В статье раскрываются виды эмоционального отношения детей к школьному обучению и методы формирования положительного отношения к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: эмоциональное отношение, готовность к школьному обучению, положительное отношение к школе, пескотерапия, игры Воскобовича.
Проблема положительного эмоционального отношения к школе нашла отражение во многих работах отечественных и зарубежных исследователей в структуре готовности к школьному обучению. В тоже время ее изучению уделяется недостаточное внимание.
У ребенка с недоразвитием речи, имеющего своеобразие развития эмоциональной сферы, может появиться негативное отношение к началу обучения в школе, которое оказывает большое влияние на успешность его школьного обучения в целом. Недостаток сведений и методов развития положительного эмоционального отношения дошкольников с речевым недоразвитием к обучению в школе послужил основанием для реализации моего проекта.
Проект реализовывался на базе МБДОУ г. Иркутска № 77. Где мною были обследованы старшие дошкольники с общим недоразвитием речи в количестве 22 человек (ЦГ) и 19 нормально развивающихся сверстников (КГ).
Объект: эмоциональное отношение к школе в структуре готовности к началу школьного обучения.
Предмет: эмоциональное отношение к началу школьного обучения детей с нормальным и нарушенным речевым развитием.
Цель исследования:
— диагностика эмоционального отношения дошкольников с речевым недоразвитием к началу обучения в школе;
— формирование положительного и коррекция негативного эмоционального отношения направлений их педагогической поддержки;
— проведение контрольной диагностики и выявление результатов реализации проекта.
На первом этапе, с помощью беседы, модифицированного варианта МЦВ теста Люшера и методики «Незаконченные предложения» нами изучалось эмоциональное отношение детей к началу школьного обучения. Результаты исследования представлены в диаграмме (рис. 1).
Рис. 1
Было выявлено, что положительное отношение к учебе в школе у детей с нормальным развитием является доминирующим (57,89 %). В тоже время у дошкольников с нарушением речи преобладающим является неопределенное и отрицательное отношения к школе (50,00 % и 31,81 %).
В связи с полученными результатами обследования, было решено разработать и реализовать методы формирования положительного отношения детей с речевыми нарушениями к обучению в школе.
А именно:
— информационная педагогическая поддержка родителей и детей (беседы, консультации и др.);
— можно предложить родителям побеседовать с ребенком на школьные темы, рассказывать о своем опыте школьного обучения, своей учебе и любимых учителях.
- Информационная поддержка родителей также может быть организована по-разному:
1. Журнал для родителей. Темы: «Ваш ребенок — будущий первоклассник»; «Знания, умения и навыки, необходимые будущему первокласснику»; «8 советов родителям будущих первоклассников».
2. Выставка на тему: «Это нужно для школы».
3. Издание газеты, которая помогает информировать родителей о жизни ребенка в образовательном учреждении.
4. Консультации на тему: «Как выбрать школу»; «Что делать, если вашего ребенка не принимают в школу»; «Немного об игре» и т. д.
5. Анкетирование родителей на тему «Как помочь учиться»
6. Семинар — практикум «Игры для подготовки к школе».
7. Рекомендации родителям будущих первоклассников.
Беседа с детьми «Школа — мой новый дом», также может быть организован просмотр видеофрагментов о положительных эмоциях детей в школе.
- Педагогическая поддержка:
— педагогическая поддержка через игровую деятельность (сюжетно-ролевые, соревновательные подвижные игры на школьную тематику);
— использовать сюжетно-ролевые и соревновательные игры на школьную тематику. Основной целью которых является закрепление положительного отношения к школе и имеющихся у детей представлений о ней, а также уточнение правил школьного поведения и т. д. [59]. Например, такие сюжетно-ролевые игры, как «Школьная жизнь», «Школьная библиотека», «Урок математики» и т. д.
Для развития наблюдательности, закрепления знаний детей о назначении школьных предметов можно использовать соревновательные подвижные игры «Кто скорее соберёт портфель?», «Игровая переменка», «Найди!» и т. д. Также можно предлагать детям с данным типом отношения к школе рассматривать школьные принадлежности и загадывать загадки о них и т. д.
