают ученики — подается в письменной форме. Упражнения, направленные на формирование и совершенствование навыков техники чтения, не затрагивают все звуки английского языка, большее внимание уделяется гласным звукам, упражнения на согласные звуки практически отсутствуют. Только учебник и сборник упражнений предлагают учащимся упражнения, направленные на формирование и совершенствование навыков техники чтения. В рабочей тетради такие упражнения отсутствуют. В каждом модуле есть 3 упражнения на технику чтения — 2 упражнения в учебнике и 1 упражнение в сборнике упражнений.
Таким образом, анализ ФГОС, УМК и примерной рабочей программы показал нам, что работа над формированием и совершенствованием навыков техники чтения является важной и сложной задачей для каждого ученика. УМК «Английский в фокусе» не полностью соответствует требованиям, предъявляемыми ФГОС и примерной образовательной программой, поэтому со стороны учителя требуется дополнительная работа по разработке упражнений на формирование и совершенствование навыков техники чтения, как традиционных, так и с применением ИКТ
Следовательно, мы можем говорить о том, что навыкам технике чтения уделяется малое внимание во 3 классе, и требования примерных рабочих программ и ФГОС не соблюдаются в УМК Spotlight «английский в фокусе» в полной мере.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М. 2010. — 41 с.
- Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению М., 1989
- Гез И. И, Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. — М., 1982. — 412 с.
- Быкова Н. И. Spotlight 3: Student's Book / Английский язык. 3класс / Н. И. Быкова, Дули Дженни, М. Д. Поспелова, Вирджиния Эванс. — М.: Express Publishing, Просвещение, 2011.
- Быкова Н. И. Spotlight 3: Cборник упражнений / Английский язык. 3класс / Н. И. Быкова, Дули Дженни, М. Д. Поспелова, Вирджиния Эванс. — М.: Express Publishing, Просвещение, 2011.
- Быкова Н. И. Spotlight 3: Workbook/ Английский язык. 3класс / Н. И. Быкова, Дули Дженни, М. Д. Поспелова, Вирджиния Эванс. — М.: Express Publishing, Просвещение, 2011.