В статье авторы определяют важность адаптации в системе управления персоналом ИТ-компаний. Описываются инструменты адаптации, в том числе цифровые, а также приводятся показатели оценки эффективности адаптации.
Ключевые слова: адаптация персонала, ИТ-специалисты, инструменты адаптации, культура организации.
В ИТ-компаниях активное привлечение персонала — процесс, происходящий на протяжение всего жизненного цикла организации. На стадии интенсивного роста и стабилизации в рамках набора сотрудников адаптация персонала напрямую влияет на дальнейшее удержание новых сотрудников и показатели текучести кадров, отношение к работе, качество работы и производительность новых сотрудников. От того, как организация построит систему адаптации, будет зависеть удовлетворенность сотрудников трудовыми отношениями и вероятность их возможного ухода [3]. По данным статистики Click Boarding, 69 % сотрудников с большей вероятностью останутся в компании в течение трех лет, если у них будет хороший опыт адаптации [4]. Данный факт подтверждает важность формирования эффективной практики адаптации для удержания ключевых сотрудников в организации.
Адаптация в ИТ-компаниях отличается спецификой применяемых технологий, сроком и инструментами. Однако, как в любой организации, успешность адаптации определяется рядом количественных и качественных показателей:
1) затраты компании на адаптацию нового сотрудника;
2) стоимость рабочего времени субъектов адаптационного процесса;
3) количество сотрудников, успешно прошедших испытательный срок;
4) снижение текучести персонала;
5) положительная обратная связь участников адаптационного процесса;
6) проявление лояльности и высокой мотивации к работе нового сотрудника [1].
В ИТ-компаниях в российской и зарубежной практике используются различные технологии адаптации. Специфические особенности ключевых сотрудников ИТ-компаний определяют их нацеленность на использование цифровых технологий, позволяющих в удобном режиме знакомиться с компанией. Для сотрудников — представителей поколений Y и Z в период адаптации очень важно видеть структурированный план движения вперед, какие действия им необходимо совершать, чтобы вырасти в своей профессиональной области. В связи с этим среди множества инструментов адаптации можно выделить ряд наиболее часто используемых организациями, в которых работают молодые специалисты:
– welcome training;
– welcome day;
– гайд для нового сотрудника;
– профессиональные тренинги;
– наставничество;
– buddying;
– e-learning;
– индивидуальный план развития.
Применение инструментов адаптации позволяет новичкам интегрироваться в культурную среду организации, что в дальнейшем помогает избежать ухода сотрудников из организации. Увольнение сотрудника может являться вероятным результатом невыстроенной системы адаптации, что для компаний ИТ-сферы, действующих на рынке труда с высокой конкуренцией, становится ключевым риском. В свою очередь повышение текучести кадров напрямую влияет на качество работы с клиентами компании, подрывает конкурентные преимущества и снижает мотивацию сотрудников, оставшихся в организации.
В ИТ-компаниях вышеперечисленные технологии адаптации зачастую используются с применением удаленных системы, приложений, позволяющих сделать процесс адаптации более интерактивным.
Адаптация для ИТ-компаний играет ключевую роль, так как потеря сотрудника не только повышает затраты компании на привлечение нового работника, но и влияет на позицию компании на рынке труда, что при высокой конкуренции на рынке ИТ-специалистов может оказать на нее негативное влияние. Согласно анализу LinkedIn, средний уровень текучести кадров в мире составляет 10,9 %, причем в ИТ отрасли этот показатель достигает более высоких значений -13,9 % [2]. Поэтому при выборе инструментов адаптации в ИТ-компаниях особенно важно учитывать специфику отрасли, особенности ключевых сотрудников, связь с показателями эффективности работы персонала. По этой причине в российской и зарубежной практике ИТ-компании все чаще прибегают к использованию цифровых инструментов адаптации сотрудников. Среди них можно выделить ключевые (таблица 1).
Таблица 1
Цифровые инструменты адаптации
Цифровые инструменты |
Описание |
Информационные сайты |
Сайт предоставляет возможность получить всю необходимую информацию в едином пространстве. На сайтах специалисты размещают информационные блоки о компании (истории, ценностях, миссии), образовательные материалы, правила жизни в организации, предоставляют возможность быстрой связи для новых сотрудников с HR-специалистами. Доступ к сайту сотруднику предоставляется через персональный компьютер или мобильный телефон. |
Чат-боты |
Чат-бот также, как и сайт, позволяет агрегировать необходимую информацию в едином месте. Новые сотрудники подключаются к боту через мессенджеры и получают ответы на часто задаваемые вопросы. |
Видеоформаты |
Видеоформат позволяет заменить очные образовательные и приветственные мероприятия и получить доступ к материалам в любое время. Сотрудники компании заранее подготавливают необходимый контент для нового персонала организации, что позволяет сформировать единую повестку для всех сотрудников. Внедрение данного инструмента позволяет руководству компании, несмотря на загруженность, производить положительное первое впечатление [5]. |
Социальные сети/мессенджеры |
Позволяют в процессе адаптации получить быстрый доступ и обратную связь ко всей информации компании, ускоряют процесс коммуникации с коллегами, наставником. Чаще всего в ИТ-компаниях используются «Telegram», «Whatsapp» и «Slack». |
Использование цифровых решений позволяет экономить рабочее время, быстро получать обратную связь, достигать результатов в сжатые сроки, освещать единую повестку в рамках адаптационной программы. В ИТ-компаниях применение цифровых технологий в процессе адаптации привлекает и повышает лояльность технически подкованных сотрудников [5].
Организации вкладывают значительные ресурсы, чтобы найти новых сотрудников, чьи личные ценности соответствуют культуре организации, но часто невозможно найти идеальное соответствие с учетом высокой конкуренции на рынке ИТ-отрасли. Программа адаптации, направленная на формирование организационной идентичности, для многих компаний выступает в качестве второго средства передачи и поддержания своей культуры: новые сотрудники принимают организационные ценности и поведенческие нормы. В случае неверно подобранных инструментов адаптации наступает риск возвращения лидеров к тому, с чего они начали после нескольких месяцев инвестиций: к попыткам нанять новых сотрудников. И наоборот, успешная программа адаптации приводит к продуктивным, целеустремленным сотрудникам, которые рады прийти на работу и гордятся своей ролью в содействии успеху своей организации.
Литература:
- Лебедева Т. Е., Голубева О. А. Адаптация персонала как ключевая задача руководства организации // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). с. 117–122. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-personala-kak-klyuchevaya-zadacha-rukovodstva-organizatsii
- Are you losing your best people because of your onboarding. Report. [Электронный ресурс] // URL: https://www.hci.org/system/files/2019–11/Onboarding-Retention-Whitepaper %20 %282 %29.pdf
- Cable DM, Gino F, Staats BR. Breaking Them in or Eliciting Their Best? Reframing Socialization around Newcomers’ Authentic Self-expression. Administrative Science Quarterly. 2013;58(1): 1–36. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0001839213477098.
- Don't Underestimate the Importance of Good Onboarding. [Электронной ресурс] URL: https://www.shrm.org/resourcesandtools/hr-topics/talent-acquisition/pages/dont-underestimate-the-importance-of-effectiveonboarding
- Technology’s Role in Onboarding. Report. [Электронный ресурс] // URL: https://www.chieflearningofficer.com/2015/07/16/technologys-role-in-onboarding__trashed/