Центральная Азия всегда являлась важным стратегическим регионом, к военно-политическому и экономическому присутствию в котором стремились Российская и Британская империи. Российская империя и Британия, как два политических центра силы, вступив в пространственные отношения, стремились добиться своих стратегических задач в Центральной Азии, учитывая особенности географического расположения и преимущества данного региона. Обе державы, в особенности Британия, рассматривали регион как необходимое жизненное пространство для усиления своей роли в мировой политике.
Афганистан бесспорно занимает важное геополитическое положение, и формирование своего взгляда на его развитие в сфере международных отношений и продвижение собственных интересов в процессе взаимодействия с ним и странами-интересантами по «Афганскому вопросу» должны иметь если не приоритетное, то принципиальное значение. Отношение к Афганистану в разных странах менялось со временем, рассмотрим позиции крупнейших геополитических игроков.
Афгано-советские отношения носили позитивный окрас почти весь период существования СССР.
Советской Россией была оказана поддержка Афганистану, она была первой страной, которая признала суверенитет Афганистана (Королевства Афганистан). В связи с позицией Советской России и с подъемом антиимпериалистической борьбы на Востоке в Афганистане процветала борьба за независимость. Позднее и Англией была признана независимость Афганистана.
В 50–60-х годах сотрудничество Афганистана с Советским Союзом и другими социалистическими странами значительно расширилось. Это оказало сильное влияние на экономическое развитие Афганистана и открыло перед ним возможность создания предпосылок для самостоятельной экономики. Результатом советско-афганских соглашений, направленных на экономическое и техническое сотрудничество, было строительство в Афганистане при участии СССР ряда инфраструктурных и промышленных объектов. Также расширились связи между СССР и Афганистаном в сфере культуры [1].
Деятельность Советского Союза по экономическому и культурному развитию Афганистана, а также политическому влиянию на страну, возымела действие: афганское правительство до конца 70-х годов придерживалось позиции нейтралитета и сотрудничества со странами Восточного блока.
В СССР советско-афганские отношения часто представлялись как дружественные, и при этом упускались особенности афганского нейтралитета, стиля управления его высшего руководства и военных. Афганистан в качестве главного внешнеполитического врага рассматривал Великобританию, образ которой складывался на протяжении трех англо-афганских войн XIX — начала XX в. и был отягощен искусственно проведенной англичанами государственной границей, разделившей пуштунский этнос.
Отношения КНР к Афганистану с самого начала носило позитивный характер. Дипломатические отношения между двумя странами были установлены лишь в 1955 г. Премьер-министр Китая Чжоу Эньлай посетил Афганистан в 1957 г. Ответный визит премьер-министра Мухаммеда Дауд Сардар Хана в Пекин последовал в том же году. Эти визиты укрепили двусторонние отношения между двумя государствами. Позднее, в августе 1960 г., между двумя странами был подписан Договор о дружбе и ненападении. Кроме того, вопросы, связанные с пограничными территориями Вакхана протяженностью 76 километров, были урегулированы в совместном пограничном соглашении, подписанном в 1963 г.
Во время восстания против правительства Гоминьдана в 1944 году Советский Союз поддержал уйгурских сепаратистов, образовав Вторую Восточно-Туркестанскую республику (2-ю ЕТР) в районе Или, в то время как большая часть Синьцзяна оставалась под контролем Гоминьдана. Это обстоятельство недавнего восстания подстегивало к повышению контроля над регионом уже правительство КНР. Ситуация осложнялась не только за счет этнического фактора, но и по причине религиозных разногласий — большая часть уйгуров исповедовала Ислам.
В последующее десятилетия отношения между Китаем и Афганистаном поддерживались на том же уровне и не претерпевали существенных колебаний. Китайские интересы были сосредоточены на поддержании стабильности Синцзян-Уйгурском автономном округе.
Ситуация изменилась с началом военным вмешательством СССР во внутренние дела Афганистана в 1079 году. Созданное Советским Союзом правительство Бабрака Кармаля занимало просоветскую позицию, и Китай отказался признавать его. Весь период советско-афганской войны КНР спонсировала движение моджахедов, чтобы предотвратить советское присутствие и рост геополитического влияния соперника в регионе.
Китай расценивал советское присутствие в Афганистане как угрозу безопасности: КНР стремилась избежать стратегического окружения с запада, а также не допустить потенциальную военную угрозу союзному Пакистану.
Однако поддержка моджахедов оборачивалась интенсивным ростом радикального исламизма в Афганистане, что давало новую почву для новых выступлений против Китая в Синцзян-Уйгурском автономном округе, на этот раз подогретых экстремистами.
Взгляды на положение Афганистана в международной политике стран Западной Европы и США также носили сугубо прагматический характер. Если Китай и СССР в проводимой в отношении Афганистана политике руководствовались в первую очередь необходимостью обезопасить границы — Советский Союз также пытался всеми силами поддерживать дружественный режим в стране –, то в действия ряда западных стран, таких как Германия, Англия, США, прослеживалось устремление вовлечь Афганистан в свою политическую игру, навязав сотрудничество и использовав эту страну в качестве точки создания инструмента геополитического воздействия на страны-соперники.
Так, в начале 50-х годов в экономику Афганистана началось активное проникновение со стороны ФРГ. Угроза независимости страны состояла и в попытках вовлечь ее в военные блоки в Азии. Чтобы оказать давление на Афганистан США и Англия предпринимали попытки использования афгано-пакистанского противоречия по вопросам самоопределения пуштунов ха линией Дюрана. Из-за экономических затруднений и роста социальных противоречий в Афганистане появились оппозиционные общественные течения.
США вели политику сближения с Афганистаном еще с 20- годов. Правительство США не ставило особых стратегических целей, взаимоотношение с Афганистаном ограничивались пассивным сотрудничеством в сферах культуры и экономики, которые не имели значительного эффекта. Со введением советских войск США обратили более серьезное внимание на Афганистан. Их целью стало недопущение победы правительственных сил Афганистана и его вовлечения обратно орбиту влияния СССР [3].
Литература:
- Исаков А., Филиных Д. Афганистан: вчера, сегодня, завтра // Россия и мусульманский мир. 2015. № 4 (274). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/afganistan-vchera-segodnya-zavtra (дата обращения: 05.06.2022).
- Коргун В. Г. История Афганистана // М.: Издательство «Крафт+».2004
- Чернышков Алексей Владимирович Политика Соединенных Штатов Америки в Афганистане от Саурской революции до окончания первого президентского срока Б. Обамы. / Волгоград — 2014