Ключевые слова: локомотивы, электровозы, тепловозы, противопожарная безопасность, железная дорога, возгорание.
Железнодорожный комплекс остается развивающейся структурой. Растет количество грузовых и пассажирских перевозок, однако, ввиду сложившейся экономической ситуации возникают некоторые трудности в развитии компании.
В нашей стране иногда возникают сложности в преодолении расстояния между населенными пунктами. В ближайшей перспективе — увеличение скорости движения, удлинение плеч обслуживания. В программе развития холдинга до 2030 года — дальнейшее увеличение скорости движения поездов, как одно из ключевых и важнейших моментов. Но на ряду с этим необходимо обеспечить развитие комплекса соответствующей инфраструктуры. Быстрота перемещения увеличит спрос, как на пассажирские, так и на грузовые перевозки. Появится больший интерес к компании.
Немаловажным остается вопрос обеспечения безопасности движения поездов. Повышение нагрузки на технические средства железных дорог, в том числе и на локомотивный парк ведет к повышению рисков выхода из строя оборудования. Особое внимание стоит уделить противопожарным мероприятиям в локомотивном комплексе. Локомотивный парк в нашей стране весьма многочислен и разнообразен. Основу локомотивного парка Московской железной дороги составляют электровозы: ВЛ10; ЭП20; ЭП2К, ЧС7 и другие. А также тепловозы: ЧМЭ3, 2ТЭ10, 2ТЭ116, 2ТЭ25, ТЭМ7 и т. д.
Предупреждению и исключению возгораний на локомотивах уделяется особое внимание.
Проведенный анализ случаев за последние годы показал, что большой процент возгораний приходятся на тепловозы. При этом, пожары чаще случаются после выхода локомотива с текущего ремонта 2-го и 3-го объёмов.
Одной из причин является то, что при выпуске локомотивов из ремонта автоматические системы пожаротушения разоборудованы, не укомплектованы или по техническим причинам отключены. Также наблюдаются сбои в алгоритме работы системы пожарной сигнализации. Это приводит к тому, что локомотивные бригады принимают локомотив с выключенной системой пожарной сигнализации, получая приказы на следование без нее. Еще одной из причин можно считать некачественное техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения, по причине низкой квалификации обслуживающего персонала, а также нехватки запасных частей и комплектующих. Зачастую работники могут оставить инструмент на локомотиве после проведения планового вида ремонта. Следствием некачественного ремонта является нарушение работоспособности узлов.
При приемке локомотива из депо и при смене на путях локомотивные бригады в виду нехватки времени производят осмотр пожароопасных мест и средств пожаротушения поверхностно, хотя согласно инструкции, при ТО-1, помощник машиниста обязан обратить особое внимание на противопожарный инвентарь, огнетушители и их даты проверок, наличие песка для тушения и другого инвентаря для борьбы с возгоранием. Также локомотивной бригаде необходимо ознакомиться с записями в журнале технического состояния формы ТУ — 152, обращать внимание на соединения проводов и состояние изоляции, утечке горюче-смазочных материалов.
Согласно статистике возгорания чаще происходят в силовых электрических цепях локомотивов.
К пожарам приводят неисправности следующих узлов:
- Силовые электрические цепи
- Топливная система дизеля
- Турбокомпрессор
- ВВК
- Тяговый трансформатор
- Тяговый электродвигатель
- Электрические цепи управления
- Система охлаждения тяговых электродвигателей и выпрямительных установок
- Механическое вспомогательное оборудование и их приводы
- Неисправность подогревателя топлива — попадание дизельного топлива в водяную систему
- Нагрев с последующим загоранием силовых кабелей тяговых электродвигателей
- Короткое замыкание силовых кабелей
- Воспламенение дизельного масла и топлива, скопившегося в выпускном коллекторе левого турбокомпрессора по причине закоксованности дренажного трубопровода.
Именно этим агрегатам стоит уделять особое внимание.
Проанализировав данную ситуацию в локомотивном комплексе, можно вывести следующие пути решения проблемы:
- Улучшения качества проведения ремонта;
- Повышение уровня квалификации ремонтного персонала;
- Увеличение времени на приемку и техническое обслуживание локомотивов бригадами;
Любой из этих аспектов заслуживает внимания и изучения, но стоит обратить особое внимание на тему «Совершенствование системы осмотров локомотивов помощником машиниста во время стоянки и в пути следования для минимизации и исключения пожаров».
Данная тема остается актуальной, поскольку большинство случаев возгораний можно предотвратить своевременным осмотром и выявлением технической неисправности или совокупности факторов, которые могут привести к пожару.
Согласно инструкции № ЦТ-ЦУО-175 машинист обязан «при небольшом очаге пожара ликвидировать его, используя имеющиеся огнетушители, а на локомотивах, оборудованных установкой пожаротушения, при пожаре или когда огнетушителями потушить пожар не удается, привести в действие установку и приступить к тушению пожара».
Для более качественного выполнения своих должностных обязанностей в части выполнения ТО-1 локомотивной бригадой считаем целесообразным произвести модернизацию на локомотивах системы освещения путем замены ламп накаливания диодными лампами, которые потребляют меньшее количество электроэнергии выделят большее количество света в то же время являются более безопасными.
Также обеспечить надежное крепление пожарных ведер в специально организованных местах и замену песка на видах текущих ремонтов, а также после замечаний в журнале формы ТУ-152 сделанных машинистом.
Необходимо усилить контроль и ответственность за выпуск локомотивов с утечками горюче-смазочных материалов. Помощник машиниста пи возможности обязан осматривать узлы и агрегаты локомотива, а при приемке обращать особое внимание на подтеки выплавляющегося олова с шин, запах изоляции, следы подгара, места возможного перетирания и соприкосновения проводов с металлическим корпусом.
Литература:
- Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Утверждены Приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286;
- Инструкция по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе. В редакции указания МПС России от 04.10.2001 № -1672у;
- Распоряжение об утверждении «Порядка действий локомотивной бригады по обеспечению пожарной безопасности на тяговом подвижном составе и ликвидации пожаров в процессе его эксплуатации» № ЦТ-205/р.