Также особое место в педагогической поддержке занимает включение в игры и занятия элементов пескотерапии (для снижения эмоционального напряжения, формирования положительных представлений о будущем обучении в школе и т. д.). Например, изобрази на песке школу и расскажи, для чего она нужна. Как ты думаешь, у тебя будет много друзей? Какие предметы изучают в школе и др.
Игры Воскобовича можно включать в различные игры с целью развития познавательных навыков. Например: квадрат Воскобовича, Игровизор, Чудо-крестики.
- Чтение художественной литературы:
— педагогическая поддержка через чтение художественной литературы (рассказы, сказки, стихи о школе и т. д.).
Следует обратить внимание на чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни и заучивание стихов. Большое значение при работе с данной группой детей имеет ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда. Необходимо подбирать рассказы и стихи о школе так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу, важность и значимость школьных знаний, содержание школьного обучения, школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам, правила поведения на уроке и в школе. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым условиям.
В другой раз стоит остановиться на нормах и правилах, попробовав в игре от лица «учителя» предъявить определенные требования к «ученику». Далее объектом внимания могут стать учебники, которые полезно не только посмотреть и пролистать, но и попробовать «понарошку» выполнить какое — либо простенькое задание.
Далее можно подключить чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни. Например: «Этикет первоклассника в стихах: как вести себя в школе» / Г. П. Шалаева, О. М. Журавлёва; «Знакомство со школой: азбука первоклассника в стихах» / И. Агеева; «Поздравления, пожелания, приветствия, наказы, советы первоклашкам в стихах»; Сказка «Лесная школа» / М. А. Панфилова.
- Стимуляция активности ребенка
— педагогическая поддержка через стимуляцию активности ребенка (экскурсии в школу, занятия с различными специалистами на школьную тематику и др.).
Экскурсия направлена, на формирование у детей правильного представления о школе, стремления как можно больше узнать о школьной жизни, желания учиться в школе. А также для того, чтобы познакомить детей с организацией учебы, с оформлением школы, учебными классами, с правилами внутреннего распорядка школьной жизни.
- Продуктивные виды деятельности
— педагогическая поддержка через продуктивные виды деятельности (аппликации и рисунки на школьную тему и др.).
Для закрепления полученных знаний и положительных эмоций после экскурсии в школу, можно выполнить различные рисунки и поделки на данную тематику. Например, аппликация на тему: «Портфель для Буратино»; рисование на темы: «Здание школы», «Мои впечатления от экскурсии в школьную библиотеку», «Класс» и др.
По завершению проекта была проведена итоговая диагностика, результаты которой представлены в диаграмме (рис. 2).
Рис. 2
Результаты которой показали, что по отношению к детскому саду существенных различий между дошкольниками с речевым недоразвитием и их нормально развивающимися сверстниками не обнаружено, и большинство детей относятся к обучению в школьном учреждении позитивно.
Таким образом, в процессе систематического, целенаправленного педагогического и семейного воздействия дополняются знания детей, полученные в детском саду, расширяется кругозор детей, формируются психологические качества будущего школьника и его положительное отношение к началу обучения в школе.
Тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам подготовки детей к школьному обучению является оптимальным вариантом по формированию устойчивого положительного отношения к предстоящему обучению у ребенка, имеющего нарушения речевого развития.
Литература:
- Венгер, Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л. А. Венгер, Т. Д. Марцинковская, А. Л. Венгер; под ред. О. Г. Свердловой. — М.: Знание, 1994.
- Дружинин, А. Первый раз в первый класс / А. Дружинин, О. Дружинина. — М.: Центрполиграф, 2003. — 215 с.
- Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника / пособие для воспитателей дет.сада / А. В. Запорожец, А. Д. Кошелева, Я. В. Неверович / Под ред. А. Д. Кошелевой. — М.: Просвещение, 1985.
- Нежнова, Т. А. Различия в эмоциональном отношении к школе и учению у детей шести- и семилетнего возраста, обучающихся и не обучающихся в школе / Т. А. Нежнова, Е. А. Филипова.– М.: Просвещение, 1991.
- Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадрикова. — М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
- Пищаева М. В. Физиологические основы здоровья: Готовность к обучению. Учебное пособие / М. В. Пищаева, С. В. Денисова, В. Ю. Маслова. — Арзамас: АГПИ, 2007.